Судя по всему, вскоре Верховный суд Украины объявит результаты второго тура президентских выборов недействительными. После этого парламент назначит новый состав Центральной избирательной комиссии и дату повторного голосования - скорее всего это будет 19 декабря.
Оглядываясь назад - на период предвыборной кампании - больше всего удивляешься, насколько предсказуем был именно такой исход. Когда я посетил Украину в конце июля, большинство людей говорили мне, что произойдут три вещи: реальным победителем на президентских выборах станет Виктор Ющенко; Виктор Янукович сфальсифицирует результаты голосования в свою пользу; после этого люди выйдут на улицы и разыграют 'грузинский сценарий'. Именно так все и случилось. Обе стороны были готовы к нынешней драме.
Фальсификация результатов выборов, как показывают данные Центральной избирательной комиссии, была столь же грубой, сколь и масштабной. По официальным данным, во втором туре победил Янукович с преимуществом в 2,85 % голосов, но этот результат был достигнут за счет неприкрытой подделки бюллетеней. Явка во втором туре увеличилась на 5,4%, однако в 17 регионах, где большинство получил Ющенко, этот рост был минимальным - всего 0,6%. В то же время, в 10 регионах, поддерживавших Януковича, зафиксирован беспрецедентный прирост явки - на 9,1%. В Донецкой области явка увеличилась на 18,6%, достигнув невероятного уровня в 96,7%, причем 96,2% избирателей якобы проголосовали за Януковича. Если принять за основу увеличение явки на 0,6% по всей стране, то получается, что люди Януковича подбросили в урны 1,7 миллиона бюллетеней - или 5,5% от общего количества.
Естественно, все эти бюллетени были заполнены за Януковича. Вычтем их, и тогда выяснится, что выборы выиграл Ющенко с преимуществом в 3% голосов. При этом в ходе обоих туров власть использовала и другие формы подтасовок: мошенничество, дезинформацию и запугивание. Будь выборы свободными и честными, Ющенко победил бы с солидным преимуществом.
Сегодня многое указывает на то, что Ющенко выиграл поединок. Начнем с того, что он просто остался в живых. Улицы заполнены его сторонниками. Наиболее важный фактор, пожалуй, состоит в том, что революционный энтузиазм людей не иссякает. Украинцы опровергли все негативные стереотипы, связанные с их национальным характером: никакой нерешительности или буйства - все ведут себя организованно; никакого пьянства - все трезвы как стеклышко; никакого равнодушия - налицо четкое понимание происходящего.
То же самое говорили о поляках после первого визита папы Иоанна-Павла II летом 1979 г., и позднее, во времена 'Солидарности'. Как кто-то удачно выразился, в 1991 г. Украина получила независимость; теперь же она ее заслужила. Демонстранты в Киеве скандируют: 'восток и запад - вместе'. Они не желают конфликта с восточными регионами страны. Подобный революционный порыв остановить очень трудно, особенно когда он выливается исключительно в мирные формы борьбы.
Главной задачей Ющенко было не допустить, чтобы на него повесили ярлык украинского националиста. Одержав победу в центральной Украине, особенно в Киеве, и в трех восточных областях, в частности Сумской и Полтавской, он продемонстрировал, что пользуется популярностью и в русскоязычных регионах. Речь уже не идет о языке и национальном вопросе - речь идет о демократии. А противостоять демократом на выборах, которые можно назвать хотя бы отчасти свободными, весьма непросто.
Обеспечив поддержку большинства народа, оппозиция должна решить следующую задачу - 'достучаться' до властных структур. Парламент уже объявил результаты выборов недействительными и отправил в отставку Центральную избирательную комиссию. Важную роль в развернувшейся драме играют также полиция, суды и СМИ. Судя по сообщениям прессы, многие обычные полицейские и сотрудники спецподразделений поддерживают Ющенко. Особенно обнадеживает тот факт, что известный конъюнктурщик - бывший министр обороны Евгений Марчук, отправленный в отставку в сентябре - также встал на его сторону. Не остался в стороне от событий и Верховный суд: этот факт также говорит в пользу Ющенко. Тележурналистам надоело пропагандировать 'линию партии': многие из них сегодня поддерживают оппозиционного кандидата. Нельзя сказать, что ситуация полностью ясна, но перспективы выглядят многообещающими.
