Воинствующие толпы обладают гипнотическим эффектом. Вчерашние толпы в Киеве оказались на гребне триумфа после недельного протеста против результатов выборов на Украине. Разворот на 180 градусов, произведенный уходящим со своего поста президентом Кучмой, и слушание в Верховном Суде выглядели предзнаменованием новых выборов или, по крайней мере, коронацией лидера оппозиции Виктора Ющенко.
Мировые информационные агентства поддержали этот протест в полной мере. Первые страницы пестрят фотографиями красивых девушек, просовывающих цветы между щитами полицейских и танцующих под рэп. Океан оранжевых знамен демонстрирует поддержку Ющенко и его заместителю, 'олигарху' Юлии Тимошенко. Толпы окружают здание парламента и администрации президента, а банки и бизнес прекращают свою работу. Сила не применяется, главным образом потому, что толпы в ней не нуждаются. Но она подспудно имеется в виду, когда толпы заявляют, что для их разгона властям придется прибегнуть к 'позорному насилию'. А именно этого власти в Киеве, к счастью, делать не хотят.
Следовательно, киевская толпа - это хорошая толпа. Она похожа на толпу на Площади Тяняньмынь в 1989 году, на лейпцигскую толпу в том же, 1989 году, на толпу в Белграде в 2000 году. Это толпа молодежи, и она выгодно контрастирует с 'плохой' толпой, митингующей в поддержку победителя на выборах Виктора Януковича в Донецке и других городах востока Украины. Об этих толпах сообщают мало. Они митингуют не в Киеве, в основном это пожилые мужчины из рабочей среды, о которых часто говорят как о 'привезенных на автобусах'. Следовательно, Киев взяла в плен не толпа, а организованная масса. Это голос народа, голос масс, общественное мнение, демократия. Когда такие людские массы выходят на улицы и баррикадируют здания, мы их приветствуем и не применяем к ним унизительное слово 'толпа'.
Здесь у меня возникает проблема. И это не связано с тем, что меня немного 'заклинивает', когда я слышу, как Тони Блэр, Джордж Буш, Евросоюз, 'Guardian', 'Fox News', ЦРУ, Би-Би-Си, Лех Валенса, 'Правильно Думающие Люди', дядюшка Том Коблей (Tom Cobleigh) и прочие в унисон поют 'Во стольном граде, во Киеве' Мусоргского. Толпа - это классический пример дефолта демократии. Это 'верховный правитель' Уолпола (Walpole). Это - 'отверженные', физическое выражение воли народа, который захватывает и в течение непродолжительного времени удерживает в своих руках власть. Это систематизированная анархия. И на нее никогда нельзя положиться.
Фальсификация президентских выборов - это не уникальное украинское явление.
Владимир Путин на последних президентских выборах в России буквально раздавил своих оппонентов, и Запад даже не пикнул. Перекройка избирательных округов, подтасовка бюллетеней, подкуп и злоупотребления - это давняя демократическая традиция. Принимая во внимание минимальный разрыв между кандидатами - 49 процентов к 46, а также вопиющие подтасовки, можно сказать, что у Ющенко есть основания для возмущения. Его мнение о том, что результаты выборов были сфальсифицированы, разделяют иностранные наблюдатели. Но у нас нет возможности узнать, действительно ли его лишили реальной победы, поскольку мнения в этой стране имеют строгую территориальную специфику и разделены примерно пополам. Избирательная комиссия утвердила результаты, правда с некоторыми оговорками. Возможно, цена этому решению - ноль, но это конституционное решение.
Господин Ющенко послал своих сторонников на улицы, потому что ему нечего терять. Он сам себя короновал на президентский трон в здании парламента. Его заместитель Юлия Тимошенко потребовала отстранить от должности премьер-министра и привлечь к уголовной ответственности Януковича, а также посадить под домашний арест президента Кучму. Они призывают к пассивному неподчинению и надеются, что средства массовой информации и силы безопасности перейдут на их сторону вместо того, чтобы обеспечивать закон и порядок. За ними стоят массы (кто знает, составляют ли они народное большинство?), которые можно разогнать лишь силой.
