В начале второго президентского срока Джорджа У. Буша отношения с крупными державами будут играть важную роль в выработке его внешнеполитического курса. Россия держит в руках важные козыри по двум вопросам, имеющим приоритетное значение для 'второй' администрации Буша: иранскому и северокорейскому.
Встретившись 21 ноября в столице Чили Сантьяго в ходе саммита по экономическому сотрудничеству стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТЭС), Буш и его российский коллега президент Владимир Путин договорились о списании 80% иракского долга Москве.
Путин согласился отказаться от 7 из 8 миллиардов долларов, которые задолжал Кремлю Саддам Хусейн - для Буша это немалый успех. Как заявил представителям СМИ российский министр иностранных дел Сергей Лавров, в начале 2005 г. президенты вновь встретятся для переговоров. Лавров сообщил, что на встрече в Сантьяго Путин и Буш обсудили вопросы, связанные с Ираком, Ираном, Кореей и Афганистаном.
По словам Лаврова, Путин проинформировал Буша о мерах 'по укреплению единства исполнительной власти в России и развитии многопартийной системы в стране'. Россия, отметил Лавров, не претендует на роль монополиста на постсоветском пространстве, однако у нее есть собственные интересы, и отношения России с бывшими советскими республиками должны основываться на 'взаимном уважении и понимании этих интересов'. Он добавил, что все конфликты в странах Содружества независимых государств будут урегулированы под эгидой ООН или Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Джордж и Володя
У Буша сложились на удивление хорошие отношения с Россией - после того, как на саммите в Словении в июне 2001 г. он наладил тесный личный контакт с таким неожиданным другом как бывший оперативник КГБ Владимир Путин. Буш тогда заявил: 'Я посмотрел ему в глаза. Я понял, что он - прямой и очень надежный человек. . .Мне удалось заглянуть ему в душу'.
Этот контакт очень пригодился, когда США решили выйти из устаревшего Договора по противоракетной обороне (ПРО), который был настоящей 'священной коровой' как для всех американских президентов-демократов со времен Линдона Джонсона, так и для русских. Это позволило Соединенным Штатам начать создание противоракетного 'щита'. Кроме того, при Буше, в 2004 г., состоялось беспрецедентное расширение НАТО: в его состав впервые вошли три бывшие советские республики - Латвия, Литва и Эстония, а также бывшие советские страны-сателлиты Болгария и Румыния. Было объявлено о планах создания новых военных баз США в качестве плацдарма для возможного применения военной силы на Ближнем Востоке. Во всех этих случаях Москва не поднимала особого шума.
Сегодня военное присутствие США распространяется и на Центральную Азию: в ходе операции 'Несокрушимая свобода' (Enduring Freedom') [в Афганистане - прим. пер.] Россия сотрудничала с США, чтобы избавиться от движения 'Талибан', угрожавшего безопасности постсоветских государств в этом регионе.
В заявлении, сделанном за несколько часов до того, как Джон Керри (John Kerry) признал свое поражение на выборах, Путин отметил: 'Если Буш действительно победит, можно только порадоваться, что американский народ не дал себя запугать, принял то решение, какое посчитал целесообразным'. В ходе предвыборной кампании в США Путин не раз заявлял, что террористы пытаются не допустить переизбрания Буша, называя американского президента 'надежным и предсказуемым партнером. . .хорошим, порядочным человеком'.
Интересы США и разногласия с Россией
После 11 сентября борьба с радикальным исламским терроризмом стала для Америки задачей номер один. Путин полностью признает, что джихадисты стремятся создать всемирный Халифат и 'прикрывают свою деятельность в России лозунгами о независимости Чечни'.
Тем не менее, позиция Путина относительно сотрудничества с Западом в борьбе против терроризма носит несколько двусмысленный характер. На встрече с западными экспертами и журналистами в сентябре этого года, в которой участвовал и автор этих строк, Путин разразился длинной тирадой о том, что СССР и США совместно выпустили джина джихада из бутылки. США сделали это, поддерживая афганских моджахедов, но, по его словам, СССР тоже 'внес свой вклад': он имел в виду помощь ряду террористических организаций - от группы Баадера-Майнхоффа в Германии и 'красных бригад' в Италии до аналогичных группировок на Ближнем Востоке, в том числе Организации освобождения Палестины (ООП), возглавлявшейся Ясиром Арафатом, Народного фронта освобождения Палестины (НФОП) и других.
