Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путинская модель провалилась на Украине

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Упорство, с которым Путин повторял, что результаты, обнародованные правительством Кучмы, честные и прозрачные, только усилило убежденность в том, что в голосовании имели место подтасовки. Это точно, потому что он прекрасно знал, какие при этом использовались методы, ведь и выборы в России в 2003 и 2004 годах не блистали честностью. И он убедил Януковича прорваться силой, укрывшись за широкой спиной президента России, которого поддерживают западные правительства

Украина переживает исторические дни, удивительные дни. Основная ставка сделана на уважение воли граждан и установление демократического режима. Нет никакого сомнения в том, что Виктор Янукович, наследный принц оставляющего свой пост президента Кучмы, понимал, что ему не победить на выборах, соблюдая правила. И он давным-давно решил не соблюдать их.

Российский президент пришел к такому же решению и с прошлого лета запустил пропагандистскую машину, чтобы заранее обеспечить нужные результаты голосования. Владимир Путин несколько раз встречался с Януковичем и Кучмой и широко рекламировал эти встречи. Он даже пригласил их в октябре на свой юбилей. Дни, предшествовавшие первому туру голосования, он решил провести на Украине. В прямом эфире по телевизору он объяснил гражданам Украины, что правительство у них отличное, что добрые отношения с Россией зависят от этого правительства, а стало быть, они должны голосовать за Януковича.

Путин был настолько уверен в себе, что утверждал 6 сентября, выступая перед группой западных экспертов, что на Украине должна превалировать преемственность. На следующий день его министр обороны и ближайший советник Сергей Иванов был еще более прямолинеен в своем ответе на наш вопрос: 'Ситуация на Украине находится под контролем, нет никаких проблем. Конечно, оппозиция не согласится со своим поражением, и как это обычно бывает с проигравшими, в свое оправдание будут говорить, что выборы были мошенническими'.

Упорство, с которым Путин повторял, что результаты, обнародованные правительством Кучмы, честные и прозрачные, только усилило убежденность в том, что в голосовании имели место подтасовки. Это точно, потому что он прекрасно знал, какие при этом использовались методы, ведь и выборы в России в 2003 и 2004 годах не блистали честностью. И он убедил Януковича прорваться силой, укрывшись за широкой спиной президента России, которого поддерживают западные правительства.

Путин допустил несколько серьезных ошибок в оценках, которые ему были продиктованы невероятной удачей, сопутствовавшей нынешнему президенту с 2000 года. Демонстрируя уверенность 'сурового, но эффективного и популярного лидера', ему было легко заставить демократические государства согласиться с многочисленными антидемократическими мерами. Ему было достаточно выразить убежденность, поблефовать, заговорить о своем 'возмущении' перед лицом любой критики, чтобы справиться с сопротивлением западных партнеров, которые, надо отдать им должное, основывали свое отношение к Путину на 'доверии'.

Мы на Западе так долго оставляли Кремль на обочине, что уже просто 'не можем быть в плохих отношениях с Россией', и поэтому не в состоянии критиковать ее по каждому факту: Чечне, Беслану и терроризму, делу Юкоса, подтасовкам на выборах, контролем над СМИ, давлению на соседние страны.

Когда российский президент обвиняет европейских руководителей в том, что они вмешиваются во внутренние дела Украины, ответить ему можно, только заливаясь смехом. Не он ли первым шумно вмешался в политическую борьбу на Украине? Чрезмерное вмешательство Кремля гальванизировало силы оппозиции и только больше мобилизовало их.

Путин слишком далеко зашел в своей тактике использования силы, безусловно поддерживая режим Кучмы. Он спроецировал на Украину оценки, сделанные применительно к его собственной стране. Однако, Украина - не Россия. Это большая страна с 48 миллионным населением, которая живет не по московскому времени, у которой имеется своя собственная политическая, экономическая, социальная и культурная жизнь. Даже в преимущественно русскоязычных восточных областях жители считают себя гражданами Украины, имеют украинские паспорта, работают на Украине. Общество продемонстрировало способность осудить систему Кучмы и потребовать альтернативного решения, в то время как усталость могла бы заставить этих людей, как в России, согнуть спину.

Окрыленный успехом у себя дома, Путин не задумался о том, что в другом месте сценарий может быть другим. Существует огромная разница между его избранием на второй срок в 2004 году и украинскими президентскими выборами. На Украине 'кандидат власти' столкнулся с равным соперником, Виктором Ющенко, тогда как в России у Путина не было конкурентов, потому что серьезные соперники были уже давным давно устранены.

