В то время как наши поп-звезды и супермодели поедают семенники кенгуру на телевизионных реалити-шоу, информация о том, что победительница конкурса Евровидения объявила голодовку в борьбе за политические идеалы, звучит неожиданно и отрезвляюще. Да, двадцатисемилетняя украинская певица Руслана Лежичко приостановила голодовку, которую она начала в прошлый четверг, но верно и то, что она пригрозила возобновить ее, если сфальсифицированные результаты выборов не будут пересмотрены. С самого начала кризиса перед тысячами демонстрантов, целыми днями стоящих на улице при минусовой температуре, выступают музыканты, юмористы и актеры.
Как же мало это страстное стремление к демократии напоминает нашу собственную политическую жизнь - заплывшую жиром и пресыщенную. Что могло бы заставить нашу 'богиню' из какого-нибудь девичьего ансамбля - скажем 'Girls Aloud' - прибегнуть к длительному внеплановому голоданию? Все что угодно - только не политика.
Один из второстепенных побочных эффектов грандиозных событий на Украине состоит в том, чтобы напомнить нам, каким бесстрастным и равнодушным порой бывает общество, где демократия принимается как должное. Чем больше мы сходим с ума по знаменитостям, тем решительнее сами эти знаменитости избегают любого участия в политике. В Америке правый президент хотя бы расшевелил рок-звезд, юмористов, киношников и даже писателей, побудив к попыткам повлиять на исход голосования. У нас же самые талантливые и остроумные звезды следуют моде на холодное, цинично-равнодушное отношение к политическим событиям. Одной из главных 'примочек' Али Джи (Ali G) - персонажа, созданного комиком Сашей Бэроном-Коэном (Sasha Baron-Cohen), было его полное политическое невежество - о международных делах он узнавал только из голливудских фильмов и реалий собственной жизни в городке Стэйнс (Staines).
На той же шутке основывается и последний DVD Рики Гервейса (Ricky Gervais) под - ироническим, естественно - названием 'Политика' ('Politics'). 'Я ни разу ни с кем не беседовал о политике, - заявил Гервейс в одном из интервью. - Жизнь - это не только Блэр, Буш или Национальная служба здравоохранения. Они куда менее важны, чем вещи, влияющие на вас в повседневной жизни - отношения с друзьями, или даже если у вас дома кончилось молоко'. Возможно это тоже была особо утонченная ирония, очередной анекдот. Говорят, персонаж, отпускающий шутки по поводу педофилии, инвалидов, об истреблении евреев Гитлером, и требующий посадить Бернарда Мэннинга (Bernard Manning) [еще один британский комик - прим. перев.] под арест - это 'двойник' Рики Гервейса, мнимый 'Рики Гервейс', чьи суждения о политике отличаются невежеством и нарочитой абсурдностью.
Все это звучит знакомо. В начале 1980х Рик Мэйалл (Rik Mayall) уже создавал персонажа по имени 'Рик' - закомплексованного студента, поклонника Клиффа Ричарда и анархизма - сначала для представления в жанре 'стэнд-ап', а затем для телесериала 'Молодые' ('The Young Ones') на ВВС. Примечательно, что тогда весь юмор заключался в том, что для Рика иметь радикальные политические взгляды было 'клево'. Радикализм был в моде.
Комики, как правило, выбирают предметом для шуток какую-то черту собственного характера или мира, в котором они живут. Подобно тому, как сегодня Гервейс высмеивает мелочность и эгоизм англичан 21 века, Мэйалл издевался над тогдашней модой на политическую активность. Г-жа Тэтчер стала для левых идеальной мишенью, и косвенным путем помогала разгневанным артистам в полной мере проявить свой талант.
Почти десять лет участие в политике считалось 'правильным поведением', способствующим карьере рок-музыкантов, комиков и актеров. Концерты из серии 'Рок против расизма', благотворительные юмористические концерты в пользу бастующих шахтеров [имеется в виду общенациональная забастовка британских шахтеров в начале 1980х гг. - прим. перев.], гневные сатирические филиппики по поводу происходящего на базе Гринэм-Коммон [американская военная база в Великобритании, где в начале 1980х гг. предполагалось разместить крылатые ракеты, что вызвало массовые демонстрации протеста британских сторонников мира - прим. перев.], или плохого качества питания в школах, или войны на Фолклендах - это было 'круто', превратилось в модный элемент индустрии развлечений.
Тогда к этому относились с серьезностью, граничившей с ханжеством - сегодня такое вызвало бы только смех. В то время сам я находился где-то на краешке этой 'сцены', редактируя и составляя книжные сборники - тогда ты быстро понимал, что некоторые формы легкомыслия могут вызвать у людей неудовольствие. За годы до того, как отсутствие 'политкорректности' превратилось в обвинение, вам на полном серьезе задавали вопрос является ли тот или иной человек 'надежным' в политическом отношении. 'Торговать собой', скажем, снимаясь в телевизионной рекламе, считалось непростительным предательством.
Те времена миновали. Даже самые 'надежные в политическом отношении' кончили рекламой автомобилей или озвучиванием объявлений в супермаркетах. И все же сегодня, когда лишь горстка комиков специализируется на политической тематике, да и их шутки абсолютно предсказуемы, невольно испытываешь ностальгию по прошлому, когда вопросы, волновавшие общество - даже если они носили демагогический, раздутый характер - не оставляли равнодушными и мир знаменитостей.
Недавно Питер Хейн (Peter Hain) [британский политический деятель - прим. перев.] заметил, что правительство вышло из моды. То же самое можно сказать и о 1980х, с той разницей, что тогда многие представители индустрии развлечений не относились к происходящему равнодушно. Когда Amnesty International нуждалась в средствах, лучшие музыканты и остроумнейшие комики того времени собирались на благотворительных концертах под названием 'балы тайной полиции'.
В честь 25-летнего юбилея первого из таких представлений, как это обычно делается в таких случаях, снят документальный фильм (он будет показан 9 декабря по ВВС 4). Лишь немногие из нынешнего поколения комиков откликнулись на просьбу поделиться своими мыслями об этом событии. По словам продюсера фильма, 'они заявили, что им нечего сказать'.
Этой фразой можно отлично подытожить ситуацию. В эпоху, когда люди предпочитают голосование на телевизионных 'реалити-шоу' участию в политических выборах, артисты, призванные их развлекать - ироничные, легковесные, равнодушные к нравственности - четко улавливают настроение момента.