Похоже, что такая тактика срабатывает. Давление и настойчивость киевских демонстрантов сломала государственные СМИ, затем парламент, затем президента. Возможно, она сломает и судебную власть. Хотя украинская конституция не содержит никаких положений, разрешающих проведение повторных выборов, наиболее вероятным вариантом развития событий может стать пересчет голосов и победа Ющенко. При этом конституцию придется немного переписать. Насколько бы ни были оправданны эти действия, это государственный переворот.
Пока все идет в коммунистическом духе. А что дальше? Украина - большая страна. Ее население равно населению Британии (50 миллионов человек), причем она в три раза больше Британии по территории. Не имея естественных природных границ, Украина на протяжении всей своей истории наблюдала, как иностранные армии боролись за ее кажущиеся бескрайними степи. Самым выдающимся естественным рубежом является Днепр, несущий свои воды с севера на юг. Украинцы-католики, живущие на западе, обращены лицом к Польше и Центральной Европе. Православное, в основном русскоговорящее население востока Украины смотрит на Россию и на Черное море. Это разделение в полной мере нашло свое отражение в ходе выборов. Возможность возникновения сепаратистского движения на востоке настолько же сильна, как и сепаратизм, охвативший бывшую Чехословакию и Югославию. Стопроцентная гарантия такого раскола будет обеспечена, если Россия поддержит восток, а Европа и Америка - запад страны.
Именно так и произошло. Путин встал на сторону Януковича, а весь Запад - на сторону Ющенко. Вмешались Польша и Украина, чтобы пересмотреть результаты выборов. На этой неделе Колин Пауэлл поддержал дело Ющенко и потребовал, чтобы страна не разделялась пополам.
Однако, если в итоге результаты выборов будут пересмотрены, восточная Украина вряд ли с этим согласится. Ее население ясно ощущает, что победил их человек. Их близость с Россией (четверть населения Украины называет себя русскими), а также их мощная региональная лояльность Януковичу может привести к полному разрыву с Киевом. Европа получит еще одно новое государство, объединяющее Донецк, Крым и Одессу, а также враждебную Россию, отчаянно стремящуюся отстоять свой фланг.
Запад заявляет, что он против такого раздела. Он полагает, что границы государств священны, и целостность государств следует сохранять - не мытьем, так катаньем. Однако такая политика ведет к бойне. В начале 90-х Запад подстрекал Словению и Хорватию к отделению от Югославии и силой оружия обеспечил дальнейшее расчленение этой несчастной страны. Интервенция против Ирака, похоже, расколет эту страну на две или даже на три части, но отнюдь не приведет к созданию единого демократического государства. Неужели такую же судьбу Запад готовит Украине?
Мы одержимы маниакальной страстью, пытаясь навязывать миру свою волю. Мы горько жалуемся, когда мир нашу волю не исполняет. Господин Ющенко - это 'наш' олигарх, в отличие от олигархов российских. Возможно, его победа соответствует интересам Запада. Но это будет не так, если богатства Украины, сосредоточенные большей частью на востоке, отойдут к России. Даже если правда на стороне Ющенко, Запад со своей крикливой пристрастностью вступает на опасную тропу.
Это может привести к отделению восточной Украины и к расчленению буферного государства на границах России. Это предполагает, что самый крупный кусок пирога достанется Путину, который съест его с большим удовольствием. А потом мы будем способствовать разделу Чечни?
Что касается толпы, я поддержу ее, если она делает хорошее дело. Однако я хорошо запомнил совет Пиквика, данный им своему напуганному коллеге: 'Всегда кричи вместе с самыми сильными'. Толпа - это капризный и своенравный монстр, очень горячий на ощупь. Толпы привели к власти коммунистов и фашистов. По спинам толпы в 1989 году пробрался на вершину власти в Сербии Слободан Милошевич, и та же толпа свергла его десятилетие спустя.
