Передача 'У страны на устах' (Talk of the Nation)
Ведущий: Нил Конан (Neal Conan)
Нил Конан, ведущий: В эфире программа 'У страны на устах'. С вами Нил Конан.
Четыре года назад американские избиратели гадали об исходе президентских выборов из-за решения суда и перфораторов. Но те проблемы блекнут в свете неразберихи, возникшей после выборов в Украине неделю назад. Из-за обвинений в фальсификации президент Леонид Кучма был вынужден сегодня поддержать проведение повторного голосования, тогда как другие фракции пригрозили отделиться и создать собственное правительство. Нынешняя позиция Кучмы серьезно изменилась по сравнению с предыдущей, когда он поддерживал премьер-министра Украины Виктора Януковича. Тем временем Верховный суд страны должен вынести свое решение по выборам.
О том, как эти события могут повлиять на ситуацию, нам расскажет Андерс Аслунд, директор программы России и Евразии Фонда Карнеги за международный мир.
Спасибо, что пришли к нам в студию.
Андерс Аслунд (Anders Aslund) : Спасибо.
Конан: Сегодняшнее заявление президента Кучмы представляется чрезвычайно важным. Ведь он покидает свой пост, а избранный им преемник неделю назад был объявлен победителем выборов. Затем, как мы знаем, появились обвинения в фальсификации выборов.
Аслунд: Я думаю, что президент Кучма вряд ли захочет оставить страну распадающейся на части. Мне кажется, для него это самое главное. К тому же, здесь есть и его вина. Он постоянно стравливал одних с другими. Так что даже если бы он и был готов полностью поддержать Януковича, ему бы хотелось, чтобы тот остался на ковре.
Конан: А до этого и сам Янукович, хотя и пытался представить себя избранным президентом, заявил, что если будет доказана фальсификация выборов, возможно проведение повторного голосования в нескольких районах. Похоже, что дело начинает сдвигаться с мертвой точки.
Аслунд: Да, Янукович - жесткий человек, но, вероятно реалист. Я думаю, он просто видит, что ситуация проигрышная. Очень важно, что сегодня глава его избирательного штаба, председатель Национального банка, перешел в противоположный лагерь. Это заставляет задуматься, с чем же остался Янукович.
Конан: Кроме того, похоже, что давление с целью добиться этого усилилось после того, как на выходных президент Кучма обсуждал происходящее. Парализовавшие работу демонстрации в центре Киева грозят финансовыми проблемами. Сегодня жертвами, похоже, стали банки. Местами люди открыто говорят о том, что возможно, Украине следует разделиться на две части.
Аслунд: На самом деле, если присмотреться, станет понятно, что это несколько преувеличено. В Украине 27 регионов, и только губернаторы трех высказались об этом в той или иной форме. А когда людей вынуждают объяснить, что же они действительно сказали, оказывается, что сказали они не так уж и много.
Важным событием стала вчерашняя (воскресная) встреча 4 тысяч чиновников, представляющих приблизительно половину Украины - лагерь Януковича. Они потребовали пересмотра региональной власти в стране. Собственно говоря, они говорили об автономии, а не отделении, и рассматривали это как возможность, а не как определенное требование.
Так что мне кажется, что не стоит слишком беспокоиться о распаде Украины, хотя и забывать об этом не следует. Но гораздо более важный вопрос заключается в выборах.
Конан: Сегодня результаты выборов рассматривал Верховный суд Украины. Но этому суду, как и самой Украине как независимому государству, всего 13 лет. Удалось ли ему, на ваш взгляд, уже продемонстрировать свою независимость?
Аслунд: Нет. До недавнего времени Верховный суд был скорее карманным судом президента Кучмы. Однако три последних решения суда, которые я назвал бы верными, были в пользу Виктора Ющенко. Так что надежда на то, что в данной ситуации Верховный суд поведет себя рассудительно, есть, но гарантий нет.
Конан: Каковые его полномочия и как они определяются? В конце концов, через 13 лет после создания Верховного суда США у него не было и половины тех полномочий, которые есть сейчас.
Аслунд: Здесь важно оценить, как соблюдается закон о президентских выборах. Очевидно, что Центральная избирательная комиссия его не соблюдает. Верховный суд должен постановить, что выборы не были проведены должным образом. Затем дело вернется в парламент, который просто будет должен решить, когда и как пройдут повторные выборы.
Конан: А парламент призывал к новым выборам еще на прошлой неделе.
Аслунд: Верно. Более того, центристы в парламенте перешли на сторону Ющенко. Таким образом, у кандидата от оппозиции сейчас значительное большинство в парламенте. Так что, по сути, вопрос сейчас стоит следующим образом: когда пройдет второй раунд президентских выборов, 12го или 19го декабря, и как будет составлена Центральная избирательная комиссия?
Конан: Как раз этот вопрос я собирался задать. Очевидно, что с прошлым составом комиссии были проблемы. Не получится ли так, что то же самое правительство создаст ту же самую комиссию для следующих выборов?
Аслунд: Вопрос в том, выживет ли правительство. Президент Кучма может отправить его в отставку. У парламента подобные возможности ограничены. Но поскольку нарушено уже столько законов, можно задаться вопросом: не следует ли парламенту несколько превысить полномочия и отправить правительство в отставку?
Конан: Итак, правительство. Правительство премьер-министра Ющенко
Аслунд: Януковича.
Конан: Януковича. Извините, запутался.
Аслунд: Бывает.
Конан: Да, бывает. Итак, правительство с премьер-министром, президент во главе всего. Парламентская система с премьер-министром.
Аслунд: Совершенно верно.
Конан: Но если парламент перешел на сторону Ющенко, лидера оппозиции, не может ли он просто объявить вотум недоверия премьеру?
Аслунд: Теоретически может. Но существует правило, что парламент не может отправить в отставку правительство, пока это может сделать президент. Несколько сложно технически.
Конан: И вы считаете, что наиболее актуальный вопрос - это какого декабря состоятся новые выборы?
Аслунд: Да. И как именно. Президент. . . в общем, вопрос в том, пройдут они во всей стране или только в отдельных регионах. Мне кажется, что скорее всего это будет во всей стране.
Конан: На ваш взгляд, возможно ли создание избирательной комиссии из представителей каждой стороны поровну?
Аслунд: Изначально предполагалось, что в Центризбирком войдут пять представителей от президента, пять - от спикера парламента и пять от премьер-министра. Но главное, чтобы кандидатуры представлялись парламентом и утверждались президентом. Думаю, в этом раунде серьезных проблем не будет.
Конан: Думаете ли вы, что наблюдать за выборами будет та же команда международных наблюдателей?
Аслунд: Да. Кроме того, я считаю, что сейчас мы стали свидетелями такой массовой демократической мобилизации в стране, что серьезные махинации будут невозможны.
Конан: Однако, если как раз перед этим возникнет напряженный момент. . . Ведь если какой-то инцидент и может перерасти во вспышку насилия, то как раз сейчас, разве нет?
Аслунд: Можно сказать, что такая опасность всегда существует. Лагерь Ющенко, оппозиции, особенно обеспокоен тем, что у них может быть недостаточно людей на улицах. Возможно, можно ввести какие-нибудь надежные войска, с Востока или они. . . [неразборчиво] из России, разгонят демонстрантов и применят силу. Но это представляется маловероятным.
Конан: Что ж, спасибо за то, что приняли участие в нашей передаче. У нас в студии был Андерс Аслунд, директор программы России и Евразии Фонда Карнеги за международный мир.
Вы слушаете 'У страны на устах' на 'National Public Radio'.