На Украине была предпринята попытка сделать президентские выборы безальтернативными. Угрозы в адрес Ющенко, отравление, жертвой которого он стал в сентябре, тому свидетельство. Демократический кандидат рассматривался как реальная опасность, и не зря, потому что он не похож на романтического диссидента. Ющенко руководил Центральным банком Украины, был премьер-министром, пока Кучма не отправил его в отставку. Он прекрасно знаком с механизмами власти и действующими лицами экономики своей страны. Он представляет собой значительного политического противника.

Вероятно, Владимир Путин рассчитывал на то, что могущественные финансисты и промышленники, на которых опираются Янукович и Кучма, станут неприступным бастионом, так как при авторитарном олигархическом режиме в России политика и экономика тесно связаны.

Российский президент не извлек урока ни из падения режима Шеварднадзе в Грузии в 2003 году, ни из того, что случилось с президентом Сербии Милошевичем В 2000. В обоих этих случаях правительство России поддерживало президента, срок которого истекал, и который потерпел поражение при голосовании, вопреки здравому смыслу. Украина, в отличие от России, уже имеет опыт политического выбора 1994 года, когда Кучма выиграл президентские выборы у Кравчука, шедшего на второй срок.

Прижатые к стенке после провала на президентских выборах, нынешние проигравшие размахивают пугалом разорванной надвое Украины: с Востоком, объявившим себя автономией или отошедшим к Российской Федерации, и Западом (с Киевом), превратившимся в обкромсанного уродца, бегущего в Европу. Они даже задумали референдум по вопросу автономии восточных провинций. Дойти до того, чтобы разжигать ненависть в обществе, которым управлял в течение десяти лет, означает тупик. Однако, каждый день важные персоны из системы Кучмы одна за другой бегут с тонущего корабля. Немало людей из сил правопорядка присоединились к оппозиции.

_________________________________________________________

Архив ИноСМИ.Ru: Все о выборах на Украине

Русская рулетка ("The Economist", Великобритания)

Путин и Кучма 'посовещались' ("United Press International", США)

Раскол Украины ("La Vanguardia", Испания)

Киевский шах, который тревожит Кремль ("La Repubblica", Италия)

Украина ("Daily Mail", Великобритания)

Ющенко: "Новое голосование - вопрос нескольких дней" ("Liberation", Франция)

Неверный шаг ЕС в отношении Украины ("Handelsblatt", Германия)

Новые кандидаты на подходе ("The Times", Великобритания)

Противоречия между Бушем и Путиным усиливаются ("La Nacion", Аргентина)

Виктор Ющенко: 'Германия должна нас поддержать' ("Die Welt", Германия)

Украинские сценарии ("Berliner Zeitung", Германия)

Русский медведь в агонии ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)

Три театра мировой напряженности ("Le Figaro", Франция)

Украина: Толпа не всегда побеждает ("The Times", Великобритания)

Демократия для Украины ("The Washington Post", США)

Ющенко - реформатор с националистическим душком ("Liberation", Франция)

Европа осознает важность событий на Украине ("Los Angeles Times", США)

Вернуться к природе кризиса ("Liberation", Франция)

Демократия на Украину не торопится ("La Vanguardia", Испания)

США не считают, что отношения с Москвой испортятся из-за кризиса на Украине ("The Washington Times", США)

Украина Шредера ("Die Tageszeitung", Германия)

Демократия как панацея для Кучмы ("El Correo", Испания)

Украина и мы ("Der Tagesspiegel", Германия)

Победа Ющенко не гарантирует победного марша демократии на восток ("The Financial Times", Великобритания)

Вопрос, разделяющий сегодня Украину - это противостояние свободной прессы и линии партии ("The Financial Times", Великобритания)

США и ЕC выступают заодно на Украине ("The Washington Times", США)

Холодная война ("Liberation", Франция)

Шанс для Украины ("El Mundo", Испания)

Заявления России по поводу ситуации на Украине вызывают в памяти времена холодной войны ("The New York Times", США)

Где заканчивается Европа и начинается Азия? ("The International Herald Tribune", США)

Закулисные силы, которые действуют в кризисе на Украине ("The New York Times", США)

Украина идет в суд ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Михаил Саакашвили: 'Время действий Москвы в одиночку прошло' ("Berliner Zeitung", Германия)

Украина - решающая ставка для всех нас ("Le Monde", Франция)

Андерс Аслунд: Украина показала, что заслуживает независимости ("The Moscow Times", Россия)

Последний ход Кучмы ("United Press International", США)

Большая битва за Украину ("The Washington Times", США)