Озабоченность вызывает прежде всего ситуация в восточных областях Украины, особенно Донецкой и Луганской. Однако это единственные регионы страны, где существует настоящая диктатура, так что происходящие там демонстрации трудно воспринимать всерьез. Народ и там восстанет против угнетателей. Отделение этих регионов и их присоединение к России с ее авторитарным режимом было бы лишено всякого смысла, даже несмотря на то, что в России объем ВВП на душу населения значительно выше.
Я был приятно удивлен реакцией западных лидеров, особенно жестким заявлением, которое сделал на прошлой неделе госсекретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell): он подчеркнул, что Соединенные Штаты не считают результаты выборов легитимными. По этому важнейшему внешнеполитическому вопросу Соединенные Штаты и Европа - в лице ОБСЕ, Совета Европы и Евросоюза - выступают с единых позиций.
Президент Владимир Путин, как выразился Стивен Сестанович (Steven Sestanovich), выступая по National Public Radio, оказался в глупом положении. Ему удалось объединить против себя США и Европу. Главными пропагандистами Януковича в ходе избирательной кампании можно назвать связанных с Кремлем политтехнологов Глеба Павловского и Сергея Маркова. Сегодня им стоило бы взять на себя ответственность за результат их действий, а не перекладывать ее с больной головы на здоровую. Украинские выборы стали самым сильным ударом по авторитету Путина после Беслана.
Ясно, что следующим шагом должно быть повторное проведение второго тура, и чем скорее, тем лучше - вероятно, именно такое решение и примет Верховный суд. Необходимо назначить новый состав Центризбиркома, а также областных и местных избирательных комиссий. Необходимо запретить или ограничить использование наиболее сомнительных выборных процедур, таких как голосование на дому или по открепительным талонам. Очевидно, столь же важную роль, как и в уже состоявшихся выборах, будут играть международные наблюдатели.
Существует опасность, что процесс затянется настолько, что люди просто устанут, или же материальная цена от срыва производства возрастет до неприемлемого уровня. Беспокоит и другое: добродушного Ющенко просто могут обмануть за столом переговоров. Я испытал бы облегчение, если в случае осложнений на переговорах он привлек бы к ним свою союзницу Юлию Тимошенко или руководителя своего предвыборного штаба Олександра Зинченко. На данном этапе переговорный процесс следует свести к минимуму. Ющенко должен идти на уступки по собственной инициативе, а не договариваться о них с оппонентами. Очень важно, чтобы новая власть как можно скорее приступила к осуществлению программы реформ.
Возникает отличный шанс провести политические реформы, ограничив власть президента и в ближайшем будущем организовать парламентские выборы по пропорциональной системе. Политические партии следует укрепить, и тогда олигархов удастся приструнить без особой борьбы. Необходимо также расширить полномочия региональных и муниципальных властей, но только на основе демократических выборов этих органов.
Важно и начать практическое воплощение программы социально-экономических реформ, сочетая меры по повышению материального благосостояния с борьбой против коррупции, развитием демократии и укреплением законности. Все это Украине вполне по силам, и многие из реформ можно начать в любой момент. Главной экономической проблемой Украины уже давно является коррупция, но в нынешней политической обстановке государственные чиновники вряд ли осмелятся брать взятки. Результатом станут экономические достижения, намного превышающие ущерб от месячного срыва производства в результате нынешней всеобщей забастовки.
Господи, благослови украинцев!
