Улица. Все происходит здесь. И не на какой-нибудь другой. Потому что на всей Украине, стране, равной по своим размерам Франции, значение имеет только одна - бульвар Крещатик, пересекающий центр города и ведущий к Майдану - Площади Независимости. Вот уже скоро две недели именно здесь разыгрываются события, ведущие к победе украинской оппозиции. В борьбе против власти, которую олицетворяет президент Кучма, отправившийся вчера в Москву, чтобы встретиться с Владимиром Путиным, контроль над центром Киева - главный козырь, своего рода символ.
Лидеры оппозиции легко с этим справляются. 'Кому принадлежит власть?' - спрашивали Виктора Ющенко, кандидата на пост президента от коалиции 'Наша Украина'. Ответ: 'Людям с, именно в их руках находится власть. А не в руках тех, кто, фальсифицируя выборы, поставил страну на край пропасти'. Отвечая на тот же вопрос, Юлия Тимошенко, железная леди оппозиции, сказала примерно то же самое: 'Если второй тур голосования не будет аннулирован, люди воспримут это очень плохо, и может случиться все что угодно. Никто не будет в состоянии контролировать Площадь Независимости'.
В украинском политическом раскладе, усложняющимся с каждым днем, постоянно возрастает значение Майдана. И это логично. Для оппозиции Майдан является символом легитимности. Для власти Майдан - это место, втиснутое в движущий нерв, сейчас блокированный и парализованный. В борьбе, столкнувшей закон и естественное право, Майдан - это сердцевина.
Но продержится ли Майдан? Да, утверждают тысячи разбивших здесь палатки жителей западных областей. Да, поддерживают их прохожие, настаивающие на опротестовании. Да, провозглашают лидеры оппозиции, для которых Майдан - это вся страна.
И все же Майдан начинает уставать, время от времени крениться. Ветер, холод, сырость, отсутствие элементарных удобств... Нескончаемые политические переговоры, бесконечные отскакивания туда-сюда, которые напрямую транслируются на больших телеэкранах, все эти дискуссии между Брюсселем и Москвой, проходя через Вашингтон, нить которых уже утеряна.
Но как бы там ни было, Майдан держится. Сила его - в удивительной вере. И безупречной организованности. Майдан держится, потому что уверен, что за ним будущее. И поет, и пляшет, и хохочет, и веселится.
Вот три студента танцуют под оглушительно громкую музыку, доносящуюся из багажника автомобиля, и задирают прохожих. Один из них - университетский профессор физики, который вышел на улицу, чтобы продолжить чтение курса лекций. К фонарному столбу он прикрепил черную доску, покрытую замысловатыми формулами. 'Это формула функции Эйгена, Лапласа', - поясняет он в то время, как перед ним группа лохматых, грязных и окоченевших студентов пытаются замерзшими пальцами конспектировать сложный курс.
А вот прямо напротив здания, где заседает правительство, забавный ансамбль барабанщиков часами напролет все играют и играют гимн оппозиции.
А вот и киевская мэрия, первый этаж которой приспособлен под столовую, ванную и прибежище для тех, кто вот-вот замерзнет. Здесь обедают студенты, бабуси в роли официанток, а у больших плит стоят мужчины, молодые и старые. Чуть подальше устроили кинотеатр. 'Муниципальный кинотеатр', уточняет тридцатипятилетний Игорь Марчук, глава предприятия и лидер манифестантов, прибывших из города Хмельницкий, который находится отсюда в 350 км. На коленях у него список присутствующих: 'Тысяча человек приезжают и уезжают каждые три дня из нашего города. Мы сменяем друг друга. Прежде всего из-за усталости. И потом, чтобы все могли поучаствовать'.
Очень много желающих сфотографироваться на память. Чтобы потом показывать, что они были здесь. Потому что, уверяет Игорь, 'мы знаем, что мы победим, мы уже победили'. И такая уверенность звучит как вызов, не только для власти, но и для оппозиции тоже. С Майданом в сердце.