Вашингтон. До того, как он выразил несогласие с политикой премьер-министра Тони Блэра по иракскому вопросу, выступив против поддержки Блэром вторжения США в Ирак с целью свержения там режима Саддама Хусейна, Робин Кук (Robin Cook) занимал пост министра иностранных дел Великобритании и являлся главой фракции лейбористов в Палате общин. Кук, который по-прежнему является депутатом Парламента от правящей в стране лейбористской партии, посетил на этой неделе Вашингтон, где принял участие в конференции, посвященной вопросам восстановления партнерских отношений между США и Европой, организованной Центром американского прогресса. Он любезно согласился ответить на вопросы главного аналитика агентства 'UPI' Мартина Сиффа (Martin Sieff).
UPI: Широко распространено мнение о том, что Соединенные Штаты и Европейский Союз очень продуктивно взаимодействовали в вопросе общей реакции на нынешний кризис на Украине. Вы согласны с подобной оценкой?
Кук: Да, это так. Европейский Союз принял самое активное участие в поиске дипломатического и мирного пути разрешения политического кризиса в этой стране. И я могу с удовлетворением констатировать, что сегодня появились сообщения о том, что нам удалось достичь определенного соглашения.
Хавьер Солана - очень важная и ценная фигура в структуре ЕС. Теперь европейская дипломатия представлена одним лицом. Мы очень довольны, что у нас появилась такая фигура. Как можно хорошо видеть на этом примере, когда нам удается действовать сообща, каждый из нас становится сильнее, а не слабее благодаря силе нашего коллективного влияния.
У Соединенных Штатов и стран Европы не было по этому вопросу никаких разногласий. Те и другие хотят, чтобы на Украине восторжествовала демократия и была сохранена территориальная целостность этого государства. И те, и другие рассматривают народ Украины в качестве верховного арбитра своей собственной судьбы.
При этом мы должны действовать очень осторожно и аккуратно, чтобы не создалось впечатление, что США или Европа или и та и другая сторона вмешиваются во внутренние дела Украины. И вся же я уверен, что мы сумели найти правильное соотношение того и другого.
UPI: Согласие, достигнутое Соединенными Штатами и правительствами европейских государств, тем более удивляет, что этому предшествовал период напряженности в их отношениях. Насколько велика, на Ваш взгляд, опасность роста напряженности в отношениях между Соединенными Штатами и европейскими государствами?
Кук: Многие люди, живущие по обе стороны Атлантики, разделяют озабоченность по поводу определенных элементов политики президента Буша, которые можно было наблюдать во время его первого срока нахождения у власти. Лично я глубоко убежден, что получившая большое распространение в Европе озабоченность по поводу определенных элементов внешней политики США не должна перерасти в открытый антиамериканизм. В связи с этим хочу сказать, что мы, живущие по эту сторону Атлантики, хотим, чтобы те американцы, которые голосовали за иной подход к решению мировых проблем, знали, что они не одиноки. В Европе очень много людей, которые поддерживают их и разделяют вполне понятную озабоченность.
Что касается конкретно Великобритании, можно сказать, что огромные и мощнейшие узы дружбы, связывающие оба наших народа, до сих пор покоятся на очень крепком фундаменте. Между нами существуют очень крепкие связи. В то же время у многих из нас вызвало беспокойство, что во время своего первого президентского срока Дж. Буш проявлял крайне односторонний подход к решению международных проблем.
UPI: Почему все более усиливающийся односторонний подход во внешней политике Соединенных Штатов столь тревожит европейцев?
Кук: Когда речь идет о таких важнейших проблемах международной политики, как недопущение распространения оружия массового уничтожения или борьба с угрозой международного терроризма, односторонний подход, демонстрируемый одной отдельно взятой страной, даже если такой страной являются Соединенные Штаты, оказывается недееспособным. С подобными угрозами нельзя справиться, их нельзя преодолеть, действуя в одиночку. Только действуя сообща, мы можем добиться успеха.
