Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Русский медведь в агонии

Украина закрепляет ошибочный курс Кремля

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России с большим беспокойством следят за событиями на Украине. С потерей Киева возникает угроза не только потерять колыбель русской культуры, просыпаются также старые опасения снова оказаться во вражеском окружении. Кремль инстинктивно сделал в своей стратегии обороны ставку на фальсификацию и на авторитарный контроль

В России с большим беспокойством следят за событиями на Украине. С потерей Киева возникает угроза не только потерять колыбель русской культуры, просыпаются также старые опасения снова оказаться во вражеском окружении. Кремль инстинктивно сделал в своей стратегии обороны ставку на фальсификацию и на авторитарный контроль.

События на Украине, связанные с президентскими выборами, крайне волнуют российскую общественность. Происходит это не только потому, что многие русские рассматривают Украину в качестве колыбели русской православной культуры, возникшей в Киевской Руси на рубеже тысячелетий. Малороссия, как называли Украину в царские времена, образует вместе с Белоруссией и собственно Россией фундамент восточнославянской нации. Потеря Киева и Минска после распада Советского Союза русской общественностью в действительности никогда не воспринималась как факт.

Утрата колыбели собственной культуры?

Однако с того момента, как массы вышли на улицы Киева, чтобы защитить себя от фальсификации результатов выборов, в России в случае победы оппозиции возникает возможность, рисуемая в гнетущих черно-белых тонах, окончательной утраты Киева. Вместе с пропастью, которую нельзя не видеть, и которая разверзлась на Украине между ориентированным на Запад католическим западом страны и восточно-православным югом и востоком, на поверхности снова оказалось старое обвинение: мол, русофильские области юго-востока потому входят в состав Украины, что их в пятидесятые годы прошлого столетия передал в состав своей малой родины советский партийный лидер Хрущев, урожденный украинец. Великодушный подарок остался тогда практически без последствий, но оказался роковым, когда республики Советского Союза встали в 1991 году на путь независимости. Новая и реальная граница отрезала прежде российские области на востоке и юге Украины от 'метрополии'.

Эмоциональную боль в связи с этой потерей можно прекрасно инструментализировать. Когда закипают чувства, сражение за политическую мобилизацию уже наполовину выиграно. В России к боли, связанной с разъединением, добавляется еще старый страх оказаться в окружении враждебных стран. Его ни в коей мере нельзя считать продуктом коллективного советского безумия преследования, он возник раньше и продолжает тлеть до сегодняшнего дня. Этот жар можно снова быстро разжечь, и в настоящее время это делают всеми силами, поскольку для близких к Кремлю наблюдателей ясно, что борьба за Украину является сражением в целях защиты от западного вторжения.

Осечка с 'политическими технологиями'

Кремль отправил в соседнюю страну государственную команду с тем, чтобы предпочтительный для него кандидат Янукович занял президентский пост. В числе других применение себе на Украине должны были найти два самых известных 'политических технолога', Сергей Марков и Глеб Павловский, методы которых по оказанию влияния в ходе избирательных кампаний зарекомендовали себя в России. В 'экспедиционный корпус' входил также Игорь Шувалов из президентской администрации в Москве, который, видимо, должен был проконсультировать украинцев по предмету 'Управляемая демократия'. И действительно, сначала все шло так, как хотелось. Уже в день голосования во втором туре, казалось, что Янукович по результатам лидирует, и догнать его невозможно. Президент Путин в нарушение всех дипломатических норм поздравил из далекой Бразилии, хотя официальные результаты объявлены еще не были, и, тем самым, продемонстрировал, насколько Кремль был уверен в победе. Однако стратеги Кремля и политтехнологи просчитались: часть украинских избирателей не смирилась с очевидной фальсификацией. Российские государственные средства массовой информации пытались - и частично пытаются в настоящее время - представлять массовые протесты как навязанные акции небольшого радикального меньшинства оппозиционных экстремистов. Однако давление фактов было настолько большим, что дальше скрывать размах протеста было больше невозможно. Но многие россияне все еще думают, что Янукович выборы выиграл, а движение протеста является, будто, сговором в целях захвата власти по образцу Белграда в 2000 году или Тбилиси в ноябре прошлого года.

