После распада советской империи многие россияне относились к независимости Украины как к временному недоразумению. Для них она - часть былой великой страны: по историческим, стратегическим и этническим причинам. Проживающий на Украине русский является с московской точки зрения так или иначе членом российского общества, а кто был действительно украинцем, являлся его членом тоже. В Кремле господствует убеждение, что есть не только этнические русские, но как бы еще и политические (россияне; сравните: британский, но не английский). Эта убежденность заставила, например, президента Ельцина назвать, не долго думая, чеченцев россиянами. Последствия такого решения мы знаем.
Путин тоже рассматривает Украину как часть российской империи. Он и по этой причине считает само собой разумеющимся вмешательство в предвыборную борьбу в соседнем государстве. И если теперь он заставил себя согласиться с требованием проведения повторных выборов, то это можно считать прорывом. Слово российского президента имеет вес на Украине. Обстановка для новых выборов благоприятная.
Но позволят ли они добиться желанной цели, а именно, честного результата? Можно только надеяться. Впрочем, есть сомнения. Не исключена новая фальсификация. Прежними остаются и цели России. Путин стремится к восстановлению российской великой державы. Для этого ей необходима Украина. Президент позволяет сравнивать себя с князем Горчаковым. После катастрофы в Крымской войне в 1856 году министр иностранных дел делал на протяжении 25 лет все, чтобы терпеливо добиваться с помощью примирительных жестов в адрес Запада и, по возможности, избегая кризисов, восстановления мощи России.
Путин действует подобным же образом. Запад - или что от него осталось - поступил бы правильно, если бы проявлял к нему благосклонную осторожность.