Украинская оппозиция питает все больше надежд на то, что так называемая 'оранжевая революция' и готовность народа строить демократию, которую она подтверждает, создаст условия для приема ее в члены Европейского Союза, как уже приняли соседнюю Польшу и скоро примут Румынию.
Единственная проблема в том, что многие из тех 25 стран, что уже там, не хотят видеть ее в числе членов.
Европейский Союз стал главным посредником в разрешении кризиса, разразившегося на Украине после президентских выборов. По результатам голосования, проведенного 21 ноября, глава правительства страны Виктор Янукович победил Виктора Ющенко, однако Верховный Суд объявил результаты второго тура недействительными и назначил повторное голосование на 26 декабря.
При этом Европейский Союз твердо отказывается давать Украине какие-либо долгосрочные обещания относительно перспективы ее принятия в свои ряды, какие он уже дал Албании, Турции, а также Сербии и Черногории. Никаких изменений в своей позиции в обозримом будущем представители ЕС не обещают.
Однако на главной площади Киева, где и разворачивались все недавние протесты против подсчета результатов выборов, все думают только о том, чтобы быть вместе с Европой.
"Я хочу быть частью цивилизации, частью Европы, - говорит 54-летняя учительница Татьяна Рыденко. - Я знаю, что мы можем быть такими же, как многие европейские страны... Я думаю, все наши усилия направлены именно на это".
Среди оранжевых флагов на площади кто-то размахивал и флагом ЕС. Кампания оппозиционного кандидата Виктора Ющенко была в большой степени основана на интеграции с ЕС, и теперь его победа может создать неудобную ситуацию для Европейского Союза.
"Что сделает ЕС 27 декабря, если Ющенко выиграет перевыборы? - спрашивает Рон Асмус (Ron Asmus), эксперт по Европе в вашингтонском Фонде Маршалла (German Marshall Fund). - Украина спросит: 'Вот мы изменились, что теперь скажут Штаты и Европа?' И если ответом им будет молчание, это будет исторически неадекватно".
"Членство [в ЕС] - не единственный наш ресурс, - отвечает Кристина Галлач (Cristina Gallach), представитель шефа внешней политики Европейского Союза Хавьера Соланы (Javier Solana). - Если бы это было так, мы бы предлагали вступить в ЕС всем странам, в которых хотели бы поощрить развитие демократии".
Напряженность по поводу украинских выборов еще далеко не спала. Вчера украинский парламент так и не смог договориться о том, чтобы одобрить соглашение между двумя кандидатами изменить состав Центральной избирательной комиссии Украины и выборное законодательство страны, с тем чтобы обеспечить 26 декабря более свободные и справедливые выборы. Такое соглашение было заключено вечером в понедельник при посредничестве Соланы, а также президентов Польши и Литвы.
Коалиция проправительственной и коммунистической фракций вместе с другими парламентариями отказались утвердить соглашение без согласия остальных на изменения в конституции, которые передавали бы властные полномочия от президента премьер-министру. Однако Ющенко готов принять изменения в конституции, только если их пообещают отодвинуть как минимум до сентября следующего года. По сведениям из осведомленных источников, он добивается этого, чтобы успеть утвердить свою власть и не превратиться в марионетку в руках премьер-министра и парламента, где у его сторонников лишь небольшое преимущество по числу голосов.
Аналитики считают, что события на Украине отражают центральный парадокс Европейского Союза. Перспектива присоединения к ЕС при любом раскладе оказывалась самым эффективным инструментом для того, чтобы убедить правящие режимы радикально изменить свои структуры, законы и даже ценности. На Украине люди говорят о присоединении к 'Европе' как о пути, на котором они найдут твердое место своей страны в мире, развитое правовое государство, реально работающую демократию, такие же права и такой же уровень жизни, как у их соседей на Западе.
Но здесь ЕС не торопится использовать свой козырь. По словам одного из европейских дипломатов, после 27 декабря никакого пересмотра статуса Украины не планируется. Частично эта позиция продиктована тем, что говорить о том, каковы будут шаги нового правительства в Киеве, пока еще рано, но о том, что такой шаг будет отрицательно воспринят президентом России Владимиром Путиным, говорить уже можно.
К тому же ЕС уже не может определиться даже по поводу голосования по вопросу начала переговоров о принятии Турции в число своих членов, предстоящего 17 декабря. Самые сильные страны ЕС - Франция, Германия и Великобритания - сейчас не хотели бы что-то обещать Украине. Расширение Европейского Союза представляет собой проблему еще и потому, что расширение означает необходимость субсидировать развитие вновь принимаемых бедных стран и изменять работу самого Союза при принятии новых членов.
