Демократическая революция в Украине еще не завершилась. Но граждане этой страны с населением 48 млн. человек правы, когда считают, что чистая победа без каких бы то ни было грязных компромиссов уже близка. В целом, это были неплохие две недели для многострадального народа.
Пятничное решение Верховного суда стало одним из самых неожиданных поворотов этой драмы. Коллегия из 21 судьи признала второй тур выборов 21 ноября недействительным и призвала провести повторное голосование через три недели, склоним таким образом чашу весов в пользу народа, сражающегося против авторитарных правителей. Именно поэтому люди танцевали на улицах Киева и других украинских городов. Решение суда было, можно сказать, революционным, ведь оно создало еще более важный прецедент. 21 судья отразили давление президента Леонида Кучмы и Москвы и дали понять, что правители несут ответственность перед законом, а обычные граждане у закона могут найти защиту. Суд показал, что судебная власть может и должна быть независимой для того, чтобы существовала демократия. В Киеве что-то меняется.
Будучи примером для всего постсоветского пространства, это решение заслуживает тщательного рассмотрения. Используя кристально четкие формулировки, судьи выступили с критикой избирательной комиссии и правительства за нарушение нескольких украинских законов. Махинации наряду с государственной цензурой в СМИ и другими нарушениями 'не позволяют объявить, кто победил' - проправительственный кандидат Виктор Янукович или лидер оппозиции Виктор Ющенко. Судьи могли бы объявить президентом Ющенко, победившего в первом туре, или предоставить политикам решать этот вопрос.
Но они продемонстрировали удивительную зрелость, предложив свой выход из кризиса. По закону, заявили судьи, у людей есть право выбора. Таким образом, повторение второго тура 'восстановит нарушенные права и законные интересы' избирателей. Суд подтвердил, что борьба идет не за какого-то конкретного кандидата, не за выбор между Россией и Европой или западной и восточной Украиной. Это борьба за 'право' выбирать лидеров в государстве, управляемом 'законом', указали в суде. Теперь эти слова приобретают реальное наполнение, полностью меняя отношения между правителями и управляемыми.
С тактической точки зрения Ющенко не одержал сенсационную победу. Но для будущего украинской демократии это полезно. Он повел народ за собой в этой борьбе, а потому должен выиграть 26 декабря, если, конечно, голосование будет справедливым. Решение стало открытым отрицанием Кучмы и его пропутинской системы. Теперь у украинского президента осталось очень мало вариантов действий, если они вообще есть. На прошлой неделе он попытался найти кандидата на замену Януковичу, который неожиданно пропал без вести с политической сцены, и говорил о проведении весной новых выборов с новыми участниками. Кучма был вызван в Москву для совещания в Кремле, как будто СССР все еще существует.
С каждым новым поворотом украинского кризиса президент России Владимир Путин выглядит все менее значительным. Для этого поклонника Наполеона Украина может оказаться Ватерлоо. Путин откровенно пытался обеспечить победу прокремлевскому кандидату. Но он неправильно истолковал настроения в Украине. Его настойчивые убеждения в том, что нынешние выборы - это конфликт между Востоком и Западом времен Холодной войны, лишь ясно показали, что на самом деле это выбор между демократией в стиле КГБ и истинной демократией.
Справедливости ради надо признать, что служба в КГБ не подготовила полковника Путина к сложностям демократической политики. На заре своего президентства он не стал возвращаться из отпуска, когда затонула подлодка 'Курск'. За прошедший год Путин объявил войну лучшей российской компании, 'Юкосу', и использовал настоящую войну в Чечне как предлог для свертывания в стране демократии. Эти действия посеяли семена будущего недовольства. Чтобы понять, что его ждет, российский президент может еще раз посетить Киев.
Трудности Украины еще не позади. Парламент страны не смог прийти к соглашению о реформе избирательного законодательства с тем, чтобы обеспечить более свободные выборы в этом месяце, несмотря на то, что количество наблюдателей будет серьезно увеличено. Демократия тоже может быть беспорядочной. В восточной Украине сторонники Януковича выступили в защиту своего кандидата, и это их право. Но угрозы отделения вызывают беспокойство и сбивают с толку. В основном их озвучивают региональные лидеры, фальсифицировавшие выборы в прошлом месяце и теперь опасающиеся наказания.
