За организованным наступлением на демократию в Украине, продолжающимся уже несколько месяцев, явно стоит Кремль. Это последний и самый заметный шаг в рамках стратегии, распространяющейся на территорию всех соседей ЕС и НАТО, а также начинающую затрагивать и некоторые страны евроатлантического сообщества. На протяженности всей территории от стран Балтии до Грузии уже сформировалась новая по своему содержанию угроза международной безопасности. Эта новая угроза исходит от Кремля, всячески пытающегося разрушить или исказить избирательные процессы и конституционные устои соседних стран с целью восстановить влияние на них и снова взять их под свой контроль, используя подчиненные Москве местные антидемократические силы.
Хотя эта угроза считается новой в типологии всевозможных угроз безопасности как отдельно взятого государства, так и всего международного сообщества, первые признаки формирования этой стратегии стали появляться почти два года назад, причем Запад до сих пор не осознал эту проблему целиком и не выработал активных подходов к ее решению. Напротив, западные страны либо реагировали, когда было уже слишком поздно, либо вовсе предпочитали не замечать продвижения Кремля по всему этому огромному пространству из одной страны в другую, где постоянно использовалась одна и та же стратегия, лишь в частностях адаптируемая под местные условия.
Например, в прошлом году в Литве предвыборный штаб кандидата в президенты Роландаса Паксаса (Rolandas Paksas) был буквально под завязку набит людьми из российских спецслужб и организованных преступных групп (а в России первые невозможно отделить от вторых). Эти же люди пролезли и в его администрацию, когда он стал президентом. Паксас, а с ним и некоторые другие политики, тесно связанные с Россией, стояли на острие популистских нападок на развитие в Литве свободной рыночной экономики, парламентской демократии и твердой ориентации на евроатлантическое партнерство.
Страна пережила несколько месяцев политической напряженности, пока ее демократические силы и демократические институты не доказали свою силу, объявив президенту импичмент и отстранив его от должности.
Вбрасывая 'этническую русскую карту', Москва пытается подчинить себе Эстонию и Латвию и изменить законодательство этих стран так, как ей удобно. Кремль не торопится способствовать интеграции русскоязычного населения в общество этих прибалтийских государств, а вместо этого добивается превращения Эстонии и Латвии в 'двунациональные' сообщества с параллельными социальными группами, углубляя и легализуя этнолингвистическое разделение.
Даже несмотря на то, что в Европейском Союзе считают законодательство Латвии и Эстонии о гражданстве, языке и образовании полностью соответствующим всем критериям, установленным в ЕС, Москва не перестает нападать на эти две страны на всех международных форумах и продолжает пропагандистские кампании среди местного русскоязычного населения, добиваясь внесения изменений в законодательство Латвии и Эстонии. В Кремле надеются, что, сохранив этот этнический общественный водораздел и закрепив его в законодательстве, можно впоследствии будет в определенной степени манипулировать внутренней политикой этих стран.
Другой вариант московской стратегии виден в Беларуси, а также в современных сатрапиях - Приднестровье в Молдове и Абхазии с Южной Осетией на территории Грузии. В то время как в остальных странах региона Россия выступает против сохранения существующего положения вещей и постоянно пытается откатить назад их демократические завоевания, в этих районах Россия как раз поддерживает статус-кво и защищает местных диктаторов. Хотя диктатор Беларуси Аляксандр Лукашенка (Alyaksandr Lukashenka) раздражает Владимира Путина и российское правительство тем, что не прекращает доить российскую экономику, Кремль мирится с тем, что фактически платит за его диктатуру, и защищает Лукашенку перед лидерами других стран.
Солидарность Кремля с перечисленными диктаторами, с которыми он образует единый антидемократический фронт, видна невооруженным глазом. Когда несколько дней назад президент Путин поздравил кандидата в президенты Украины Виктора Януковича с его якобы 'победой', Лукашенка тут же последовал его примеру, как и Игорь Смирнов из Приднестровья. И тот факт, что даже после этого американские дипломаты и представители Европейского Союза считают режим Смирнова, держащийся на русских штыках, достойным легализации и доли власти в рамках молдавской 'федерации', показывает не что иное, как либо непонимание Западом происходящего, либо просто нежелание видеть.
