В историческом развитии мира бывают периоды, когда сразу несколько политических кризисов случаются практически одновременно в совершенно разных точках планеты. Стоит только им войти в резонанс, как они начинают определять ход всей мировой политики. Сегодня такой момент наступил, три кризиса назрели почти одновременно на Украине, в Иране и в Северной Корее. Всего через несколько недель судьба планеты может измениться.
Начнем с самого простого примера - Северной Кореи. Там набирает ход процесс отстранения от власти Ким Чен Ира (Kim Jong-il). Когда в стране насчитывается около 300 генералов, и 146 из них (1) предпочли искать убежища по ту сторону северной границы, в Пекине, можно считать, что речь идет о военном перевороте нового типа. Этот переворот - весьма конфуцианский по своему воплощению: вместо кровавого и ничтожного путча, речь идет о погружении в состояние невесомости всей системы, путем генерализации ниспровержения как такового. Каково происхождение сотен мобильных телефонов, которыми пользуются в Северной Корее диссиденты для связи с внешним миром? В какой степени в заговоре участвуют Пекин и Токио? Дело, похоже, ускользает между пальцев у США и Южной Кореи, это становится совсем очевидным, когда родной сын северокорейского генерала, бывший секретарь министерства обороны, бежит за море, и его подбирает японский крейсер. Может быть, мы присутствуем при общем беспорядочном бегстве враждебных друг другу группировок северокорейской армии? Может быть, речь идет о совместной акции двух азиатских сверхдержав, каждая из которых стремится предотвратить объединение Кореи на 'немецкий манер'?
Как бы то ни было, мало сомнений в том, что процесс не остановится на полпути. Если все пройдет по плану, мы станем свидетелями захвата власти в Северной Корее, инспирированного Китаем. Произойдет 'внутреннее азиатское' решение северокорейской проблемы, которое не приведет к объединению Северной и Южной Кореи, но скорее толкнет эти страны к сближению, дирижировать которым будет Китай. Дело кончится бесповоротным уходом американских войск из Южной Кореи.
Если модернизированная китайская армия добьется такого успеха, то роль военных значительно возрастет в Пекине. К несчастью, тогда избавление от сталинской, шаманской тирании Ким Чен Ира достанется дорогой ценой.
Перейдем к ситуации в Иране. Иран, как представляется, будет должен (после последних столкновений по поводу использования своих центрифуг по обогащению урана) смириться с требованиями - очень скромными в реальности - трех европейских держав - Англии, Германии и Франции - которые пытаются достигнуть компромисса с Тегераном вот уже три года. Переговоры чередуются со все более бесцеремонными инспекциями Международного агентства по атомной энергетике из Вены.
Но развитие ядерной программы Ирана можно лишь затормозить. Политический гений иранцев сумел совместить увеличение потенциала страны (что по душе общественному мнению в целом, а не только исламистам) с чрезвычайно конструктивной политикой на границах: на востоке Тегеран сразу же отказался от подстрекательства таджикских полевых командиров и шиитского хазарейского меньшинства против нового режима президента Карзая (Karzaï). Иран, напротив, оказывает Карзаю открытую поддержку, так же как и США, в отличие от пакистанских военных, которые раздражены неудачей диверсий талибов.
И в Ираке Тегеран придерживается той же линии поведения, принуждая Моктада аль-Садра (Moqtada Sadr) к единению с другими шиитскими группировками, заставляя его начать разоружение своего ополчения, что освободило руки американской армии для большого наступления на суннитский форт Эль-Фаллуджу. Но будучи готовым к неожиданности с обоих этих флангов, Тегеран также показывает, что для сохранения и расширения сотрудничества с Западом в Ираке по афганской модели, нужно открыть и другие двери. Политика конструктивного сотрудничества с Ираном, вероятно, будет успешной, с тех пор как Тони Блэр (Tony Blair) и Джек Стро (Jack Straw) стали отстаивать эту линию перед администрацией Буша (Bush), в чем им помог Колин Пауэлл (Colin Powell), который скоро покинет свой пост.