Дилемма Буша на Украине ("San Francisco Сhronicle", США)

Плюсы и минусы национализма ("The Guardian", Великобритания)

В провале российских политтехнологов на Украине виноват лично Путин ("Radio France Internationale", Франция)

Внутриукраинские распри: столкновение групповых интересов ("The New York Times", США)

Украина на перепутье ("United Press International", США)

Борцы со свободой ("The Washington Post", США)

Украинский народ ждет ("Christian Science Monitor", США)

Страсти на Украине разжигает пресса ("Christian Science Monitor", США)

'Холодная война за Украину' ("Die Welt", Германия)

Последний ход Кучмы ("United Press International", США)

Путин ("Die Welt", Германия)

Для России в Киеве речь идет не только о власти, но и о душе ("Die Welt", Германия)

Украинские олигархи подстраховываются на случай изменения политической конъюнктуры ("The Financial Times", Великобритания)

Что Путин заварит, то Шредер и подаст ("Der Tagesspiegel", Германия)

Место Украины в битве за Евразию ("La Vanguardia", Испания)

Момент для Кучмы ("The Times", Великобритания)

Опасное безразличие России ("The Washington Post", США)

Шредер и Путин ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Будущее России ("Le Monde", Франция)

Русский медведь с путинским лицом выходит из спячки на Украине ("The Times", Великобритания)

Путинизм на марше ("The Washington Post", США)

Проклятие коммунизма ("The Wall Street Journal", США)

Второй шанс Украины ("The Boston Globe", США)

Украина: столкновение двух схожих элит ("Rebelion", Испания)

Украинские СМИ: В основном мы распространяли ложь ("Die Welt", Германия)

Автономия по-русски ("Der Standard", Австрия)

Откуда такая безучастность? ("Berliner Zeitung", Германия)

Испытание Украиной ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Вопль Украины ("The Boston Globe", США)

Путинский котлован неоцаризма ("El Pais", Испания)

Украинская оппозиция выдвинула ультиматум ("United Press International", США)

Подрывная работа российской власти против украинской оппозиции ("Liberation", Франция)

Украина: Фальсификаторам становится все труднее ("Die Tageszeitung", Германия)

Реалии украинского раскола ("The Independent", Великобритания)

Кремль кладет в качестве жертвы на алтарь стабильности демократию ("Die Welt", Германия)

Хорош ли Виктор Ющенко для евреев? ("Haaretz", Израиль)

Глеб Павловский: 'Оранжевый цвет - цвет детского поноса' ("Die Tageszeitung", Германия)

Украина: Разделяй и властвуй ("Der Tagesspiegel", Германия)

Проблеск здравомыслия на Украине ("The New York Times", США)

'Россия с Украиной в качестве сателлита становится империей' ("Die Welt", Германия)

Размышления о событиях на Украине: Глас народа? Или глас Сороса? ("New Statesman", Великобритания)

Чудо Ющенко ("The Times", Великобритания)

Важный момент для Запада ("Newsweek", США)

Ричард Пайпс: 'Большой Брат' и 'малые русские' ("Newsweek", США)

Путину не следует совать нос в украинские дела. И нам тоже ("The Independent", Великобритания)

Освещение украинских выборов в западных СМИ безнадежно искажено ("The Guardian", Великобритания)

Еще одна бархатная революция ("El Pais", Испания)

Восстание дипломатов ("Stern", Германия)

Украина и вирус демократии ("ABC", Испания)

'Путин рискует провалиться под лед' ("De Telegraaf", Голландия)

Стивен Сестанович: Путин не тот человек, которого хотелось бы пригласить на ужин в семейном кругу ("National Public Radio", США)

Схватка за власть на Украине: Оппозиция надеется на победу ("Der Tagesspiegel", Германия)

Российская оппозиция: "У Шредера что-то с головой" ("Focus", Германия)

Оранжевая революция ("Time", США)

Рискованный промах Путина ("Spiegel", Германия)

Народ Украины сам сделает свой выбор ("Christian Science Monitor", США)

Попытки Путина повлиять на украинские выборы дают обратный результат ("The Wall Street Journal", США)

Украина: Излишние провокации Запада ("The Hindu", Индия)

Два лица Украины ("El Mundo", Испания)

Как бороться с русским медведем ("The Financial Times", Великобритания)

Амбиции России ("Die Welt", Германия)

Россия оказалась не у дел ("Le Monde", Франция)

Украинцы слишком долго были пешками в политической игре ("The Guardian", Великобритания)

Новый раскол между Востоком и Западом ("The New York Times", США)

