Холодная война возвращается? Не хватает малого. Послы Италии, Франции, Германии и Испании в Москве весьма спешно были вызваны в Кремль, как представители стран, наиболее тесно связанных с Владимиром Путиным. Там они обнаружили, что российский президент вышел из себя. 'Это вмешательство во внутренние дела России', - без излишней дипломатии отрезал советник Путина по европейским делам Сергей Ястржембский, обвинив ЕС в том, что по согласованию с государственным департаментом США оказывается давление в целях аннулирования сфальсифицированных результатов второго тура президентских выборов на Украине, состоявшихся 21 ноября. Российский представитель протестовал еще и потому, что на переговорах по так называемым 'четырем общим сферам' (экономике, свободе, исследованиям и образованию, внешней безопасности) не наблюдается особого прогресса, и они блокируются в Брюсселе под различными предлогами.
По возвращении в свои посольства дипломаты были вынуждены сообщить соответствующим правительствам, что отношения между ЕС и Россией находятся 'в самой низкой точке со времен падения Берлинской стены', поскольку они осложнены 'непониманием и раздражением'.
На другой стороне в не меньшей ярости пребывают главы государств и правительств ряда европейских стран. И не только и не столько потому, что Путин благословил в Киеве кандидата, избранного при помощи фальсификаций и палок своих отрядов - Виктора Януковича, соперничавшего с Виктором Ющенко. В конце концов, этого следовало ожидать, учитывая, что Москва вложила 300 миллионов долларов и отправила группу политических и военных советников на Украину.
То же, что грозит вернуть отношения между расширенной Европой и Россией Путина к нулевой отметке, - несколько менее очевидно, но представляет еще большую опасность. Речь идет о возвращении старых шпионов, которые пришли с 'холода'. Кремлевский царь, будучи бывшим полковником КГБ, считается главным вдохновителем этого нашествия, которое имеет своей целью ЕС даже в большей степени, чем США.
'За последние два - три года, - говорится в только что составленном совершенно секретном докладе НАТО, содержание которого 'Panorama' может раскрыть, - российские посольства в основных европейских столицах переполнены секретными агентами и агентами влияния под дипломатическим прикрытием. В среднем в Европе их число составляет около 30 процентов консульского и дипломатического персонала'.
Эта цифра напоминает о наиболее мрачном периоде противостояния двух блоков. Но есть и еще одно вызывающее тревогу обстоятельство, на которое было обращено внимание руководства НАТО и 26 ее стран-участниц. Интенсивность потока зашифрованных при помощи недоступных алгоритмов сообщений, направляемых из Москвы офицерам военной секретной службы ГРУ, находящимся на службе в Европе, вернулась на уровень времен Юрия Андропова, бывшего главы КГБ, который всего на 15 месяцев после смерти Леонида Брежнева в 1982 году стал президентом.
В документе Атлантического альянса говорится, что странами наибольшего риска являются Великобритания, Германия, Франция и Италия. Шпионскими сетями руководят, прежде всего, СВР (Служба внешней разведки) - прямой наследник старого КГБ, и ГРУ, подчиняющееся министерству обороны и занимающееся выуживанием военных секретов стран Запада.
Чтобы объяснить это наступление, аналитики НАТО обращаются к новой стратегической доктрине Москвы, которая ставит в центр власти именно агентства по шпионажу. В известном смысле это можно понять, имея в виду, что угрозы безопасности для бывшей сверхдержавы исходят в основном изнутри, а не извне: политическая и финансовая коррупция, организованная преступность, чеченский терроризм, межэтнические конфликты и сепаратизм. Но существует и обратная сторона медали. А именно то, что Путин все более ведет дело к созданию полицейского государства после того, как он заткнул рот прессе и независимому телевидению и после того, как было принято решение назначать из Москвы 28 местных губернаторов (так в тексте - прим. ред.) под предлогом борьбы с чеченским терроризмом. Прямым следствием этого авторитарного упадка является использование секретных служб в качестве вооруженной руки Кремля в неоимпериалистической версии. Так, не тратя громадных сумм, можно держать под контролем бывшие советские государства, которые еще не попали под зонтик НАТО, оказывать влияние на иностранные правительства и добывать технологические и промышленные секреты, в которых Россия столь нуждается, чтобы конкурировать на международном уровне.
Согласно документу НАТО, после первоначального флирта с Тони Блэром Путин решил сконцентрировать деятельность СВР и ГРУ прежде всего в Великобритании. Для этого имеются различные причины. Во-первых, британское правительство так близко к американской администрации, что предоставляет территорию для базы прослушивания системы 'Эшелон' и объектов для создания звездного мини-щита. Кроме того, Лондон играет значительно более весомую роль в расширившейся НАТО. В-третьих, премьер-лейборист предоставил политическое убежище некоторым чеченским оппозиционерам и, особенно, различным олигархам, таким как Борис Березовский, заклятый враг российского президента. В докладе цитируется один конфиденциальный документ британской службы контрразведки Ми-5, согласно которому 32 дипломата Российской Федерации выполняют другие функции и подчиняются директору СВР генералу Сергею Лебедеву в больше степени, чем министру иностранных дел Сергею Лаврову.
Что касается Италии, то в Риме и Милане действуют под дипломатическим и консульским прикрытием 20 - 30 офицеров. Москвой им поставлены три основных цели: аэрокосмическая промышленность, электроника и политическая ситуация, связанная с правительством и оппозицией. Прекрасно зная о весьма тесных отношениях, которые связывают председателя Совета министров Италии Сильвио Берлускони и Путина, люди СВР занимаются не настоящим шпионажем, как прежде, поскольку он мог бы привести их к столкновению с итальянской не контрразведкой, а аналитической деятельностью. Различие здесь весьма тонкое. Так, Путину хотелось бы понимать эволюцию Лиги Севера в период, последовавший за болезнью Умберто Босси, и возрождение движения 'Олива' еще одного его хорошего знакомого Романо Проди.
Но это не все. Еще интенсивнее российские агенты 007 интересуются болезнью Папы Римского и его возможным преемником в Ватикане. Идея в том, чтобы манипулировать Священной коллегией с тем, чтобы она выбрала Папу, который бы более отвечал стратегическим интересам России.
В последние недели между Лондоном, Брюсселем, Парижем, Берлином и Римом проходят деликатнейшие консультации насчет того, как найти общие подходы к проблеме Путина, его шпионов и реваншизма, который плохо согласуется с партнерством НАТО-Россия, одобренным в Пратика-ди-Маре в мае два года назад.
В британской столице утверждают, что 'мефистофельский пакт', заключенный между западными демократиями и русским медведем, подошел к этапу подведения итогов, и молчаливое согласие более не пройдет. Берлускони, Жак Ширак и Герхард Шредер более нацелены, однако, на то, чтобы создать ряд преград на пути неоимпериалистических амбиций России, чем на то, чтобы изолировать Путина. Твердость - да, но одновременно торговый обмен, в особенности, в том, что касается нефти и газа.
Из Москвы даже политики либерального крыла советуют не слишком давить. 'Исключительно опасно осаждать Кремлевскую крепость. Это будет на руку лишь реакционным силам внутри нашей коррумпированной бюрократии и наиболее консервативным элементам политического истеблишмента', - утверждает бывший министр иностранных дел Андрей Козырев.
Это тем более верно сейчас, когда европейские лидеры, которых он считает друзьями, должны убедить Путина согласиться с новыми выборами на Украине и, прежде всего, проглотить оскорбление, связанное с возможной победой его противника Ющенко.