'Цвет детского поноса'

Процесса постижения в таких условиях быть не может, хотя уже больше никто не может заблуждаться относительно того, что тактика Кремля дала осечку. С помощью таких же методов, неограниченной поддержкой одного кандидата, Москва уже добилась того, что исключительно доброжелательно настроенные абхазы выступили на президентских выборах в своей сепаратистской грузинской республике против российского диктата. Однако выводы сделаны не были. И сейчас политические технологи и PR-специалисты возлагают ответственность за фиаско на Януковича или на его закулисных организаторов, а Павловский, намекая на оранжевые цвета сторонников Ющенко, хулил движение протеста, говоря, что оно выбрало для своей революции 'цвет детского поноса'. Вместо того, чтобы пересмотреть свою позицию, вместо того, чтобы понять, что те методы, которые в России, очевидно, могут приносить самые немыслимые результаты голосования, на Украине, как и в Абхазии, дали осечку, российская властная элита ищет козла отпущения, рассчитывая, что вслед за этим снова найдут свое возрождение старые теории заговора. Агрессор - снова Запад, который хочет ослабить Россию и ее великую культуру. Однако коснуться сути проблемы никто не желает.

Так, со смакованием сообщается, что представители из лагеря Ющенко в течение нескольких месяцев проходили под руководством американских специалистов и ветеранов сербской революции подготовку для действий в ночь после выборов. При этом речь шла только о попытке захвата власти путем оказания давления со стороны людей, вышедших на улицы. Возможность того, что сторонники оппозиции должны были предполагать, что украинская властная элита будет подтасовывать результаты выборов под свои собственные представления, и готовилась именно к этому, в России никто во внимание не принимает. После того, как в определенных российских республиках и областях стало почти обычаем, публиковать почти фантастические результаты голосования, в России, пожалуй, ни у кого не вызывает возмущения, когда то же самое происходит на востоке Украины.

Новая разделительная линия, проводимая Москвой

Но трезвый взгляд должен открыть и стратегам Кремля вызывающую озабоченность картину российской политики в ближнем зарубежье. Самые верные союзники - Лукашенко в Белоруссии, Назарбаев в Казахстане, Кочарян в Армении - были разоблачены оппозиционными силами в своих собственных странах, а также международными органами, имеющими большой опыт в деле наблюдения за выборами, как явные фальсификаторы, даже если для этого порой были использованы дипломатические формулировки. Напротив, 'наблюдатели за выборами', посланные Москвой, не обладающие никакими другими качествами, кроме лояльности, не смогли не только обнаружить нарушения, но и посчитали необходимым разыграть неподдельное возмущение по поводу мнимого предвзятого наблюдения за выборами со стороны ОБСЕ.

Президент Путин посчитал нормальным поздравлять мнимого победителя Януковича еще до объявления официальных результатов, но в то же время потребовал от ОБСЕ, чтобы та не критиковала выборы, пока нет тех же самых официальных результатов. Тем самым, Москва сама проводит те разделительные линии, по поводу которых недавно предостерегал министр иностранных дел Лавров. Континент расколется на часть, где государства вполне понимают свои интересы, но, в конечном счете, уважают право на самоопределение своих соседей, и на другую часть, где властные элиты договариваются за кулисами, а затем добиваются реализации этих договоренностей в ходе выборов и референдумов, которые являются не более, чем декорацией.

У руля 'силовики'?

Если еще несколько месяцев назад, казалось, что в Кремле существует конкуренция между различными течениями, то сегодня многое указывает на то, что травма, нанесенная в начале сентября кровавым захватом в Беслане в качестве заложников детей, этот баланс сил разрушила. 'Силовикам', представителям служб безопасности и Вооруженных Сил, судя по всему, дали зеленый свет для реализации своих представлений о том, какими должны быть сама Россия и ее внешние отношения. Они не имеют ничего общего с демократическими процессами, с концепцией свободного гражданина, живущего и действующего сообразно своим собственным желаниям и интересам, они, в лучшем случае, проявляют недоверие, а обычно открыто отвергают. Первые результаты этой смены курса уже можно наблюдать. К ним относятся в настоящее время урезание избирательных прав, представляющее собой урезание прав граждан, очевидная тенденция поворота в экономической политике и рефлекторное обращение к фальсификации и к авторитарному контролю в отношениях с соседями.

_________________________________________________________

Архив ИноСМИ.Ru: Все о выборах на Украине

Холодная война ("Liberation", Франция)

Шанс для Украины ("El Mundo", Испания)

Заявления России по поводу ситуации на Украине вызывают в памяти времена холодной войны ("The New York Times", США)

Где заканчивается Европа и начинается Азия? ("The International Herald Tribune", США)

Закулисные силы, которые действуют в кризисе на Украине ("The New York Times", США)

Украина идет в суд ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Михаил Саакашвили: 'Время действий Москвы в одиночку прошло' ("Berliner Zeitung", Германия)

Украина - решающая ставка для всех нас ("Le Monde", Франция)

Андерс Аслунд: Украина показала, что заслуживает независимости ("The Moscow Times", Россия)

Последний ход Кучмы ("United Press International", США)

Большая битва за Украину ("The Washington Times", США)

Дилемма Буша на Украине ("San Francisco Сhronicle", США)

Плюсы и минусы национализма ("The Guardian", Великобритания)

