Премьер-министр Матти Ванханен посвятил наибольшую часть своего внешнеполитического выступления в городе Ювяcкюля анализу финляндско-российских отношений. Он хотел заверить, что Финляндия, даже будучи членом Европейского Союза, должна проводить свою политику в отношении России и должна иметь свои "особые" взаимоотношения с Россией.
Выступление Ванханена - это недвусмысленное выражение позиции главы правительства в рамках публичного обсуждения вопросов финляндской "восточной" политики, начавшегося недавно в стране. Масла в огонь подлил в свое время и второй человек в иерархии российского посольства в Хельсинки Вячеслав Тучнин.
Участвуя в телевизионной программе "На мировой арене", он оценивал состояние дел в двусторонних отношениях наших стран и заявил, что у Финляндии нет предпосылок служить мостом между ЕС и Россией. Позже Тучнин повторил эти мысли в интервью выходящей на шведском языке в Хельсинки газете "Хювюдстадсбладет".
Русские критики отмечали, что Финляндия зачастую "прячется за спину" ЕС и охраняет единство рядов стран-членов ЕС в политике в отношении России даже активнее, чем, например, более крупные государства-члены ЕС.
Ванханен разъяснил, как осуществляется такая "двухрельсовая политика". Проводя политику в отношении России, Финляндия придерживается общей европейской линии в тех вопросах, которые отнесены к компетенции ЕС, или в тех моментах, когда ведутся переговоры по общим вопросам. Но большая часть дел в области "восточной" политики по своему характеру и сейчас - финляндско-российские, двусторонние и ведутся обоюдно, с учетом, конечно, того, что российский сегмент внешней политики ЕС и политика, проводимая Финляндией в отношениях с Россией, не должны вступать в противоречие.
На вопрос имеет ли Финляндия "особые" отношения с Россией, ответ Ванханена прозвучал так: "такие отношения должны бы быть". Ничего особенного он в эти слова не вкладывал, но добавил "на одном дыхании", что у хороших соседей - всегда особые отношения.
А как с ролью Финляндии в качестве строителя мостов между ЕС и Россией? Ответ Ванханена был отрицательным, если подразумевать под этим функции "представителя России внутри ЕС в виде некоего почетного консула России". Но, по его словам, Финляндия - наиболее естественный строитель мостов, если стоит задача по продвижению вперед сотрудничества ЕС с Россией и строительства партнерских отношений.
Нет оснований оспаривать содержание этих двух ответов, прозвучавших из уст главы правительства. Несмотря на то, что правительство Финляндии видит на практике большое количество проблем, связанных с введением безвизового режима, Финляндия все время относилась и относится конструктивно к всестороннему развитию взаимоотношений ЕС и России на основе близкого, как говорится - "стратегического партнерства". Ванханен не преминул повторить, что Россия для ЕС - более важный партнер, нежели Украина или Белоруссия. Принятые недавно в состав ЕС новые государства так, видимо, не считают. Некоторые из этих стран относятся очень критически к проводимой сейчас Владимиром Путиным политике в России.
Ванханен был вынужден корректировать в начале осени свое высказывание, услышанное многими в Эстонии. Тогда он заявил, что это дело самой России, как она решает проблемы строительства демократии у себя. Публичное обсуждение линии внутреннего развития России и сейчас для Ванханена вопрос, рассматривая который, "мы (финны) не будем мастерами-советчиками в том, что касается конкретных действий России по продвижению вперед по пути демократии".
По словам Ванханена, правительство исходит из того, что Россия удержится на таком пути, о чем и высказывались ее руководители. Все же Ванханен набрался смелости и заявил, говоря о нынешнем положении дел, что "демократия, рыночная экономика и правовое государство еще не совершенны в России". Президент Путин наверняка того же мнения.
Вместе с тем, парламентская Комиссия по вопросам внешней политики Финляндии заявила, однако, на прошлой неделе в разъяснении, переданном Комиссии парламента по вопросам обороны, что некоторые моменты в развитии событий в России в последнее время вызывают озабоченность.