Польша, другой сосед Украины ("The Wall Street Journal", США)

Над Украиной нависла угроза территориального раздела ("The Financial Times", Великобритания)

Две Украины ("La Stampa", Италия)

Украина: Излишние провокации Запада ("The Hindu", Индия)

Почему на Украине Путин поддерживает олигархов ("La Repubblica", Италия)

Украина: настал решающий момент ("The Wall Street Journal", США)

Путин и ЕС: украинский вид сотрудничества? ("Aktuell.ru", Германия)

Назад в СССР? ("The Wall Street Journal", США)

Украина на краю пропасти ("The Economist", Великобритания)

Михаил Саакашвили: Мы верны обещаниям 'революции роз' ("The International Herald Tribune", США)

Россия сдает свои позиции? ("Radio France Internationale", Франция)

На Украине разыгрывается будущее России ("Le Monde", Франция)

Украинский переворот в постмодернистском стиле ("The Guardian", Великобритания)

Европейская дипломатия: как это должно быть ("The International Herald Tribune", США)

Украина между двумя полюсами ("La Vanguardia", Испания)

Рассерженная Европа осталась в стороне от переговоров Буша и Путина ("Il Foglio", Италия)

Хитрости Италии ("La Repubblica", Италия)

Мы доказали, что мы - нация ("The Independent", Великобритания)

Путин бросает вызов Европе ("Liberation", Франция)

Cырьевой империализм России ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

Украина: Испытание для Европы ("Der Standard", Австрия)

Лицемерию Евросоюза должен быть положен конец ("The International Herald Tribune", США)

Украина на грани ("ABC", Испания)

Восход украинской нации ("The Wall Street Journal", США)

Должен ли Запад охладить отношения с Россией? ("Handelsblatt", Германия)

Киев вносит раскол между ЕС и Россией ("Handelsblatt", Германия)

Русские опасаются распада Украины ("Die Welt", Германия)

Юлия Тимошенко: "Битва за Украину" ("ABC", Испания)

Свобода европейцев ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Путин поддерживает олигархов-соседей ("The Wall Street Journal", США)

Испуганные олигархи по-прежнему ставят на Януковича ("The Financial Times", Великобритания)

Украина между Россией и Западом ("El Mundo", Испания)

Буш берется за Путина ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Юлия Тимошенко: миллионерша-революционерка ("The Guardian", Великобритания)

Украина: быть или не быть? ("La Vanguardia", Испания)

Анализ: 'Чистейшей воды демократ' ("Berliner Zeitung", Германия)

Повторенье - мать ученья ("The Times", Великобритания)

Оранжевая революция ("The Guardian", Великобритания)

Кризис на Украине ("The Washington Post", США)

Украина превратилась в проблему для России? ("United Press International", США)

Новые разногласия в Европе ("The Economist", Великобритания)

Олег Гордиевский: Над Европой снова опускается 'железный занавес' ("Daily Mail", Великобритания)

Ставки Москвы на Украине очень велики ("Los Angeles Times", США)

Третья Европа ("Courrier International", Франция)

Куда идет Украина? ("The Economist", Великобритания)

Что должна делать Европа ("Corriere Della Sera", Италия)

Украина: Время оранжевых ("Der Tagesspiegel", Германия)

Плохой путь для Украины ("Los Angeles Times", США)

Недостаточно управляемая демократия ("Berliner Zeitung", Германия)

Отвращение ("The Guardian", Великобритания)

Передний край борьбы за свободу ("The Guardian", Великобритания)

Путин махнул рукой на Украину? ("The Economist", Великобритания)

Украина: Власть наносит ответный удар ("Die Tageszeitung", Германия)

Украине предоставляется возможность сдержать свое обещание перед демократическим сообществом ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Конфликт между Востоком и Западом ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Разделительный рубеж между Россией и Западом ("The Financial Times", Великобритания)

Что ждет Украину после выборов? ("National Review", США)

Прага - 1989, Киев - 2004: Восстание против лжи ("Die Presse", Австрия)

Противоcстояние на Украине ("United Press International", США)

Украина: Хорошо смеется тот, кто смеется последним ("The Times", Великобритания)

Тайны украинских спецслужб ("El Pais", Испания)

Борьба за народовластие на Украине и цинизм Путина ("The Boston Globe", США)

Ставки России на Украине очень высоки ("The Financial Times", Великобритания)

Украинский хаос ("La Vanguardia", Испания)

"Перетягивание каната" из-за Украины ("The New York Times", США)

Украина: опасные ставки ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Рука Путина на Украине ("ABC", Испания)

Империя Путина ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)