На той же встрече Путин обвинил западные разведслужбы в поддержании контактов с чеченскими мятежниками. Он явно считает, что США поддерживают терроризм, направленный против России: 'Я несколько лет следил за этим вопросом и пришел к вполне определенному выводу', - заметил он. По мнению Путина, западные державы поддерживают чеченских сепаратистов, поскольку заинтересованы в том, чтобы Россия 'увязла' и была 'полностью поглощена собственными проблемами'.
Великобритания и США предоставили некоторым чеченским лидерам политическое убежище. Вообще-то, Путин мог бы упомянуть и о том, что радикальные мусульманские группировки долго и беспрепятственно занимались на Западе сбором средств на 'джихад' в 'Чеченистане'. В Великобритании и США подобная деятельность продолжалась годами. В этом отношении путинская критика, вероятно, оправдана, особенно в свете зверского теракта в Беслане и заявлений лидера чеченских исламистов Шамиля Басаева, что он получает деньги из-за рубежа и готов принять финансовую помощь от самого Усамы бен Ладена.
Однако, как профессиональный разведчик, Путин должен понимать разницу между сбором информации и оперативной поддержкой. Тем не менее, он, по всей видимости, убежден, что Запад пытается создавать для России проблемы.
Меньше демократии, больше власти?
Буш не без причины задавал Путину жесткие вопросы относительно структуры власти и государства в России. 13 сентября, когда страна еще не пришла в себя после злодейского теракта в Беслане, в результате которого погибло более 330 мирных граждан, в том числе 200 детей, Путин объявил о следующих мерах по обеспечению 'эффективности системы управления' в России:
- Главы регионов больше не будут избираться прямым голосованием. Вместо этого региональные законодательные собрания должны утверждать кандидатов, представленных президентом.
- Депутаты Государственной думы будут избираться исключительно по партийным спискам; ранее половина из них проходила в парламент по одномандатным округам.
- Создается 'общественная палата', для обеспечения гражданского контроля за деятельностью правительства, и, в особенности, правоохранительных органов и служб безопасности.
- Будет восстановлена система добровольных народных дружин, существовавшая в советскую эпоху, которые совместно с полицией будут следить за соблюдением общественного порядка.
- Президент распорядился учредить особую Федеральную комиссию по проблемам Северного Кавказа.
- В составе правительства будет воссоздано министерство по национальной и региональной политике.
- Правительству поручено разработать систему реагирования на угрозу терактов.
По сути Путин восстанавливает советский аппарат госбезопасности и пытается применить модель Российской империи 19 столетия в государстве 21 века, страдающем от коррупции и терроризма. Так, планируется восстановить систему выдачи полицией 'видов на жительство', аналогичную советской прописке, что резко ограничит свободу передвижения внутри страны. Ностальгия по советскому прошлому может породить новый авторитаризм - об этом, в частности, предупреждали в интервью, опубликованных 16 сентября 2004 г., президенты Борис Ельцин и Михаил Горбачев.
Назад в будущее?
Решение Путина о назначении губернаторов и отмене их всенародного избрания не только ослабит развивающуюся демократию в России. Это фактически означает конец системы этнической административной автономии, созданной большевиками после переворота 1917 г.
За счет внесения поправок в конституцию количество регионов - 'субъектов федерации', как их называют в России - скорее всего, будет сокращено. Однако в 21 веке управлять страной, раскинувшейся на 11 часовых поясах, из единого центра очень непросто. Информационная перегрузка и коррупция могут достичь такого уровня, что темпы экономического роста в стране замедлятся. От поставленной Путиным цели - удвоить ВВП России к 2010-2012 гг. - возможно, придется отказаться.
Решение о ликвидации одномандатных округов также контрпродуктивно - оно приведет к разрыву контакта между избирателями и их представителями в парламенте. Система выборов исключительно по партийным спискам уже была опробована в царской Думе, а также в ходе восьмимесячного правления Временного правительства после свержения самодержавия в 1917 г. - легитимность избранного по этой системе Учредительного собрания была сомнительна, что позволило Ленину сразу же его распустить.