Возможно, по меркам демократии толпа - это несовременно. По крайней мере, так говорят опросы общественного мнения. Однако она все еще способна выполнять свою смертоносную роль. Именно толпы заставили Америку уйти из Вьетнама. Толпа реформировала Францию после 1968 года, приведя ее к децентрализации. Она в 1990 году подписала смертный приговор законопроекту Маргарет Тэтчер о введении избирательного налога. Но толпа не всегда побеждает. Самая крупная толпа в истории Великобритании, собравшаяся в прошлом году и протестовавшая против войны в Ираке, не возымела своего воздействия на лейбористское правительство. И в этом году толпа, выступившая возле парламента в поддержку охоты на лис, не добилась победы.
Такие толпы являются выражением проигрыша. Они говорят о том, что конституции теряют доверие к себе, а демократические институты терпят крах. Толпа - это продолжение политики, ведущее к гражданской войне. Толпа на улице - это не аргумент победителя, а аргумент проигравшего. Ее лидеры просто надеются на то, что массы заставят пушки замолчать, а съемочные камеры - работать, что они выведут на оперативный простор блицкриг гласности в поддержку великого духа противоречия. Мы можем принять толпу как неизбежное зло, но она таковым и останется.
_________________________________________________________
Архив ИноСМИ.Ru
Саймон Дженкинс: Об этом Бен Ладен не мог и мечтать ("The Times", Великобритания)
_________________________________________________________
Все о выборах на Украине
Борцы со свободой ("The Washington Post", США)
Украинский народ ждет ("Christian Science Monitor", США)
Страсти на Украине разжигает пресса ("Christian Science Monitor", США)
'Холодная война за Украину' ("Die Welt", Германия)
Последний ход Кучмы ("United Press International", США)
Путин ("Die Welt", Германия)
Для России в Киеве речь идет не только о власти, но и о душе ("Die Welt", Германия)
Украинские олигархи подстраховываются на случай изменения политической конъюнктуры ("The Financial Times", Великобритания)
Что Путин заварит, то Шредер и подаст ("Der Tagesspiegel", Германия)
Место Украины в битве за Евразию ("La Vanguardia", Испания)
Момент для Кучмы ("The Times", Великобритания)
Опасное безразличие России ("The Washington Post", США)
Шредер и Путин ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Будущее России ("Le Monde", Франция)
Русский медведь с путинским лицом выходит из спячки на Украине ("The Times", Великобритания)
Путинизм на марше ("The Washington Post", США)
Проклятие коммунизма ("The Wall Street Journal", США)
Второй шанс Украины ("The Boston Globe", США)
Украина: столкновение двух схожих элит ("Rebelion", Испания)
Украинские СМИ: В основном мы распространяли ложь ("Die Welt", Германия)
Автономия по-русски ("Der Standard", Австрия)
Откуда такая безучастность? ("Berliner Zeitung", Германия)
Испытание Украиной ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Вопль Украины ("The Boston Globe", США)
Путинский котлован неоцаризма ("El Pais", Испания)
Украинская оппозиция выдвинула ультиматум ("United Press International", США)
Подрывная работа российской власти против украинской оппозиции ("Liberation", Франция)
Украина: Фальсификаторам становится все труднее ("Die Tageszeitung", Германия)
Реалии украинского раскола ("The Independent", Великобритания)
Кремль кладет в качестве жертвы на алтарь стабильности демократию ("Die Welt", Германия)
В Москве не забыли сербскую и грузинскую революции ("Le Figaro", Франция)
Хорош ли Виктор Ющенко для евреев? ("Haaretz", Израиль)
Глеб Павловский: 'Оранжевый цвет - цвет детского поноса' ("Die Tageszeitung", Германия)
Украина: Разделяй и властвуй ("Der Tagesspiegel", Германия)