В провале российских политтехнологов на Украине виноват лично Путин ("Radio France Internationale", Франция)

Внутриукраинские распри: столкновение групповых интересов ("The New York Times", США)

Украина на перепутье ("United Press International", США)

Борцы со свободой ("The Washington Post", США)

Украинский народ ждет ("Christian Science Monitor", США)

Страсти на Украине разжигает пресса ("Christian Science Monitor", США)

'Холодная война за Украину' ("Die Welt", Германия)

Последний ход Кучмы ("United Press International", США)

Путин ("Die Welt", Германия)

Для России в Киеве речь идет не только о власти, но и о душе ("Die Welt", Германия)

Украинские олигархи подстраховываются на случай изменения политической конъюнктуры ("The Financial Times", Великобритания)

Что Путин заварит, то Шредер и подаст ("Der Tagesspiegel", Германия)

Место Украины в битве за Евразию ("La Vanguardia", Испания)

Момент для Кучмы ("The Times", Великобритания)

Опасное безразличие России ("The Washington Post", США)

Шредер и Путин ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Будущее России ("Le Monde", Франция)

Русский медведь с путинским лицом выходит из спячки на Украине ("The Times", Великобритания)

Путинизм на марше ("The Washington Post", США)

Проклятие коммунизма ("The Wall Street Journal", США)

Второй шанс Украины ("The Boston Globe", США)

Украина: столкновение двух схожих элит ("Rebelion", Испания)

Украинские СМИ: В основном мы распространяли ложь ("Die Welt", Германия)

Автономия по-русски ("Der Standard", Австрия)

Откуда такая безучастность? ("Berliner Zeitung", Германия)

Испытание Украиной ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Вопль Украины ("The Boston Globe", США)

Путинский котлован неоцаризма ("El Pais", Испания)

Украинская оппозиция выдвинула ультиматум ("United Press International", США)

Подрывная работа российской власти против украинской оппозиции ("Liberation", Франция)

Украина: Фальсификаторам становится все труднее ("Die Tageszeitung", Германия)

Реалии украинского раскола ("The Independent", Великобритания)

Кремль кладет в качестве жертвы на алтарь стабильности демократию ("Die Welt", Германия)

В Москве не забыли сербскую и грузинскую революции ("Le Figaro", Франция)

Хорош ли Виктор Ющенко для евреев? ("Haaretz", Израиль)

Глеб Павловский: 'Оранжевый цвет - цвет детского поноса' ("Die Tageszeitung", Германия)

Украина: Разделяй и властвуй ("Der Tagesspiegel", Германия)

Проблеск здравомыслия на Украине ("The New York Times", США)

Европейцам следует оказать решительную поддержку демократическому движению на Украине ("Financial Times Deutschland", Германия)

'Россия с Украиной в качестве сателлита становится империей' ("Die Welt", Германия)

Размышления о событиях на Украине: Глас народа? Или глас Сороса? ("New Statesman", Великобритания)

Чудо Ющенко ("The Times", Великобритания)

Важный момент для Запада ("Newsweek", США)

Ричард Пайпс: 'Большой Брат' и 'малые русские' ("Newsweek", США)

Путину не следует совать нос в украинские дела. И нам тоже ("The Independent", Великобритания)

Освещение украинских выборов в западных СМИ безнадежно искажено ("The Guardian", Великобритания)

Еще одна бархатная революция ("El Pais", Испания)

Украинская путаница: цари при независимости ("Le Figaro", Франция)

Восстание дипломатов ("Stern", Германия)

Украина и вирус демократии ("ABC", Испания)

'Путин рискует провалиться под лед' ("De Telegraaf", Голландия)

Стивен Сестанович: Путин не тот человек, которого хотелось бы пригласить на ужин в семейном кругу ("National Public Radio", США)

Схватка за власть на Украине: Оппозиция надеется на победу ("Der Tagesspiegel", Германия)

Российская оппозиция: "У Шредера что-то с головой" ("Focus", Германия)

Глава Еврокомиссии: Европа 'не изменит себе' ради России ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Оранжевая революция ("Time", США)

Вместо США cитуацию на Украине окончательно взял в свои руки ЕС ("Der Standard", Австрия)

Рискованный промах Путина ("Spiegel", Германия)

Народ Украины сам сделает свой выбор ("Christian Science Monitor", США)

Попытки Путина повлиять на украинские выборы дают обратный результат ("The Wall Street Journal", США)

Украина: Излишние провокации Запада ("The Hindu", Индия)

Кучма & Co. - раскольники ("Die Tageszeitung", Германия)

Два лица Украины ("El Mundo", Испания)

Как бороться с русским медведем ("The Financial Times", Великобритания)

Амбиции России ("Die Welt", Германия)

Россия оказалась не у дел ("Le Monde", Франция)