Замораживание на неопределенный срок иранской ядерной программы - необходимое условие для успешных выборов в Ираке в январе 2005 года. В этом смысле у Вашингтона и Тегерана общие интересы, и общие союзники, шииты Эн-Наджафа, которыми руководит аятолла Систани (Sistani).
Остается украинский вопрос. Как бывает в случаи тяжелых, мало управляемых кризисов, этот кризис оставит после себя больше побежденных, чем победителей. Первой жертвой станет Владимир Путин, который сделал крупную ставку на победу своего друга Януковича и таким образом полностью утратил возможность влиять на демократический лагерь Ющенко, при этом Путин не может применить силу. В тяжелой атмосфере, сложившейся в Москве в связи с печальной участью компании 'ЮКОС' и последствиями кровавой бойни в Беслане репутация президента как сильного человека пошатнулась.
Но в проигрыше оказывается и 'польско-шведская' партия в Брюсселе, которая мечтает о том, чтобы покончить с великой Россией, при посредстве отхода Украины к Западу, путем разрыва славянского единства. Даже в случае гипотетической победы Ющенко, цена этого успеха будет высока - раздробление Украины на четыре части (с центрами в Львове, Киеве, Харькове и Одессе) - от этого пробирает дрожь. Но есть и другой вариант: в стране установится двоевластие, как в Польше в 1989 году, когда президент представлял один лагерь, а премьер-министр - другой: Ярузельский (Jaruzelski) - 'Солидарность'. Но любой компромисс на Украине может быть достигнут только в том случае, если решение будет приниматься сообща, и Россия не будет больше похожа на раненого врага, стучащегося в двери ЕС. Если Европа не поможет Москве, то это должна сделать Америка. В реальности, сложность проблемы требует восстановления единства Запада, объединения по обе стороны Атлантики.
Если события войдут в общую фазу: произойдет падение режима в Северной Корее, выборы в Ираке пройдут успешно и будет достигнут компромисс с Москвой, Запад выйдет из кризиса, разразившегося в сентябре 2001 года, со щитом. Но даже если предположить, что все пройдет по самому благоприятному сценарию, придется смириться с усилением китайской армии, растущей ролью Ирана - в котором не обязательно будут проводиться реформы, и придется смириться с раненой Россией, где власть ослабила саму себя. В итоге покой нам только снится.
(1) Эта цифра подтверждается китайскими источниками.
_________________________________________________________
Архив ИноСМИ.Ru: Все о выборах на Украине
'Холодная война за Украину' ("Die Welt", Германия)
Последний ход Кучмы ("United Press International", США)
Путин ("Die Welt", Германия)
Для России в Киеве речь идет не только о власти, но и о душе ("Die Welt", Германия)
Украинские олигархи подстраховываются на случай изменения политической конъюнктуры ("The Financial Times", Великобритания)
Что Путин заварит, то Шредер и подаст ("Der Tagesspiegel", Германия)
Место Украины в битве за Евразию ("La Vanguardia", Испания)
Момент для Кучмы ("The Times", Великобритания)
Опасное безразличие России ("The Washington Post", США)
Шредер и Путин ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Будущее России ("Le Monde", Франция)
Русский медведь с путинским лицом выходит из спячки на Украине ("The Times", Великобритания)
Путинизм на марше ("The Washington Post", США)
Проклятие коммунизма ("The Wall Street Journal", США)
Второй шанс Украины ("The Boston Globe", США)
Украина: столкновение двух схожих элит ("Rebelion", Испания)
Украинские СМИ: В основном мы распространяли ложь ("Die Welt", Германия)
Автономия по-русски ("Der Standard", Австрия)
Откуда такая безучастность? ("Berliner Zeitung", Германия)
Испытание Украиной ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Вопль Украины ("The Boston Globe", США)
Путинский котлован неоцаризма ("El Pais", Испания)
Украинская оппозиция выдвинула ультиматум ("United Press International", США)
Подрывная работа российской власти против украинской оппозиции ("Liberation", Франция)