Проблеск здравомыслия на Украине ("The New York Times", США)
Европейцам следует оказать решительную поддержку демократическому движению на Украине ("Financial Times Deutschland", Германия)
'Россия с Украиной в качестве сателлита становится империей' ("Die Welt", Германия)
Размышления о событиях на Украине: Глас народа? Или глас Сороса? ("New Statesman", Великобритания)
Чудо Ющенко ("The Times", Великобритания)
Важный момент для Запада ("Newsweek", США)
Ричард Пайпс: 'Большой Брат' и 'малые русские' ("Newsweek", США)
Путину не следует совать нос в украинские дела. И нам тоже ("The Independent", Великобритания)
Освещение украинских выборов в западных СМИ безнадежно искажено ("The Guardian", Великобритания)
Еще одна бархатная революция ("El Pais", Испания)
Украинская путаница: цари при независимости ("Le Figaro", Франция)
Восстание дипломатов ("Stern", Германия)
Украина и вирус демократии ("ABC", Испания)
'Путин рискует провалиться под лед' ("De Telegraaf", Голландия)
Стивен Сестанович: Путин не тот человек, которого хотелось бы пригласить на ужин в семейном кругу ("National Public Radio", США)
Схватка за власть на Украине: Оппозиция надеется на победу ("Der Tagesspiegel", Германия)
Российская оппозиция: "У Шредера что-то с головой" ("Focus", Германия)
Глава Еврокомиссии: Европа 'не изменит себе' ради России ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Оранжевая революция ("Time", США)
Вместо США cитуацию на Украине окончательно взял в свои руки ЕС ("Der Standard", Австрия)
Рискованный промах Путина ("Spiegel", Германия)
Народ Украины сам сделает свой выбор ("Christian Science Monitor", США)
Попытки Путина повлиять на украинские выборы дают обратный результат ("The Wall Street Journal", США)
Украина: Излишние провокации Запада ("The Hindu", Индия)
Финансовая помощь США и ЕС имеет большой вес ("Le Monde", Франция)
Виктор Янукович, любимый сын России-матушки ("Time Europe", США)
Кучма & Co. - раскольники ("Die Tageszeitung", Германия)
Два лица Украины ("El Mundo", Испания)
Политический кризис на Украине начинает сказываться на экономике ("The New York Times", США)
Как бороться с русским медведем ("The Financial Times", Великобритания)
Амбиции России ("Die Welt", Германия)
Россия оказалась не у дел ("Le Monde", Франция)
Украинцы слишком долго были пешками в политической игре ("The Guardian", Великобритания)
Новый раскол между Востоком и Западом ("The New York Times", США)
Польша, другой сосед Украины ("The Wall Street Journal", США)
Украина: Организационная сторона протестов ("Der Standard", Австрия)
Над Украиной нависла угроза территориального раздела ("The Financial Times", Великобритания)
Две Украины ("La Stampa", Италия)
Украина: Излишние провокации Запада ("The Hindu", Индия)
Почему на Украине Путин поддерживает олигархов ("La Repubblica", Италия)
Украина: настал решающий момент ("The Wall Street Journal", США)
Путин и ЕС: украинский вид сотрудничества? ("Aktuell.ru", Германия)
Назад в СССР? ("The Wall Street Journal", США)
Украина на краю пропасти ("The Economist", Великобритания)
Михаил Саакашвили: Мы верны обещаниям 'революции роз' ("The International Herald Tribune", США)
Россия сдает свои позиции? ("Radio France Internationale", Франция)
На Украине разыгрывается будущее России ("Le Monde", Франция)
Украинский переворот в постмодернистском стиле ("The Guardian", Великобритания)
Европейская дипломатия: как это должно быть ("The International Herald Tribune", США)
Украина между двумя полюсами ("La Vanguardia", Испания)
Рассерженная Европа осталась в стороне от переговоров Буша и Путина ("Il Foglio", Италия)
Хитрости Италии ("La Repubblica", Италия)
Мы доказали, что мы - нация ("The Independent", Великобритания)