Те, кто стоит за формированием российской политики, уже разработали 'федерализационные' проекты подобного же сорта для учреждения на территориях других государств 'федеративных субъектов', пользующихся защитой Москвы. Вторым шагом на этом пути будет неофициальное, но фактически полное вовлечение этих субъектов в орбиту России и управление их отношениями со своими федеральными центрами, с которыми Россия будет их постоянно сталкивать. Таким образом, формально не нарушая территориальную целостность соседнего независимого государства, Москва фактически превратит его в своего сателлита и задушит любые перспективы его демократического развития. Этот план продвигается кремлевскими советниками официально в Молдове и готовится неофициально для Грузии.
Дамоклов меч подобного развития событий нависает сейчас и над Украиной. Когда стало ясно, что на самом деле второй тур выборов президента выиграл кандидат от демократических сил Виктор Ющенко, господин Янукович и его московские кукловоды пробудили к жизни призрак 'федерализации' Украины, пытаясь отрезать от нее некоторые российско-ориентированные анклавы на востоке и юге страны. Такой федерализм - это фактически укрепленный рубеж, из-за которого путинские марионетки будут вместе сопротивляться демократизации этих стран и даже пытаться остановить ее.
Мало кто заметил, что по сценарию, до боли напоминающему то, что происходит сегодня на Украине, развиваются и события в Абхазии. В октябре там прошли президентские выборы, на которых Рауль Хаджимба, бывший сотрудник КГБ, чью кандидатуру в президенты поддержала Москва, потерпел поражение от экономиста Сергея Багапша. Путин тут же развернул огромное политическое шоу поддержки Хаджимбы, а российские политики и средства массовой информации затопили Абхазию пропагандой за своего кандидата (Москва не доверяет как Ющенко из-за того, что у него жена - американка, так и Багапшу из-за того, что у него жена - грузинка).
Даже после этого - и несмотря на подтасовки властями результатов голосования - Багапшу все же удалось победить с незначительным перевесом. В последние шесть недель сторонникам Багапша удалось, несмотря на все препятствия, привлечь на свою сторону местные властные органы, и они, признав своего лидера избранным президентом, назначили его инаугурацию на 6 декабря. Разъяренные этим российские власти объявили Абхазии экономическую блокаду с 1 декабря.
В свое время Россия в массовом порядке выдавала жителям Абхазии российские паспорта и до сих пор использует этот свершившийся факт, претендуя на право защищать и опекать своих граждан. Но теперь Москва использует то же самое гражданство, претендуя на право вводить блокаду против 'своих' же граждан. В общем, Россия таким образом хочет сказать, что со 'своими' гражданами она может поступать, как ей вздумается. Абхазии послан сигнал о том, что в обмен на отмену российских санкций Абхазия должна отменить результаты выборов, на которых победил Багапш, и поддерживаемые Москвой силы в Абхазии, включая и вооруженные формирования, публично обещают пресечь любые выступления местного населения, напоминающие то, что происходит на Украине. Короче говоря, Абхазия находится под военным контролем России, и поэтому ее можно держать на коротком поводке.
Российское военное присутствие действительно может оказаться решающим фактором успешного проведения в жизнь ее антидемократических планов. Рядом со странами евроатлантического сообщества остается 'старая', традиционная военная угроза. Кроме того, мы должны учитывать и 'новые' угрозы, связанные с терроризмом, подпольной торговлей оружием и наркотиками и распространением оружия массового поражения. Однако сейчас пришло время подумать и о том, как противостоять 'новейшей' в своем роде угрозе - организованному нападению на демократию. Чтобы успешно отразить это нападение, Запад должен лучше скоординировать и организовать как свои действия, так и соответствующие стратегии на местах.
Владимир Сокор - старший научный сотрудник фонда Jamestown Foundation из Вашингтона. Фонд выпускает ежедневник Eurasia Daily Monitor.