Джордж Буш (George W. Bush) и Европа должны предупредить Россию, что любые попытки повредить демократии или, еще хуже, вызвать вспышку насилия, неприемлемы. В прошлом сеператистские настроения никогда не были сильны. С тех пор мало что изменилось. В Харькове, столице потенциального восточно-украинского государства-карлика, сторонников Ющенко в субботу было гораздо больше, чем приверженцев Януковича. Как часто - в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке, а в прошлое десятилетие в Польше, Сербии и остальной Центральной Европе - автократы заявляли, что их народ не готов к демократии. Но каждый раз они оказывались на неверной стороне истории. За протестами в Киеве стоят те же импульсы и желания, которые когда-то добились падения Берлинской стены. Их разделяют люди на всем постсоветском пространстве, начиная с России.
Как это было в Польше в период Солидарности, украинский конфликт противопоставляет 'нас' и 'их', говорит киевская писательница Оксана Забужко. 'Мы' хотим свободного выбора. 'Они' хотят любым способом удержаться у власти. В этой борьбе Ющенко смог объединить большую часть своего народа. Его нельзя назвать чересчур харизматичным, он вроде бы не слишком стремится к власти, да и особой любовью не пользуется. Если он выиграет выборы и Украина станет до скучного нормальной, как на это хочется надеяться, он поймет, что эта солидарность долго не продлится. Но это все в будущем. А пока украинские демократы при поддержке свободного мира должны обеспечить своей революции счастливый конец.
_________________________________________________________
Архив ИноСМИ.Ru: Все о выборах на Украине
Крупнейшая ошибка Путина ("Business Week", США)
Кошмар Путина: оранжевый цвет ("Die Zeit", Германия)
Кто платит, тот и заказывает музыку ("The Washington Post", США)
Чарльз Краутхаммер: Почему только на Украине? ("The Washington Post", США)
Аппетиты России не ограничиваются Украиной ("The Wall Street Journal", США)
Решающий момент для демократии ("The Wall Street Journal", США)
Украина: Владимир против Джорджа ("The Wall Street Journal", США)
Путинская модель провалилась на Украине ("Le Monde", Франция)
Разоблачение власти Путина ("Business Week", США)
В поисках нового плана ("The Economist", Великобритания)
И Путин сказал 'нет' ("El Mundo", Испания)
Украина: Игра с огнем ("Unsere Zeit", Германия)
Русская рулетка ("The Economist", Великобритания)
Путин и Кучма 'посовещались' ("United Press International", США)
Раскол Украины ("La Vanguardia", Испания)
Киевский шах, который тревожит Кремль ("La Repubblica", Италия)
Украина ("Daily Mail", Великобритания)
Ющенко: "Новое голосование - вопрос нескольких дней" ("Liberation", Франция)
Неверный шаг ЕС в отношении Украины ("Handelsblatt", Германия)
Новые кандидаты на подходе ("The Times", Великобритания)
Противоречия между Бушем и Путиным усиливаются ("La Nacion", Аргентина)
Виктор Ющенко: 'Германия должна нас поддержать' ("Die Welt", Германия)
Украинские сценарии ("Berliner Zeitung", Германия)
Русский медведь в агонии ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)
Три театра мировой напряженности ("Le Figaro", Франция)
Украина: Толпа не всегда побеждает ("The Times", Великобритания)
Демократия для Украины ("The Washington Post", США)
Ющенко - реформатор с националистическим душком ("Liberation", Франция)
Европа осознает важность событий на Украине ("Los Angeles Times", США)
Вернуться к природе кризиса ("Liberation", Франция)
Демократия на Украину не торопится ("La Vanguardia", Испания)
США не считают, что отношения с Москвой испортятся из-за кризиса на Украине ("The Washington Times", США)
Украина Шредера ("Die Tageszeitung", Германия)
Демократия как панацея для Кучмы ("El Correo", Испания)
Украина и мы ("Der Tagesspiegel", Германия)
Победа Ющенко не гарантирует победного марша демократии на восток ("The Financial Times", Великобритания)
Вопрос, разделяющий сегодня Украину - это противостояние свободной прессы и линии партии ("The Financial Times", Великобритания)
США и ЕC выступают заодно на Украине ("The Washington Times", США)
Холодная война ("Liberation", Франция)
Шанс для Украины ("El Mundo", Испания)
Заявления России по поводу ситуации на Украине вызывают в памяти времена холодной войны ("The New York Times", США)
Где заканчивается Европа и начинается Азия? ("The International Herald Tribune", США)