Путин бросает вызов Европе ("Liberation", Франция)
Cырьевой империализм России ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Украинский переворот в постмодернистском стиле ("The Guardian", Великобритания)
Украина: Испытание для Европы ("Der Standard", Австрия)
Лицемерию Евросоюза должен быть положен конец ("The International Herald Tribune", США)
Украина на грани ("ABC", Испания)
Восход украинской нации ("The Wall Street Journal", США)
Должен ли Запад охладить отношения с Россией? ("Handelsblatt", Германия)
Киев вносит раскол между ЕС и Россией ("Handelsblatt", Германия)
Русские опасаются распада Украины ("Die Welt", Германия)
Юлия Тимошенко: "Битва за Украину" ("ABC", Испания)
Свобода европейцев ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Европа выступает против беззакония, но ничего не может поделать ("Le Figaro", Франция)
Путин поддерживает олигархов-соседей ("The Wall Street Journal", США)
Испуганные олигархи по-прежнему ставят на Януковича ("The Financial Times", Великобритания)
Украина между Россией и Западом ("El Mundo", Испания)
Буш берется за Путина ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Юлия Тимошенко: миллионерша-революционерка ("The Guardian", Великобритания)
Украина: быть или не быть? ("La Vanguardia", Испания)
Анализ: 'Чистейшей воды демократ' ("Berliner Zeitung", Германия)
Повторенье - мать ученья ("The Times", Великобритания)
Оранжевая революция ("The Guardian", Великобритания)
Кризис на Украине ("The Washington Post", США)
Украина превратилась в проблему для России? ("United Press International", США)
Подлог на Украине ("Folha", Бразилия)
Новые разногласия в Европе ("The Economist", Великобритания)
Олег Гордиевский: Над Европой снова опускается 'железный занавес' ("Daily Mail", Великобритания)
Ставки Москвы на Украине очень велики ("Los Angeles Times", США)
Третья Европа ("Courrier International", Франция)
Куда идет Украина? ("The Economist", Великобритания)
Что должна делать Европа ("Corriere Della Sera", Италия)
У Украины украли выборы ("The Heritage Foundation", США)
Украина: Время оранжевых ("Der Tagesspiegel", Германия)
Плохой путь для Украины ("Los Angeles Times", США)
Недостаточно управляемая демократия ("Berliner Zeitung", Германия)
Отвращение ("The Guardian", Великобритания)
Передний край борьбы за свободу ("The Guardian", Великобритания)
Колин Пауэлл: США не признают результаты выборов ("The Financial Times", Великобритания)
Путин махнул рукой на Украину? ("The Economist", Великобритания)
Украина: Власть наносит ответный удар ("Die Tageszeitung", Германия)
Украине предоставляется возможность сдержать свое обещание перед демократическим сообществом ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Конфликт между Востоком и Западом ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Разделительный рубеж между Россией и Западом ("The Financial Times", Великобритания)
Что ждет Украину после выборов? ("National Review", США)
Прага - 1989, Киев - 2004: Восстание против лжи ("Die Presse", Австрия)
Противоcстояние на Украине ("United Press International", США)
Украина: Хорошо смеется тот, кто смеется последним ("The Times", Великобритания)
Тайны украинских спецслужб ("El Pais", Испания)
Борьба за народовластие на Украине и цинизм Путина ("The Boston Globe", США)
Ставки России на Украине очень высоки ("The Financial Times", Великобритания)
Украинский хаос ("La Vanguardia", Испания)
"Перетягивание каната" из-за Украины ("The New York Times", США)
Украина: опасные ставки ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Рука Путина на Украине ("ABC", Испания)
Империя Путина ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)