В этой связи сегодняшнее (среда, 1 декабря - прим. пер.) выступление президента в Канаде внушает определенный оптимизм, особенно его высказывания по поводу взаимодействия с другими странами. Похоже, он пытается навести мосты. Это очень благоприятный поворот событий. Среди всех европейских стран очень велико стремление к широкому сотрудничеству с Соединенными Штатами.
UPI: Каковы, на Ваш взгляд, основные вопросы, которые Соединенные Штаты и страны Евросоюза должны решать сообща, выступая в качестве партнеров?
Кук: Во-первых, мы должны объединиться в борьбе с угрозой международного терроризма, создав широкую коалицию, в рамках которой решались бы вопросы обмена разведывательной информацией, отслеживания передвижения по всему миру лиц, подозреваемых в причастности к террористическим группировкам, а также проблемы прекращения массового отмывания денег террористическими организациями, имеющего место во многих странах мира.
Во-вторых, мы также должны ответить на очень реальную угрозу, связанную с изменением климата на нашей планете. Чередующиеся наводнения и засухи приводят к гибели значительно большего числа людей, чем в результате действий международных террористов. Только за одно лето 2003 г. в результате небывалой жары в Европе погибло около 20 тыс. человек. И если в вопросах противодействия изменению климата на планете, предотвращения всеобщего потепления Киотский протокол не является подходящим международным инструментом, тогда следует настойчиво подумать о каком-то другом соглашении.
И третье. Кризис на Ближнем Востоке должен быть преодолен как можно скорее. Невозможно недооценивать то ощущение политики двойных стандартов, которое сложилось в арабском мире в отношении внешнеполитического курса США и Запада в целом. С одной стороны, мы захватили Ирак, направив туда четверть миллиона своих солдат, потому что Ирак-де не выполняет требования резолюций ООН, а, с другой стороны, мы закрываем глаза на массовые нарушения прав человека, происходящие на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа - на территориях, которые продолжает оккупировать Израиль, несмотря на осуждение подобных актов, которое содержится в других резолюциях все той же ООН.
UPI: Почему Вы придаете столь высокое значение разрешению арабо-израильского конфликта?
Кук: Хотелось бы выразить надежду на то, что г-жа К. Райс, когда она будет назначена на пост Госсекретаря, будет рассматривать поиски путей разрешения ближневосточного конфликта в качестве своей приоритетной задачи. Думаю, что очень важно, чтобы мы признали тот факт, что одобренный президентом Бушем план 'дорожной карты', с которым в свою очередь согласились ЕС, ООН и Россия, требует параллельных шагов, предпринимаемых обеими сторонами, участвующими в конфликте - в том числе и израильского правительства, возглавляемого Ариэлем Шароном. Это означает, что израильские поселения, расположенные на Западном берегу реки Иордан, должны быть оттуда выведены.
Важно также, чтобы мы лишили права накладывать вето на решения, направленные на достижение мира, 'Хамас' и другие исламские экстремистские группировки, поскольку они внутренне глубоко заинтересованы в продолжении конфликта. Однако, если заявлять при каждом новом случае кровавых вылазок террористов, что переговоры, проводимые в рамках мирного процесса, будут приостановлены, единственно чего можно этим добиться, так это того, что будет совершаться еще больше терактов, которые унесут еще больше жизней невинных людей, потому что подобная позиция террористам лишь на руку. В рамках мирного процесса в Ирландии мы смогли добиться успеха в Северной Ирландии лишь когда твердо и ясно дали понять, что террористы с обеих сторон не будут обладать правом вето.
Трудно преувеличить то огромное значение, которое имеет для безопасности в Европе и Америке решение ближневосточного конфликта. Это самое крупное препятствие на пути нормализации отношений между Западом и арабским миром. В определенные периоды прошлого мы были очень близки к разрешению этого конфликта. И очень горько видеть, сколь многое вновь разделяет противоборствующие стороны. Нет более важной задачи, чем наша совместная работа по разрешению ближневосточного кризиса.
UPI: Вы также придаете поистине огромное значение вопросам изменения климата на планете. Те, кто в администрации Буша отвечают за разработку политического курса, скорее всего назовут это чрезмерной обеспокоенностью. Что бы вы им на это ответили?