_________________________________________________________
Архив ИноСМИ.Ru:
Владимир Сокор: Борьба за украинскую душу ("The Wall Street Journal", США)
Владимир Сокор: Дать отпор имперским амбициям Путина ("The Wall Street Journal", США)
Владимир Сокор: Возможность на Днестре ("The Wall Street Journal", США)
Владимир Сокор: И, наконец, языковая чистка ("The Wall Street Journal", США)
Владимир Сокор: Корпорация монстров-сепаратистов ("The Wall Street Journal", США)
Владимир Сокор: Что на самом деле творится в Абхазии и Южной Осетии ("The Wall Street Journal", США)
Владимир Сокор: Почему Запад восстанавливает железный занавес? ("The Wall Street Journal", США)
Владимир Сокор: На востоке Нового НАТО ("The Wall Street Journal", США)
_________________________________________________
Все о выборах на Украине
Путинская модель провалилась на Украине ("Le Monde", Франция)
Разоблачение власти Путина ("Business Week", США)
Три театра мировой напряженности ("Le Figaro", Франция)
Украина: Толпа не всегда побеждает ("The Times", Великобритания)
Демократия для Украины ("The Washington Post", США)
Ющенко - реформатор с националистическим душком ("Liberation", Франция)
Европа осознает важность событий на Украине ("Los Angeles Times", США)
Вернуться к природе кризиса ("Liberation", Франция)
Демократия на Украину не торопится ("La Vanguardia", Испания)
США не считают, что отношения с Москвой испортятся из-за кризиса на Украине ("The Washington Times", США)
Украина Шредера ("Die Tageszeitung", Германия)
Демократия как панацея для Кучмы ("El Correo", Испания)
Украина и мы ("Der Tagesspiegel", Германия)
Победа Ющенко не гарантирует победного марша демократии на восток ("The Financial Times", Великобритания)
Вопрос, разделяющий сегодня Украину - это противостояние свободной прессы и линии партии ("The Financial Times", Великобритания)
США и ЕC выступают заодно на Украине ("The Washington Times", США)
Холодная война ("Liberation", Франция)
Шанс для Украины ("El Mundo", Испания)
Заявления России по поводу ситуации на Украине вызывают в памяти времена холодной войны ("The New York Times", США)
Где заканчивается Европа и начинается Азия? ("The International Herald Tribune", США)
Закулисные силы, которые действуют в кризисе на Украине ("The New York Times", США)
Украина идет в суд ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Михаил Саакашвили: 'Время действий Москвы в одиночку прошло' ("Berliner Zeitung", Германия)
Украина - решающая ставка для всех нас ("Le Monde", Франция)
Андерс Аслунд: Украина показала, что заслуживает независимости ("The Moscow Times", Россия)
Последний ход Кучмы ("United Press International", США)
Большая битва за Украину ("The Washington Times", США)
Дилемма Буша на Украине ("San Francisco Сhronicle", США)
Плюсы и минусы национализма ("The Guardian", Великобритания)
В провале российских политтехнологов на Украине виноват лично Путин ("Radio France Internationale", Франция)
Внутриукраинские распри: столкновение групповых интересов ("The New York Times", США)
Украина на перепутье ("United Press International", США)
Борцы со свободой ("The Washington Post", США)
Украинский народ ждет ("Christian Science Monitor", США)
Страсти на Украине разжигает пресса ("Christian Science Monitor", США)
'Холодная война за Украину' ("Die Welt", Германия)
Последний ход Кучмы ("United Press International", США)
Путин ("Die Welt", Германия)
Для России в Киеве речь идет не только о власти, но и о душе ("Die Welt", Германия)
Украинские олигархи подстраховываются на случай изменения политической конъюнктуры ("The Financial Times", Великобритания)
Что Путин заварит, то Шредер и подаст ("Der Tagesspiegel", Германия)
Место Украины в битве за Евразию ("La Vanguardia", Испания)
Момент для Кучмы ("The Times", Великобритания)
Опасное безразличие России ("The Washington Post", США)