Закулисные силы, которые действуют в кризисе на Украине ("The New York Times", США)
Украина идет в суд ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Михаил Саакашвили: 'Время действий Москвы в одиночку прошло' ("Berliner Zeitung", Германия)
Украина - решающая ставка для всех нас ("Le Monde", Франция)
Андерс Аслунд: Украина показала, что заслуживает независимости ("The Moscow Times", Россия)
Последний ход Кучмы ("United Press International", США)
Большая битва за Украину ("The Washington Times", США)
Дилемма Буша на Украине ("San Francisco Сhronicle", США)
Плюсы и минусы национализма ("The Guardian", Великобритания)
В провале российских политтехнологов на Украине виноват лично Путин ("Radio France Internationale", Франция)
Внутриукраинские распри: столкновение групповых интересов ("The New York Times", США)
Украина на перепутье ("United Press International", США)
Борцы со свободой ("The Washington Post", США)
Украинский народ ждет ("Christian Science Monitor", США)
Страсти на Украине разжигает пресса ("Christian Science Monitor", США)
'Холодная война за Украину' ("Die Welt", Германия)
Последний ход Кучмы ("United Press International", США)
Путин ("Die Welt", Германия)
Для России в Киеве речь идет не только о власти, но и о душе ("Die Welt", Германия)
Украинские олигархи подстраховываются на случай изменения политической конъюнктуры ("The Financial Times", Великобритания)
Что Путин заварит, то Шредер и подаст ("Der Tagesspiegel", Германия)
Момент для Кучмы ("The Times", Великобритания)
Опасное безразличие России ("The Washington Post", США)
Шредер и Путин ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Будущее России ("Le Monde", Франция)
Русский медведь с путинским лицом выходит из спячки на Украине ("The Times", Великобритания)
Путинизм на марше ("The Washington Post", США)
Проклятие коммунизма ("The Wall Street Journal", США)
Украина: столкновение двух схожих элит ("Rebelion", Испания)
Автономия по-русски ("Der Standard", Австрия)
Откуда такая безучастность? ("Berliner Zeitung", Германия)
Испытание Украиной ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Вопль Украины ("The Boston Globe", США)
Путинский котлован неоцаризма ("El Pais", Испания)
Подрывная работа российской власти против украинской оппозиции ("Liberation", Франция)
Реалии украинского раскола ("The Independent", Великобритания)
Кремль кладет в качестве жертвы на алтарь стабильности демократию ("Die Welt", Германия)
Хорош ли Виктор Ющенко для евреев? ("Haaretz", Израиль)
Глеб Павловский: 'Оранжевый цвет - цвет детского поноса' ("Die Tageszeitung", Германия)
Украина: Разделяй и властвуй ("Der Tagesspiegel", Германия)
Проблеск здравомыслия на Украине ("The New York Times", США)
'Россия с Украиной в качестве сателлита становится империей' ("Die Welt", Германия)
Размышления о событиях на Украине: Глас народа? Или глас Сороса? ("New Statesman", Великобритания)
Чудо Ющенко ("The Times", Великобритания)
Важный момент для Запада ("Newsweek", США)
Ричард Пайпс: 'Большой Брат' и 'малые русские' ("Newsweek", США)
Путину не следует совать нос в украинские дела. И нам тоже ("The Independent", Великобритания)
Освещение украинских выборов в западных СМИ безнадежно искажено ("The Guardian", Великобритания)
Еще одна бархатная революция ("El Pais", Испания)
Восстание дипломатов ("Stern", Германия)
Украина и вирус демократии ("ABC", Испания)
'Путин рискует провалиться под лед' ("De Telegraaf", Голландия)
Стивен Сестанович: Путин не тот человек, которого хотелось бы пригласить на ужин в семейном кругу ("National Public Radio", США)
Схватка за власть на Украине: Оппозиция надеется на победу ("Der Tagesspiegel", Германия)
Оранжевая революция ("Time", США)
Рискованный промах Путина ("Spiegel", Германия)
Попытки Путина повлиять на украинские выборы дают обратный результат ("The Wall Street Journal", США)
Украина: Излишние провокации Запада ("The Hindu", Индия)
Два лица Украины ("El Mundo", Испания)
Как бороться с русским медведем ("The Financial Times", Великобритания)
Амбиции России ("Die Welt", Германия)
Россия оказалась не у дел ("Le Monde", Франция)
Украинцы слишком долго были пешками в политической игре ("The Guardian", Великобритания)
Новый раскол между Востоком и Западом ("The New York Times", США)
Польша, другой сосед Украины ("The Wall Street Journal", США)
Над Украиной нависла угроза территориального раздела ("The Financial Times", Великобритания)
