Вы являетесь министром иностранных дел Грузии. Опасаетесь ли Вы, что украинский кризис вызовет серьезные затруднения в отношениях с Россией в Кавказском регионе?
- В том, что касается России, вопрос должен звучать так: готовы ли русские извлечь урок, понять, что они не могут больше доминировать, что возврат в прошлое невозможен. Но мы не знаем, что они по этому поводу думают. Нормализуются ли наши отношения, или мы окажемся в ситуации, когда они захотят вернуть свое господство? Если сосредоточиться на глубинных мотивах, проблемы можно разрешить путем переговоров. Есть вопросы, в которых я настроена пессимистично, - они никогда не переменятся, но в других вопросах, как мне кажется, ситуация изменяется к лучшему. Я надеюсь, что украинский кризис заставит Россию задуматься.
А что касается Запада?
- Трудность в отношениях с европейцами заключается в том, что мы, опять же, не знаем, готовы ли они вмешаться в ситуацию на Украине и на Кавказе. Наш опыт показывает, что можно вмешаться в ситуацию без конфронтации. Следует убедить Россию, что на Украине, регионе пограничном, есть возможности для сотрудничества, и что при посредстве этого сотрудничества Москва всегда сможет оказывать влияние на ситуацию. Но русские раздумывают, не вернуться ли к имперским мечтам, а европейцы колеблются между индифферентностью и страхом вмешаться. Следует подтолкнуть их. Три великие державы, Германия, Франция и Великобритания не являются двигателями событий.
Что меняет тот или иной вариант событий на Украине для Грузии?
- Все. Успех на Украине был бы значительным шагом вперед на пути к прогрессу демократии в регионе, и Украина обладает значительным политическим весом. До этих событий, мы были в одиночестве. Этот процесс должен заставить Россию задуматься о своем будущем. Ситуация совершенно изменится, если у наших границ появится еще одна демократическая страна с населением 50 миллионов человек. Это означает, например, что побережье Черного моря станет 'демократическим'.
Как на Ваш взгляд, Европейский союз должен действовать?
- Во-первых, ЕС следует выработать новую политику в отношении России, Украины, Кавказа. У ЕС на сегодняшний день нет четкой программы. Во-вторых, нужно, чтобы хорошие отношения с Россией были поставлены на службу этой политике. Когда у тебя есть друг, то с ним не вступаешь в ссору, но отговариваешь его от авантюр. Тактика европейцев сегодня - попытка уклониться от разговора с Россией. Они слушают, но не высказывают своей точки зрения.
Следует усадить россиян за стол переговоров, для обсуждения ситуации в регионе, для того, чтобы выработать общую стратегию, чтобы предотвратить дестабилизацию. Если лицом к лицу сойдутся только русские и американцы, то может возникнуть конфронтация. Появление третьего действующего лица может изменить позиции Москвы, если Европа готова подготовить систему сотрудничества. Надо, чтобы Россия почувствовала себя свободнее.