Шредер и Путин ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Будущее России ("Le Monde", Франция)
Русский медведь с путинским лицом выходит из спячки на Украине ("The Times", Великобритания)
Путинизм на марше ("The Washington Post", США)
Проклятие коммунизма ("The Wall Street Journal", США)
Второй шанс Украины ("The Boston Globe", США)
Украина: столкновение двух схожих элит ("Rebelion", Испания)
Украинские СМИ: В основном мы распространяли ложь ("Die Welt", Германия)
Автономия по-русски ("Der Standard", Австрия)
Откуда такая безучастность? ("Berliner Zeitung", Германия)
Испытание Украиной ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Вопль Украины ("The Boston Globe", США)
Путинский котлован неоцаризма ("El Pais", Испания)
Украинская оппозиция выдвинула ультиматум ("United Press International", США)
Подрывная работа российской власти против украинской оппозиции ("Liberation", Франция)
Украина: Фальсификаторам становится все труднее ("Die Tageszeitung", Германия)
Реалии украинского раскола ("The Independent", Великобритания)
Кремль кладет в качестве жертвы на алтарь стабильности демократию ("Die Welt", Германия)
Хорош ли Виктор Ющенко для евреев? ("Haaretz", Израиль)
Глеб Павловский: 'Оранжевый цвет - цвет детского поноса' ("Die Tageszeitung", Германия)
Украина: Разделяй и властвуй ("Der Tagesspiegel", Германия)
Проблеск здравомыслия на Украине ("The New York Times", США)
'Россия с Украиной в качестве сателлита становится империей' ("Die Welt", Германия)
Размышления о событиях на Украине: Глас народа? Или глас Сороса? ("New Statesman", Великобритания)
Чудо Ющенко ("The Times", Великобритания)
Важный момент для Запада ("Newsweek", США)
Ричард Пайпс: 'Большой Брат' и 'малые русские' ("Newsweek", США)
Путину не следует совать нос в украинские дела. И нам тоже ("The Independent", Великобритания)
Освещение украинских выборов в западных СМИ безнадежно искажено ("The Guardian", Великобритания)
Еще одна бархатная революция ("El Pais", Испания)
Восстание дипломатов ("Stern", Германия)
Украина и вирус демократии ("ABC", Испания)
'Путин рискует провалиться под лед' ("De Telegraaf", Голландия)
Стивен Сестанович: Путин не тот человек, которого хотелось бы пригласить на ужин в семейном кругу ("National Public Radio", США)
Схватка за власть на Украине: Оппозиция надеется на победу ("Der Tagesspiegel", Германия)
Российская оппозиция: "У Шредера что-то с головой" ("Focus", Германия)
Оранжевая революция ("Time", США)
Рискованный промах Путина ("Spiegel", Германия)
Народ Украины сам сделает свой выбор ("Christian Science Monitor", США)
Попытки Путина повлиять на украинские выборы дают обратный результат ("The Wall Street Journal", США)
Украина: Излишние провокации Запада ("The Hindu", Индия)
Два лица Украины ("El Mundo", Испания)
Как бороться с русским медведем ("The Financial Times", Великобритания)
Амбиции России ("Die Welt", Германия)
Россия оказалась не у дел ("Le Monde", Франция)
Украинцы слишком долго были пешками в политической игре ("The Guardian", Великобритания)
Новый раскол между Востоком и Западом ("The New York Times", США)
Польша, другой сосед Украины ("The Wall Street Journal", США)
Над Украиной нависла угроза территориального раздела ("The Financial Times", Великобритания)
Две Украины ("La Stampa", Италия)
Украина: Излишние провокации Запада ("The Hindu", Индия)
Почему на Украине Путин поддерживает олигархов ("La Repubblica", Италия)
Украина: настал решающий момент ("The Wall Street Journal", США)
Путин и ЕС: украинский вид сотрудничества? ("Aktuell.ru", Германия)
Назад в СССР? ("The Wall Street Journal", США)
Украина на краю пропасти ("The Economist", Великобритания)
Михаил Саакашвили: Мы верны обещаниям 'революции роз' ("The International Herald Tribune", США)
Россия сдает свои позиции? ("Radio France Internationale", Франция)