Украинцы слишком долго были пешками в политической игре ("The Guardian", Великобритания)

Новый раскол между Востоком и Западом ("The New York Times", США)

Польша, другой сосед Украины ("The Wall Street Journal", США)

Украина: Организационная сторона протестов ("Der Standard", Австрия)

Над Украиной нависла угроза территориального раздела ("The Financial Times", Великобритания)

Две Украины ("La Stampa", Италия)

Украина: Излишние провокации Запада ("The Hindu", Индия)

Почему на Украине Путин поддерживает олигархов ("La Repubblica", Италия)

Украина: настал решающий момент ("The Wall Street Journal", США)

Путин и ЕС: украинский вид сотрудничества? ("Aktuell.ru", Германия)

Назад в СССР? ("The Wall Street Journal", США)

Украина на краю пропасти ("The Economist", Великобритания)

Михаил Саакашвили: Мы верны обещаниям 'революции роз' ("The International Herald Tribune", США)

Россия сдает свои позиции? ("Radio France Internationale", Франция)

На Украине разыгрывается будущее России ("Le Monde", Франция)

Украинский переворот в постмодернистском стиле ("The Guardian", Великобритания)

Европейская дипломатия: как это должно быть ("The International Herald Tribune", США)

Украина между двумя полюсами ("La Vanguardia", Испания)

Рассерженная Европа осталась в стороне от переговоров Буша и Путина ("Il Foglio", Италия)

Хитрости Италии ("La Repubblica", Италия)

Мы доказали, что мы - нация ("The Independent", Великобритания)

Путин бросает вызов Европе ("Liberation", Франция)

Cырьевой империализм России ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

Украина: Испытание для Европы ("Der Standard", Австрия)

Лицемерию Евросоюза должен быть положен конец ("The International Herald Tribune", США)

Украина на грани ("ABC", Испания)

Восход украинской нации ("The Wall Street Journal", США)

Должен ли Запад охладить отношения с Россией? ("Handelsblatt", Германия)

Киев вносит раскол между ЕС и Россией ("Handelsblatt", Германия)

Русские опасаются распада Украины ("Die Welt", Германия)

Юлия Тимошенко: "Битва за Украину" ("ABC", Испания)

Свобода европейцев ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Путин поддерживает олигархов-соседей ("The Wall Street Journal", США)

Испуганные олигархи по-прежнему ставят на Януковича ("The Financial Times", Великобритания)

Украина между Россией и Западом ("El Mundo", Испания)

Буш берется за Путина ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Юлия Тимошенко: миллионерша-революционерка ("The Guardian", Великобритания)

Украина: быть или не быть? ("La Vanguardia", Испания)

Анализ: 'Чистейшей воды демократ' ("Berliner Zeitung", Германия)

Повторенье - мать ученья ("The Times", Великобритания)

Оранжевая революция ("The Guardian", Великобритания)

Кризис на Украине ("The Washington Post", США)

Украина превратилась в проблему для России? ("United Press International", США)

Новые разногласия в Европе ("The Economist", Великобритания)

Олег Гордиевский: Над Европой снова опускается 'железный занавес' ("Daily Mail", Великобритания)

Ставки Москвы на Украине очень велики ("Los Angeles Times", США)

Третья Европа ("Courrier International", Франция)

Куда идет Украина? ("The Economist", Великобритания)

Что должна делать Европа ("Corriere Della Sera", Италия)

Украина: Время оранжевых ("Der Tagesspiegel", Германия)

Плохой путь для Украины ("Los Angeles Times", США)

Недостаточно управляемая демократия ("Berliner Zeitung", Германия)

Отвращение ("The Guardian", Великобритания)

Передний край борьбы за свободу ("The Guardian", Великобритания)

Путин махнул рукой на Украину? ("The Economist", Великобритания)

Украина: Власть наносит ответный удар ("Die Tageszeitung", Германия)

Украине предоставляется возможность сдержать свое обещание перед демократическим сообществом ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Конфликт между Востоком и Западом ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Разделительный рубеж между Россией и Западом ("The Financial Times", Великобритания)

Что ждет Украину после выборов? ("National Review", США)

Прага - 1989, Киев - 2004: Восстание против лжи ("Die Presse", Австрия)

Противоcстояние на Украине ("United Press International", США)

Украина: Хорошо смеется тот, кто смеется последним ("The Times", Великобритания)

Тайны украинских спецслужб ("El Pais", Испания)

Борьба за народовластие на Украине и цинизм Путина ("The Boston Globe", США)

Ставки России на Украине очень высоки ("The Financial Times", Великобритания)

Украинский хаос ("La Vanguardia", Испания)

"Перетягивание каната" из-за Украины ("The New York Times", США)

Украина: опасные ставки ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Рука Путина на Украине ("ABC", Испания)

Империя Путина ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)