Украина: Фальсификаторам становится все труднее ("Die Tageszeitung", Германия)
Реалии украинского раскола ("The Independent", Великобритания)
Кремль кладет в качестве жертвы на алтарь стабильности демократию ("Die Welt", Германия)
В Москве не забыли сербскую и грузинскую революции ("Le Figaro", Франция)
Хорош ли Виктор Ющенко для евреев? ("Haaretz", Израиль)
Глеб Павловский: 'Оранжевый цвет - цвет детского поноса' ("Die Tageszeitung", Германия)
Украина: Разделяй и властвуй ("Der Tagesspiegel", Германия)
Проблеск здравомыслия на Украине ("The New York Times", США)
Европейцам следует оказать решительную поддержку демократическому движению на Украине ("Financial Times Deutschland", Германия)
'Россия с Украиной в качестве сателлита становится империей' ("Die Welt", Германия)
Размышления о событиях на Украине: Глас народа? Или глас Сороса? ("New Statesman", Великобритания)
Чудо Ющенко ("The Times", Великобритания)
Важный момент для Запада ("Newsweek", США)
Ричард Пайпс: 'Большой Брат' и 'малые русские' ("Newsweek", США)
Путину не следует совать нос в украинские дела. И нам тоже ("The Independent", Великобритания)
Освещение украинских выборов в западных СМИ безнадежно искажено ("The Guardian", Великобритания)
Еще одна бархатная революция ("El Pais", Испания)
Украинская путаница: цари при независимости ("Le Figaro", Франция)
Восстание дипломатов ("Stern", Германия)
Украина и вирус демократии ("ABC", Испания)
'Путин рискует провалиться под лед' ("De Telegraaf", Голландия)
Стивен Сестанович: Путин не тот человек, которого хотелось бы пригласить на ужин в семейном кругу ("National Public Radio", США)
Схватка за власть на Украине: Оппозиция надеется на победу ("Der Tagesspiegel", Германия)
Российская оппозиция: "У Шредера что-то с головой" ("Focus", Германия)
Глава Еврокомиссии: Европа 'не изменит себе' ради России ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Оранжевая революция ("Time", США)
Вместо США cитуацию на Украине окончательно взял в свои руки ЕС ("Der Standard", Австрия)
Рискованный промах Путина ("Spiegel", Германия)
Народ Украины сам сделает свой выбор ("Christian Science Monitor", США)
Попытки Путина повлиять на украинские выборы дают обратный результат ("The Wall Street Journal", США)
Украина: Излишние провокации Запада ("The Hindu", Индия)
Финансовая помощь США и ЕС имеет большой вес ("Le Monde", Франция)
Виктор Янукович, любимый сын России-матушки ("Time Europe", США)
Кучма & Co. - раскольники ("Die Tageszeitung", Германия)
Два лица Украины ("El Mundo", Испания)
Политический кризис на Украине начинает сказываться на экономике ("The New York Times", США)
Как бороться с русским медведем ("The Financial Times", Великобритания)
Амбиции России ("Die Welt", Германия)
Россия оказалась не у дел ("Le Monde", Франция)
Украинцы слишком долго были пешками в политической игре ("The Guardian", Великобритания)
Новый раскол между Востоком и Западом ("The New York Times", США)
Польша, другой сосед Украины ("The Wall Street Journal", США)
Украина: Организационная сторона протестов ("Der Standard", Австрия)
Над Украиной нависла угроза территориального раздела ("The Financial Times", Великобритания)
Две Украины ("La Stampa", Италия)
Украина: Излишние провокации Запада ("The Hindu", Индия)
Почему на Украине Путин поддерживает олигархов ("La Repubblica", Италия)
Украина: настал решающий момент ("The Wall Street Journal", США)
Путин и ЕС: украинский вид сотрудничества? ("Aktuell.ru", Германия)
Назад в СССР? ("The Wall Street Journal", США)
Украина на краю пропасти ("The Economist", Великобритания)
Михаил Саакашвили: Мы верны обещаниям 'революции роз' ("The International Herald Tribune", США)
Россия сдает свои позиции? ("Radio France Internationale", Франция)
На Украине разыгрывается будущее России ("Le Monde", Франция)
Украинский переворот в постмодернистском стиле ("The Guardian", Великобритания)
Европейская дипломатия: как это должно быть ("The International Herald Tribune", США)
