Вчера подписанием совместной декларации о будущем сотрудничестве и шести экономических договоров завершился государственный визит российского президента в Турцию. Визит Путина в Анкару имеет тем более историческое значение, поскольку в прошлом в Турции не бывал ни один из царей и ни один из коммунистических руководителей. После двух отложенных попыток, последняя из них не увенчалась успехом в начале сентября из-за драмы с заложниками в Беслане, Путин в воскресенье вечером прибыл, возвращаясь из Индии, в Анкару.
После двух встреч с турецким президентом Ахметом Сезером (Ahmet Sezer) Путин и его турецкий партнер рассказали вчера журналистам о нынешнем состоянии двусторонних отношений. Принятием совместной декларации, сказал Путин, Россия заканчивает историческое соперничество с Турцией и переходит к стратегическому партнерству. Путин и Сезер подписали совместное заявление о борьбе против терроризма. Эта борьба получает новое качество, поскольку Россия до сих пор подозревала Турцию в поддержке мятежников в Чечне. Анкара, в свою очередь, жаловалась, что Москва предлагала надежные пути для отхода Курдской РКК.
Своим визитом Путин дает понять, что отношения с Турцией никогда не были столь хорошими после окончания 'холодной войны', как сегодня. Основой этих отношений является постоянно растущий с середины 90-х годов экономический обмен. В то время, как в России активно работают некоторые турецкие строительные концерны, а Турция помимо этого экспортирует на север различные потребительские товары, страна для России является прежде всего громадным энергетическим рынком. Уже несколько лет все турецкие города повсеместно снабжаются российским газом. Подписанный в 1997 году договор стоимостью в несколько миллиардов долларов о поставках газа, рассчитанный на 25 лет, привел к строительству газопровода через Черное море, который два года назад был сдан в эксплуатацию. После этого доля российского газа на турецком рынке выросла с 60 до 80 процентов.
Государственный российский газовый гигант 'Газпром' собирается продавать Турции электростанции, работающие на газе, и строить в Турции в рамках совместного предприятия сеть газопроводов. Однако Россия имеет в виду не только турецкий рынок. Путин привез в Анкару план, предусматривающий удлинение газопровода, идущего в Турцию, до Израиля, чтобы была возможность снабжать газом также Израиль. Общие российско-турецкие интересы есть и в нефтяном секторе. Турция, в частности, импортирует нефть не в очень больших объемах, но большая часть российской нефти транспортируется через Босфор и Дарданеллы. Только в 2003 году было переброшено 135 миллионов тонн. Это интенсивное транспортное сообщение с использованием танкеров стоит очень дорого и представляет собой постоянную экологическую опасность для города Стамбула, насчитывающего 15 миллионов жителей. Поэтому обсуждается вопрос о строительстве нового нефтепровода от Черного моря через Фракию и Эгеиду, в обход проливов.
В общей сложности Путин и Сезер подписали шесть экономических договоров, которые все связаны с энергетическим сектором. Кстати, расширение отношений не рассматривается в качестве альтернативы интеграции Турции с ЕС ни турецкой, ни российской стороной. В Анкаре Путин неоднократно давал понять, что поддерживает турецкие усилия, направленные на сближение с ЕС. России это обещает долгосрочную политическую стабильность и растущий экономический потенциал Турции, что может пойти на пользу ее поставкам энергоносителей.