На Украине разыгрывается будущее России ("Le Monde", Франция)
Украинский переворот в постмодернистском стиле ("The Guardian", Великобритания)
Европейская дипломатия: как это должно быть ("The International Herald Tribune", США)
Украина между двумя полюсами ("La Vanguardia", Испания)
Рассерженная Европа осталась в стороне от переговоров Буша и Путина ("Il Foglio", Италия)
Хитрости Италии ("La Repubblica", Италия)
Мы доказали, что мы - нация ("The Independent", Великобритания)
Путин бросает вызов Европе ("Liberation", Франция)
Cырьевой империализм России ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Украина: Испытание для Европы ("Der Standard", Австрия)
Лицемерию Евросоюза должен быть положен конец ("The International Herald Tribune", США)
Украина на грани ("ABC", Испания)
Восход украинской нации ("The Wall Street Journal", США)
Должен ли Запад охладить отношения с Россией? ("Handelsblatt", Германия)
Киев вносит раскол между ЕС и Россией ("Handelsblatt", Германия)
Русские опасаются распада Украины ("Die Welt", Германия)
Юлия Тимошенко: "Битва за Украину" ("ABC", Испания)
Свобода европейцев ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Путин поддерживает олигархов-соседей ("The Wall Street Journal", США)
Испуганные олигархи по-прежнему ставят на Януковича ("The Financial Times", Великобритания)
Украина между Россией и Западом ("El Mundo", Испания)
Буш берется за Путина ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Юлия Тимошенко: миллионерша-революционерка ("The Guardian", Великобритания)
Украина: быть или не быть? ("La Vanguardia", Испания)
Анализ: 'Чистейшей воды демократ' ("Berliner Zeitung", Германия)
Повторенье - мать ученья ("The Times", Великобритания)
Оранжевая революция ("The Guardian", Великобритания)
Кризис на Украине ("The Washington Post", США)
Украина превратилась в проблему для России? ("United Press International", США)
Новые разногласия в Европе ("The Economist", Великобритания)
Олег Гордиевский: Над Европой снова опускается 'железный занавес' ("Daily Mail", Великобритания)
Ставки Москвы на Украине очень велики ("Los Angeles Times", США)
Третья Европа ("Courrier International", Франция)
Куда идет Украина? ("The Economist", Великобритания)
Что должна делать Европа ("Corriere Della Sera", Италия)
Украина: Время оранжевых ("Der Tagesspiegel", Германия)
Плохой путь для Украины ("Los Angeles Times", США)
Недостаточно управляемая демократия ("Berliner Zeitung", Германия)
Отвращение ("The Guardian", Великобритания)
Передний край борьбы за свободу ("The Guardian", Великобритания)
Путин махнул рукой на Украину? ("The Economist", Великобритания)
Украина: Власть наносит ответный удар ("Die Tageszeitung", Германия)
Украине предоставляется возможность сдержать свое обещание перед демократическим сообществом ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Конфликт между Востоком и Западом ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Разделительный рубеж между Россией и Западом ("The Financial Times", Великобритания)
Что ждет Украину после выборов? ("National Review", США)
Прага - 1989, Киев - 2004: Восстание против лжи ("Die Presse", Австрия)
Противоcстояние на Украине ("United Press International", США)
Украина: Хорошо смеется тот, кто смеется последним ("The Times", Великобритания)
Тайны украинских спецслужб ("El Pais", Испания)
Борьба за народовластие на Украине и цинизм Путина ("The Boston Globe", США)
Ставки России на Украине очень высоки ("The Financial Times", Великобритания)
Украинский хаос ("La Vanguardia", Испания)
"Перетягивание каната" из-за Украины ("The New York Times", США)
Украина: опасные ставки ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Рука Путина на Украине ("ABC", Испания)
Империя Путина ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)