Предлагаемое создание никем не избранной и лишенной реальных полномочий 'общественной палаты' для надзора за органами безопасности не поможет решить головоломную проблему борьбы с терроризмом в России. Эта палата не в состоянии заменить эффективный гражданский контроль со стороны законодательной и 'невоенизированной' исполнительной власти. Да и созданием дополнительных административных органов, вроде нового министерства по региональной и национальной политике вряд ли можно решить проблемы Северного Кавказа, носящие системный характер.
Наконец, обратимся к вопросу о нефти. В 1990х гг. в российском, в основном приватизированном, нефтяном секторе наблюдался феноменальный рост, измерявшийся двузначными цифрами, в то время как государственный газовый монополист 'Газпром', не допускавший к своим активам иностранных инвесторов, наращивал производство гораздо медленнее. Сегодня Кремль пытается создать российский эквивалент государственной компании 'Aramco', существующей в Саудовской Аравии: он фактически принудил к банкротству самую динамичную нефтяную компанию 'ЮКОС', предъявив ей многомиллиардные налоговые претензии, увеличил до 50% госпакет акций 'Газпрома' и присоединяет к этому концерну нефтяные корпорации.
Однако дело может закончиться появлением плохо управляемого промышленного мастодонта вроде венесуэльской PDVSA или мексиканской 'Pemex' - государственного, непрозрачного, неэффективного топливно-энергетического 'чудовища', используемого в качестве 'тяжелой артиллерии' во внешней политике, и в качестве личного 'кошелька' для тех, кто осуществляет над ним политический контроль. Россия по сути может превратиться в очередной 'нефтяной эмират'. Такой сценарий разрушает ожидания тех, кто надеялся, что Россия и Евразия смогут сыграть роль энергетической альтернативы Ближнему Востоку с его растущей нестабильностью.
Сотрудничество между США и Россией возможно
Президенты Буш и Путин уже договорились провести в ближайшее время встречу на высшем уровне для выработки плана совместной борьбы с терроризмом. После Беслана США должны недвусмысленно показать российскому народу, что нам противостоит один и тот же враг. США должны активнее бороться за умы и сердца россиян, уделяя особое внимание молодому поколению. Обе страны должны расширять сотрудничество в таких областях как структура антитеррористических сил, управление, контроль и связь, а также тактика в ситуациях с захватом заложников. США и России следует расширять спектр совместных программ, призванных не допустить, чтобы оружие массового поражения (ОМП) попало в руки террористических организаций, не ограничиваясь нынешней финансовой помощью в рамках программы Нанна-Лугара.
Значение демократии
Однако, хотя обе страны и противостоят общей угрозе, это не значит, что США должны неизменно одобрять политику России по отношению к соседним странам. Они должны поддерживать суверенитет и территориальную целостность всех постсоветских государств; кроме того, Соединенным Штатам не следует равнодушно наблюдать за свертыванием демократии в России. Наоборот, Вашингтон должен разработать программы поддержки некоммерческого/неправительственного сектора, поощрять укрепление законности и способствовать развитию в России прозрачной, демократической системы управления с участием граждан. Кроме того, США должны увеличить поддержку независимых СМИ во всех формах - печатной, электронной и интернетовской.
Подлинное сотрудничество существует между демократическими странами, борющимися против общего врага. Даже в этом случае, как показывает пример с Францией и Германией, оно не всегда идет гладко. Что же касается России, то, учитывая ее историю - и прошлое самого Путина - ситуация могла бы быть гораздо хуже. Однако будем надеяться, что и нынешнее положение дел изменится к лучшему.
Ариэль Коэн - научный сотрудник отдела российских и евразийских исследований фонда 'Наследие' ('Heritage Foundation'), редактор и один из авторов сборника статей 'Изменения в сфере безопасности в Евразии после 11 сентября' ('Security Shifts in Eurasia After 9/11) (выходит в свет в 2005 г.)
_________________________________________________________
Архив ИноСМИ.Ru
Ариэль Коэн: У Украины украли выборы ("The Heritage Foundation", США)
Ариэль Коэн: В Киеве наступает решающий момент ("The Washington Times", США)
Ариэль Коэн: Прощание с последним диктатором Европы ("The Washington Times", США)
Ариэль Коэн: Опасайтесь сближения России и Саудовской Аравии ("The Washington Times", США)