Украина между двумя полюсами ("La Vanguardia", Испания)
Рассерженная Европа осталась в стороне от переговоров Буша и Путина ("Il Foglio", Италия)
Хитрости Италии ("La Repubblica", Италия)
Мы доказали, что мы - нация ("The Independent", Великобритания)
Путин бросает вызов Европе ("Liberation", Франция)
Cырьевой империализм России ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Украинский переворот в постмодернистском стиле ("The Guardian", Великобритания)
Украина: Испытание для Европы ("Der Standard", Австрия)
Лицемерию Евросоюза должен быть положен конец ("The International Herald Tribune", США)
Украина на грани ("ABC", Испания)
Восход украинской нации ("The Wall Street Journal", США)
Должен ли Запад охладить отношения с Россией? ("Handelsblatt", Германия)
Киев вносит раскол между ЕС и Россией ("Handelsblatt", Германия)
Русские опасаются распада Украины ("Die Welt", Германия)
Юлия Тимошенко: "Битва за Украину" ("ABC", Испания)
Свобода европейцев ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Европа выступает против беззакония, но ничего не может поделать ("Le Figaro", Франция)
Путин поддерживает олигархов-соседей ("The Wall Street Journal", США)
Испуганные олигархи по-прежнему ставят на Януковича ("The Financial Times", Великобритания)
Украина между Россией и Западом ("El Mundo", Испания)
Буш берется за Путина ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Юлия Тимошенко: миллионерша-революционерка ("The Guardian", Великобритания)
Украина: быть или не быть? ("La Vanguardia", Испания)
Анализ: 'Чистейшей воды демократ' ("Berliner Zeitung", Германия)
Повторенье - мать ученья ("The Times", Великобритания)
Оранжевая революция ("The Guardian", Великобритания)
Кризис на Украине ("The Washington Post", США)
Украина превратилась в проблему для России? ("United Press International", США)
Подлог на Украине ("Folha", Бразилия)
Новые разногласия в Европе ("The Economist", Великобритания)
Олег Гордиевский: Над Европой снова опускается 'железный занавес' ("Daily Mail", Великобритания)
Ставки Москвы на Украине очень велики ("Los Angeles Times", США)
Третья Европа ("Courrier International", Франция)
Куда идет Украина? ("The Economist", Великобритания)
Что должна делать Европа ("Corriere Della Sera", Италия)
У Украины украли выборы ("The Heritage Foundation", США)
Украина: Время оранжевых ("Der Tagesspiegel", Германия)
Плохой путь для Украины ("Los Angeles Times", США)
Недостаточно управляемая демократия ("Berliner Zeitung", Германия)
Отвращение ("The Guardian", Великобритания)
Передний край борьбы за свободу ("The Guardian", Великобритания)
Колин Пауэлл: США не признают результаты выборов ("The Financial Times", Великобритания)
Путин махнул рукой на Украину? ("The Economist", Великобритания)
Украина: Власть наносит ответный удар ("Die Tageszeitung", Германия)
Украине предоставляется возможность сдержать свое обещание перед демократическим сообществом ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Конфликт между Востоком и Западом ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Разделительный рубеж между Россией и Западом ("The Financial Times", Великобритания)
Что ждет Украину после выборов? ("National Review", США)
Прага - 1989, Киев - 2004: Восстание против лжи ("Die Presse", Австрия)
Противоcстояние на Украине ("United Press International", США)
Украина: Хорошо смеется тот, кто смеется последним ("The Times", Великобритания)
Тайны украинских спецслужб ("El Pais", Испания)
Борьба за народовластие на Украине и цинизм Путина ("The Boston Globe", США)
Ставки России на Украине очень высоки ("The Financial Times", Великобритания)
Украинский хаос ("La Vanguardia", Испания)
"Перетягивание каната" из-за Украины ("The New York Times", США)
Украина: опасные ставки ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Рука Путина на Украине ("ABC", Испания)
Империя Путина ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)