При том, конечно, что размеры Украины, ее история и длинная граница с Россией представляют собой совершено особые трудности, специалисты считают, что в долгосрочной перспективе нельзя, рассматривая Турцию, Румынию и другие страны в качестве потенциальных кандидатов, не рассматривать в таком качестве Украину. Есть все признаки того, что, если Ющенко действительно придет к власти и выполнит свои обещания искоренить коррупцию и создать более прозрачную политическую систему, страсти по поводу Украины могут быстро разгореться между самими странами-членами ЕС.
Например, Польша считает, что время для того, чтобы предложить Украине перспективу вступления в Союз уже пришло, хотя этот процесс может занять несколько десятилетий.
"Эти события показали, что разрушение Восточной империи еще продолжается, и мы должны завершить его на Украине, - считает Станислав Чосек (Stanislaw Ciosek), советник президента Польши Александра Квасьневского (Aleksander Kwasniewski) по внешней политике. - Надежда - вот что действительно нужно украинцам".
Если Ющенко все же изберут президентом, говорит политолог Мирон Василюк, участвующий в выборах на стороне оппозиции, его правительство будет активно настаивать на заключении соглашения о сотрудничестве с ЕС, которое разрабатывается уже два года. 'Это станет отправной точкой', - утверждает он.
_________________________________________________________
Все о выборах на Украине
Украина: 'геополитическая война' с большой буквы ("La Jornada", Мексика)
Украинских избирателей разделяют разные представления о политике ("The International Herald Tribune", США)
Политический кризис на Украине ставит Москву в тупик ("Le Figaro", Франция)
В Москве растут имперские аппетиты ("Rheinischer Mercur", Германия)
Как разрешить затянувшийся конфликт между Украиной, Россией и Западом? ("RTL Radio France", Франция)
Откуда у Европы столько робости в украинском вопросе? ("El Pais", Испания)
Путинская 'котлета по-киевски' ("The New York Times", США)
Путин споткнулся об Украину ("Newsweek", США)
Восточный фронт - 2004 ("The New York Times", США)
Мир захлестнула волна демократии ("The Financial Times", Великобритания)
Путин не может проиграть ("Il Manifesto", Италия)
Cказать "нет" Владимиру Путину! ("The New York Times", США)
Украина: русские ставят власть на место ("Liberation", Франция)
Русская рулетка ("The Economist", Великобритания)
Путин и Кучма 'посовещались' ("United Press International", США)
Раскол Украины ("La Vanguardia", Испания)
Киевский шах, который тревожит Кремль ("La Repubblica", Италия)
Украина ("Daily Mail", Великобритания)
Ющенко: "Новое голосование - вопрос нескольких дней" ("Liberation", Франция)
Неверный шаг ЕС в отношении Украины ("Handelsblatt", Германия)
Новые кандидаты на подходе ("The Times", Великобритания)
Противоречия между Бушем и Путиным усиливаются ("La Nacion", Аргентина)
Виктор Ющенко: 'Германия должна нас поддержать' ("Die Welt", Германия)
Украинские сценарии ("Berliner Zeitung", Германия)
Русский медведь в агонии ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)
Три театра мировой напряженности ("Le Figaro", Франция)
Украина: Толпа не всегда побеждает ("The Times", Великобритания)
Демократия для Украины ("The Washington Post", США)
Ющенко - реформатор с националистическим душком ("Liberation", Франция)
Европа осознает важность событий на Украине ("Los Angeles Times", США)
Вернуться к природе кризиса ("Liberation", Франция)
Демократия на Украину не торопится ("La Vanguardia", Испания)
США не считают, что отношения с Москвой испортятся из-за кризиса на Украине ("The Washington Times", США)
Украина Шредера ("Die Tageszeitung", Германия)
Демократия как панацея для Кучмы ("El Correo", Испания)
Украина и мы ("Der Tagesspiegel", Германия)
Победа Ющенко не гарантирует победного марша демократии на восток ("The Financial Times", Великобритания)
Вопрос, разделяющий сегодня Украину - это противостояние свободной прессы и линии партии ("The Financial Times", Великобритания)
США и ЕC выступают заодно на Украине ("The Washington Times", США)
Холодная война ("Liberation", Франция)
Шанс для Украины ("El Mundo", Испания)
Заявления России по поводу ситуации на Украине вызывают в памяти времена холодной войны ("The New York Times", США)
Где заканчивается Европа и начинается Азия? ("The International Herald Tribune", США)