Кук: В администрации Буша должны осознать тот факт, что климат нашей планеты претерпевает серьезные изменения. Они должны понять, что речь идет о реальной проблеме, требующей срочного решения. Киотский протокол теперь вступил в действие и выполняется - его ратифицировали почти все страны мира. Теперь было бы глупо и нецелесообразно отказаться от этого соглашения и начать все с нуля: ведь столько стран согласились выполнять его требования и уже начали это делать.
Вместе с тем необходимо достичь соглашения в том или ином виде с Соединенными Штатами. Ведь на долю США приходится 25 процентов выброса всех тепличных газов на нашей планете. Необходимо сделать так, чтобы Соединенные Штаты участвовали в поисках решения проблемы, частью которой они сами являются. А это означает, что перед нами стоит задача поиска новых путей взаимодействия с этой страной.
Конечно, Киотский протокол - далеко не идеальное решение проблемы. Это лишь первый скромный шаг. Он не был призван положить конец изменению климата на Земле, его цель лишь замедлить этот негативный процесс.
UPI: Многие американцы - и не только в администрации Буша - заявляют, что цена, которую придется заплатить экономике за выполнения Киотского соглашения, огромна и вовсе не является обязательной. Что бы Вы им на это ответили?
Кук: Честно говоря, я нахожусь в недоумении, наблюдая за ведущимися в США спорами вокруг Киотского протокола. Америка не может держаться в стороне от борьбы против изменения климата, как по чисто экономическим причинам, так и в силу своих собственных интересов. В ближайшие 30-50 лет все страны мира столкнутся с большой проблемой: им потребуются иметь более эффективные виды топлива, новые типы автомобилей, электрогенерирующих мощностей и промышленных технологий, отвечающих как новым требованиям, продиктованных существенно возросшими ценами на жидкие углеводороды, так и исходя из наличия крупных проблем, вызванных потеплением климата. В связи со всем этим на мировом рынке открываются большие экономические перспективы и возможности. В случае, если США останутся в стороне от этого процесса, они потерпят существенные убытки.
UPI: Что бы вы хотели сказать американским политикам, которые жалуются на критику со стороны их европейских коллег и нежелание последних поддержать Соединенные Штаты?
Кук: Все страны Европы хотят быть в хороших отношениях с Соединенными Штатами, независимо от того, кто находится в Белом доме. В том случае, если Соединенные Штаты готовы приступить к решению любой из тех больших и глобальных задач, которые перед ними стоят, они найдут в Европе своих горячих сторонников и союзников. Мы с готовностью откликнемся на призыв к совместным действиям. Нахождение общих точек соприкосновения с правительствами других стран теперь стало для европейцев вопросом практической деятельности. Именно на этих принципах и основан наш Евросоюз. И мы, конечно же, выступаем только за расширение сотрудничества с Соединенными Штатами.
UPI: Среди мало осведомленных в европейских делах американцев усиливается негативное восприятие Европейского Союза как антидемократической, насквозь бюрократизированной и враждебной интересам США организации. Что, на Ваш взгляд, требуется сделать, чтобы переломить подобную тенденцию?
Кук: Лучшим способом борьбы с невежеством и подозрительностью являются путешествия. Тем американцам, что приезжают в Европу, она, как правило, оказывается по душе. Мы, со своей стороны, конечно, хотели бы, чтобы к нам в Европу приезжало больше американцев, которые все увидели бы своими глазами.
В Европе сосредоточены многие в прошлом великие державы. Однако мы не заинтересованы в возрождении имперского величия и амбиций, свойственных ушедшим эпохам. Мы лишь хотим достойно жить нашей сегодняшней жизнью в условиях мира и процветания.
У нас откроется намного больше возможностей для решения огромных проблем, стоящих перед странами, расположенными по обе стороны Атлантики, если мы возьмемся за это дело сообща. А посему, как американцам, так в равной степени и европейцам, следует рассматривать жителей соседнего континента не как угрозу для себя, а как благоприятную возможность для продвижения вперед.