Две Украины ("La Stampa", Италия)
Украина: Излишние провокации Запада ("The Hindu", Индия)
Почему на Украине Путин поддерживает олигархов ("La Repubblica", Италия)
Украина: настал решающий момент ("The Wall Street Journal", США)
Путин и ЕС: украинский вид сотрудничества? ("Aktuell.ru", Германия)
Назад в СССР? ("The Wall Street Journal", США)
Украина на краю пропасти ("The Economist", Великобритания)
Михаил Саакашвили: Мы верны обещаниям 'революции роз' ("The International Herald Tribune", США)
Россия сдает свои позиции? ("Radio France Internationale", Франция)
На Украине разыгрывается будущее России ("Le Monde", Франция)
Украинский переворот в постмодернистском стиле ("The Guardian", Великобритания)
Европейская дипломатия: как это должно быть ("The International Herald Tribune", США)
Украина между двумя полюсами ("La Vanguardia", Испания)
Рассерженная Европа осталась в стороне от переговоров Буша и Путина ("Il Foglio", Италия)
Хитрости Италии ("La Repubblica", Италия)
Мы доказали, что мы - нация ("The Independent", Великобритания)
Путин бросает вызов Европе ("Liberation", Франция)
Cырьевой империализм России ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Украина: Испытание для Европы ("Der Standard", Австрия)
Лицемерию Евросоюза должен быть положен конец ("The International Herald Tribune", США)
Украина на грани ("ABC", Испания)
Восход украинской нации ("The Wall Street Journal", США)
Должен ли Запад охладить отношения с Россией? ("Handelsblatt", Германия)
Киев вносит раскол между ЕС и Россией ("Handelsblatt", Германия)
Русские опасаются распада Украины ("Die Welt", Германия)
Юлия Тимошенко: "Битва за Украину" ("ABC", Испания)
Свобода европейцев ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Путин поддерживает олигархов-соседей ("The Wall Street Journal", США)
Испуганные олигархи по-прежнему ставят на Януковича ("The Financial Times", Великобритания)
Украина между Россией и Западом ("El Mundo", Испания)
Буш берется за Путина ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Юлия Тимошенко: миллионерша-революционерка ("The Guardian", Великобритания)
Украина: быть или не быть? ("La Vanguardia", Испания)
Анализ: 'Чистейшей воды демократ' ("Berliner Zeitung", Германия)
Повторенье - мать ученья ("The Times", Великобритания)
Оранжевая революция ("The Guardian", Великобритания)
Кризис на Украине ("The Washington Post", США)
Украина превратилась в проблему для России? ("United Press International", США)
Новые разногласия в Европе ("The Economist", Великобритания)
Олег Гордиевский: Над Европой снова опускается 'железный занавес' ("Daily Mail", Великобритания)
Ставки Москвы на Украине очень велики ("Los Angeles Times", США)
Третья Европа ("Courrier International", Франция)
Куда идет Украина? ("The Economist", Великобритания)
Что должна делать Европа ("Corriere Della Sera", Италия)
Украина: Время оранжевых ("Der Tagesspiegel", Германия)
Плохой путь для Украины ("Los Angeles Times", США)
Недостаточно управляемая демократия ("Berliner Zeitung", Германия)
Отвращение ("The Guardian", Великобритания)
Передний край борьбы за свободу ("The Guardian", Великобритания)
Путин махнул рукой на Украину? ("The Economist", Великобритания)
Украина: Власть наносит ответный удар ("Die Tageszeitung", Германия)
Украине предоставляется возможность сдержать свое обещание перед демократическим сообществом ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Конфликт между Востоком и Западом ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Разделительный рубеж между Россией и Западом ("The Financial Times", Великобритания)
Что ждет Украину после выборов? ("National Review", США)
Прага - 1989, Киев - 2004: Восстание против лжи ("Die Presse", Австрия)
Противоcстояние на Украине ("United Press International", США)
Украина: Хорошо смеется тот, кто смеется последним ("The Times", Великобритания)
Тайны украинских спецслужб ("El Pais", Испания)
Борьба за народовластие на Украине и цинизм Путина ("The Boston Globe", США)
Ставки России на Украине очень высоки ("The Financial Times", Великобритания)
Украинский хаос ("La Vanguardia", Испания)
"Перетягивание каната" из-за Украины ("The New York Times", США)
Украина: опасные ставки ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Рука Путина на Украине ("ABC", Испания)
Империя Путина ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)