Закулисные силы, которые действуют в кризисе на Украине ("The New York Times", США)
Украина идет в суд ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Михаил Саакашвили: 'Время действий Москвы в одиночку прошло' ("Berliner Zeitung", Германия)
Украина - решающая ставка для всех нас ("Le Monde", Франция)
Андерс Аслунд: Украина показала, что заслуживает независимости ("The Moscow Times", Россия)
Последний ход Кучмы ("United Press International", США)
Большая битва за Украину ("The Washington Times", США)
Дилемма Буша на Украине ("San Francisco Сhronicle", США)
Плюсы и минусы национализма ("The Guardian", Великобритания)
В провале российских политтехнологов на Украине виноват лично Путин ("Radio France Internationale", Франция)
Внутриукраинские распри: столкновение групповых интересов ("The New York Times", США)
Украина на перепутье ("United Press International", США)
Борцы со свободой ("The Washington Post", США)
Украинский народ ждет ("Christian Science Monitor", США)
Страсти на Украине разжигает пресса ("Christian Science Monitor", США)
'Холодная война за Украину' ("Die Welt", Германия)
Последний ход Кучмы ("United Press International", США)
Путин ("Die Welt", Германия)
Для России в Киеве речь идет не только о власти, но и о душе ("Die Welt", Германия)
Украинские олигархи подстраховываются на случай изменения политической конъюнктуры ("The Financial Times", Великобритания)
Что Путин заварит, то Шредер и подаст ("Der Tagesspiegel", Германия)
Место Украины в битве за Евразию ("La Vanguardia", Испания)
Момент для Кучмы ("The Times", Великобритания)
Опасное безразличие России ("The Washington Post", США)
Шредер и Путин ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Будущее России ("Le Monde", Франция)
Русский медведь с путинским лицом выходит из спячки на Украине ("The Times", Великобритания)
Путинизм на марше ("The Washington Post", США)
Проклятие коммунизма ("The Wall Street Journal", США)
Второй шанс Украины ("The Boston Globe", США)
Украина: столкновение двух схожих элит ("Rebelion", Испания)
Украинские СМИ: В основном мы распространяли ложь ("Die Welt", Германия)
Автономия по-русски ("Der Standard", Австрия)
Откуда такая безучастность? ("Berliner Zeitung", Германия)
Испытание Украиной ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Вопль Украины ("The Boston Globe", США)
Путинский котлован неоцаризма ("El Pais", Испания)
Украинская оппозиция выдвинула ультиматум ("United Press International", США)
Подрывная работа российской власти против украинской оппозиции ("Liberation", Франция)
Украина: Фальсификаторам становится все труднее ("Die Tageszeitung", Германия)
Реалии украинского раскола ("The Independent", Великобритания)
Кремль кладет в качестве жертвы на алтарь стабильности демократию ("Die Welt", Германия)
Хорош ли Виктор Ющенко для евреев? ("Haaretz", Израиль)
Глеб Павловский: 'Оранжевый цвет - цвет детского поноса' ("Die Tageszeitung", Германия)
Украина: Разделяй и властвуй ("Der Tagesspiegel", Германия)
Проблеск здравомыслия на Украине ("The New York Times", США)
'Россия с Украиной в качестве сателлита становится империей' ("Die Welt", Германия)
Размышления о событиях на Украине: Глас народа? Или глас Сороса? ("New Statesman", Великобритания)
Чудо Ющенко ("The Times", Великобритания)
Важный момент для Запада ("Newsweek", США)
Ричард Пайпс: 'Большой Брат' и 'малые русские' ("Newsweek", США)
Путину не следует совать нос в украинские дела. И нам тоже ("The Independent", Великобритания)
Освещение украинских выборов в западных СМИ безнадежно искажено ("The Guardian", Великобритания)
Еще одна бархатная революция ("El Pais", Испания)
Восстание дипломатов ("Stern", Германия)
Украина и вирус демократии ("ABC", Испания)
'Путин рискует провалиться под лед' ("De Telegraaf", Голландия)
Стивен Сестанович: Путин не тот человек, которого хотелось бы пригласить на ужин в семейном кругу ("National Public Radio", США)
Схватка за власть на Украине: Оппозиция надеется на победу ("Der Tagesspiegel", Германия)
Российская оппозиция: "У Шредера что-то с головой" ("Focus", Германия)
Оранжевая революция ("Time", США)
Рискованный промах Путина ("Spiegel", Германия)
Народ Украины сам сделает свой выбор ("Christian Science Monitor", США)
Попытки Путина повлиять на украинские выборы дают обратный результат ("The Wall Street Journal", США)