Андерс Аслунд, директор Программы по России и Евразии Фонда Карнеги за мир во всем мире (Carnegie Endowment for International Peace), написал эту статью специально для 'Moscow Times'
__________________________________________________________
Архив ИноСМИ.Ru
Андерс Аслунд: Украинские избиратели не нуждаются в советах Москвы ("The Financial Times", Великобритания)
Андерс Аслунд: Слабый человек в Кремле ("Die Welt", Германия)
Андерс Аслунд: Дни Путина сочтены ("Der Standard", Австрия)
Андерс Аслунд: Украина на перепутье ("The Washington Post", США)
Андерс Аслунд: Путинская жажда власти губительна для России ("The Financial Times", Великобритания)
_________________________________________________________
Все о выборах на Украине
Русский медведь с путинским лицом выходит из спячки на Украине ("The Times", Великобритания)
Путинизм на марше ("The Washington Post", США)
Проклятие коммунизма ("The Wall Street Journal", США)
Второй шанс Украины ("The Boston Globe", США)
Украина: столкновение двух схожих элит ("Rebelion", Испания)
Украинские СМИ: В основном мы распространяли ложь ("Die Welt", Германия)
Автономия по-русски ("Der Standard", Австрия)
Откуда такая безучастность? ("Berliner Zeitung", Германия)
Испытание Украиной ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Вопль Украины ("The Boston Globe", США)
Путинский котлован неоцаризма ("El Pais", Испания)
Украинская оппозиция выдвинула ультиматум ("United Press International", США)
Подрывная работа российской власти против украинской оппозиции ("Liberation", Франция)
Украина: Фальсификаторам становится все труднее ("Die Tageszeitung", Германия)
Реалии украинского раскола ("The Independent", Великобритания)
Кремль кладет в качестве жертвы на алтарь стабильности демократию ("Die Welt", Германия)
В Москве не забыли сербскую и грузинскую революции ("Le Figaro", Франция)
Хорош ли Виктор Ющенко для евреев? ("Haaretz", Израиль)
Глеб Павловский: 'Оранжевый цвет - цвет детского поноса' ("Die Tageszeitung", Германия)
Украина: Разделяй и властвуй ("Der Tagesspiegel", Германия)
Проблеск здравомыслия на Украине ("The New York Times", США)
Европейцам следует оказать решительную поддержку демократическому движению на Украине ("Financial Times Deutschland", Германия)
'Россия с Украиной в качестве сателлита становится империей' ("Die Welt", Германия)
Размышления о событиях на Украине: Глас народа? Или глас Сороса? ("New Statesman", Великобритания)
Чудо Ющенко ("The Times", Великобритания)
Важный момент для Запада ("Newsweek", США)
Ричард Пайпс: 'Большой Брат' и 'малые русские' ("Newsweek", США)
Путину не следует совать нос в украинские дела. И нам тоже ("The Independent", Великобритания)
Освещение украинских выборов в западных СМИ безнадежно искажено ("The Guardian", Великобритания)
Еще одна бархатная революция ("El Pais", Испания)
Украинская путаница: цари при независимости ("Le Figaro", Франция)
Восстание дипломатов ("Stern", Германия)
Украина и вирус демократии ("ABC", Испания)
'Путин рискует провалиться под лед' ("De Telegraaf", Голландия)
Стивен Сестанович: Путин не тот человек, которого хотелось бы пригласить на ужин в семейном кругу ("National Public Radio", США)
Схватка за власть на Украине: Оппозиция надеется на победу ("Der Tagesspiegel", Германия)
Российская оппозиция: "У Шредера что-то с головой" ("Focus", Германия)
Глава Еврокомиссии: Европа 'не изменит себе' ради России ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Оранжевая революция ("Time", США)
Вместо США cитуацию на Украине окончательно взял в свои руки ЕС ("Der Standard", Австрия)
Рискованный промах Путина ("Spiegel", Германия)
Народ Украины сам сделает свой выбор ("Christian Science Monitor", США)
Попытки Путина повлиять на украинские выборы дают обратный результат ("The Wall Street Journal", США)
Украина: Излишние провокации Запада ("The Hindu", Индия)
Финансовая помощь США и ЕС имеет большой вес ("Le Monde", Франция)
Виктор Янукович, любимый сын России-матушки ("Time Europe", США)
Кучма & Co. - раскольники ("Die Tageszeitung", Германия)
Два лица Украины ("El Mundo", Испания)
Политический кризис на Украине начинает сказываться на экономике ("The New York Times", США)
Как бороться с русским медведем ("The Financial Times", Великобритания)
Амбиции России ("Die Welt", Германия)
Россия оказалась не у дел ("Le Monde", Франция)
Украинцы слишком долго были пешками в политической игре ("The Guardian", Великобритания)
Новый раскол между Востоком и Западом ("The New York Times", США)
Польша, другой сосед Украины ("The Wall Street Journal", США)
Украина: Организационная сторона протестов ("Der Standard", Австрия)
Над Украиной нависла угроза территориального раздела ("The Financial Times", Великобритания)
Две Украины ("La Stampa", Италия)
Украина: Излишние провокации Запада ("The Hindu", Индия)
Почему на Украине Путин поддерживает олигархов ("La Repubblica", Италия)
Украина: настал решающий момент ("The Wall Street Journal", США)
Путин и ЕС: украинский вид сотрудничества? ("Aktuell.ru", Германия)
Назад в СССР? ("The Wall Street Journal", США)
Украина на краю пропасти ("The Economist", Великобритания)
Михаил Саакашвили: Мы верны обещаниям 'революции роз' ("The International Herald Tribune", США)
Россия сдает свои позиции? ("Radio France Internationale", Франция)
На Украине разыгрывается будущее России ("Le Monde", Франция)
Украинский переворот в постмодернистском стиле ("The Guardian", Великобритания)
Европейская дипломатия: как это должно быть ("The International Herald Tribune", США)
Украина между двумя полюсами ("La Vanguardia", Испания)
Рассерженная Европа осталась в стороне от переговоров Буша и Путина ("Il Foglio", Италия)
Хитрости Италии ("La Repubblica", Италия)
Мы доказали, что мы - нация ("The Independent", Великобритания)
Путин бросает вызов Европе ("Liberation", Франция)
Cырьевой империализм России ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Украинский переворот в постмодернистском стиле ("The Guardian", Великобритания)
Украина: Испытание для Европы ("Der Standard", Австрия)
Лицемерию Евросоюза должен быть положен конец ("The International Herald Tribune", США)
Украина на грани ("ABC", Испания)
Восход украинской нации ("The Wall Street Journal", США)
Должен ли Запад охладить отношения с Россией? ("Handelsblatt", Германия)
Киев вносит раскол между ЕС и Россией ("Handelsblatt", Германия)
Русские опасаются распада Украины ("Die Welt", Германия)
Юлия Тимошенко: "Битва за Украину" ("ABC", Испания)
Свобода европейцев ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Европа выступает против беззакония, но ничего не может поделать ("Le Figaro", Франция)
Путин поддерживает олигархов-соседей ("The Wall Street Journal", США)
Испуганные олигархи по-прежнему ставят на Януковича ("The Financial Times", Великобритания)
Украина между Россией и Западом ("El Mundo", Испания)
Буш берется за Путина ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Юлия Тимошенко: миллионерша-революционерка ("The Guardian", Великобритания)
Украина: быть или не быть? ("La Vanguardia", Испания)
Анализ: 'Чистейшей воды демократ' ("Berliner Zeitung", Германия)
Повторенье - мать ученья ("The Times", Великобритания)
Оранжевая революция ("The Guardian", Великобритания)
Кризис на Украине ("The Washington Post", США)
Украина превратилась в проблему для России? ("United Press International", США)
Подлог на Украине ("Folha", Бразилия)
Новые разногласия в Европе ("The Economist", Великобритания)
Олег Гордиевский: Над Европой снова опускается 'железный занавес' ("Daily Mail", Великобритания)
Ставки Москвы на Украине очень велики ("Los Angeles Times", США)
Третья Европа ("Courrier International", Франция)
Куда идет Украина? ("The Economist", Великобритания)
Что должна делать Европа ("Corriere Della Sera", Италия)
У Украины украли выборы ("The Heritage Foundation", США)
Украина: Время оранжевых ("Der Tagesspiegel", Германия)
Плохой путь для Украины ("Los Angeles Times", США)
Недостаточно управляемая демократия ("Berliner Zeitung", Германия)
Отвращение ("The Guardian", Великобритания)
Передний край борьбы за свободу ("The Guardian", Великобритания)
Колин Пауэлл: США не признают результаты выборов ("The Financial Times", Великобритания)
Путин махнул рукой на Украину? ("The Economist", Великобритания)
Украина: Власть наносит ответный удар ("Die Tageszeitung", Германия)
Украине предоставляется возможность сдержать свое обещание перед демократическим сообществом ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Конфликт между Востоком и Западом ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Разделительный рубеж между Россией и Западом ("The Financial Times", Великобритания)
Что ждет Украину после выборов? ("National Review", США)
Прага - 1989, Киев - 2004: Восстание против лжи ("Die Presse", Австрия)
Противоcстояние на Украине ("United Press International", США)
Украина: Хорошо смеется тот, кто смеется последним ("The Times", Великобритания)
'Освобождение от прошлого' ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Украинцы говорят: с нас хватит! ("The Baltimore Sun", США)
Тайны украинских спецслужб ("El Pais", Испания)
Борьба за народовластие на Украине и цинизм Путина ("The Boston Globe", США)
Опасное вмешательство Кремля ("Le Figaro", Франция)
Украина: друзья Путина ("Frankfurter Neue Presse", Германия)
Украинцев ограбили ("The Washington Times", США)