Украина: Излишние провокации Запада ("The Hindu", Индия)
Два лица Украины ("El Mundo", Испания)
Как бороться с русским медведем ("The Financial Times", Великобритания)
Амбиции России ("Die Welt", Германия)
Россия оказалась не у дел ("Le Monde", Франция)
Украинцы слишком долго были пешками в политической игре ("The Guardian", Великобритания)
Новый раскол между Востоком и Западом ("The New York Times", США)
Польша, другой сосед Украины ("The Wall Street Journal", США)
Над Украиной нависла угроза территориального раздела ("The Financial Times", Великобритания)
Две Украины ("La Stampa", Италия)
Украина: Излишние провокации Запада ("The Hindu", Индия)
Почему на Украине Путин поддерживает олигархов ("La Repubblica", Италия)
Украина: настал решающий момент ("The Wall Street Journal", США)
Путин и ЕС: украинский вид сотрудничества? ("Aktuell.ru", Германия)
Назад в СССР? ("The Wall Street Journal", США)
Украина на краю пропасти ("The Economist", Великобритания)
Михаил Саакашвили: Мы верны обещаниям 'революции роз' ("The International Herald Tribune", США)
Россия сдает свои позиции? ("Radio France Internationale", Франция)
На Украине разыгрывается будущее России ("Le Monde", Франция)
Украинский переворот в постмодернистском стиле ("The Guardian", Великобритания)
Европейская дипломатия: как это должно быть ("The International Herald Tribune", США)
Украина между двумя полюсами ("La Vanguardia", Испания)
Рассерженная Европа осталась в стороне от переговоров Буша и Путина ("Il Foglio", Италия)
Хитрости Италии ("La Repubblica", Италия)
Мы доказали, что мы - нация ("The Independent", Великобритания)
Путин бросает вызов Европе ("Liberation", Франция)
Cырьевой империализм России ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Украина: Испытание для Европы ("Der Standard", Австрия)
Лицемерию Евросоюза должен быть положен конец ("The International Herald Tribune", США)
Украина на грани ("ABC", Испания)
Восход украинской нации ("The Wall Street Journal", США)
Должен ли Запад охладить отношения с Россией? ("Handelsblatt", Германия)
Киев вносит раскол между ЕС и Россией ("Handelsblatt", Германия)
Русские опасаются распада Украины ("Die Welt", Германия)
Юлия Тимошенко: "Битва за Украину" ("ABC", Испания)
Свобода европейцев ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Путин поддерживает олигархов-соседей ("The Wall Street Journal", США)
Испуганные олигархи по-прежнему ставят на Януковича ("The Financial Times", Великобритания)
Украина между Россией и Западом ("El Mundo", Испания)
Буш берется за Путина ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Юлия Тимошенко: миллионерша-революционерка ("The Guardian", Великобритания)
Украина: быть или не быть? ("La Vanguardia", Испания)
Анализ: 'Чистейшей воды демократ' ("Berliner Zeitung", Германия)
Повторенье - мать ученья ("The Times", Великобритания)
Оранжевая революция ("The Guardian", Великобритания)
Кризис на Украине ("The Washington Post", США)
Украина превратилась в проблему для России? ("United Press International", США)
Новые разногласия в Европе ("The Economist", Великобритания)
Олег Гордиевский: Над Европой снова опускается 'железный занавес' ("Daily Mail", Великобритания)
Ставки Москвы на Украине очень велики ("Los Angeles Times", США)
Третья Европа ("Courrier International", Франция)
Куда идет Украина? ("The Economist", Великобритания)
Что должна делать Европа ("Corriere Della Sera", Италия)
Украина: Время оранжевых ("Der Tagesspiegel", Германия)
Плохой путь для Украины ("Los Angeles Times", США)
Недостаточно управляемая демократия ("Berliner Zeitung", Германия)
Отвращение ("The Guardian", Великобритания)
Передний край борьбы за свободу ("The Guardian", Великобритания)
Путин махнул рукой на Украину? ("The Economist", Великобритания)
Украина: Власть наносит ответный удар ("Die Tageszeitung", Германия)
Украине предоставляется возможность сдержать свое обещание перед демократическим сообществом ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Конфликт между Востоком и Западом ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Разделительный рубеж между Россией и Западом ("The Financial Times", Великобритания)
Что ждет Украину после выборов? ("National Review", США)
Прага - 1989, Киев - 2004: Восстание против лжи ("Die Presse", Австрия)
Противоcстояние на Украине ("United Press International", США)
Украина: Хорошо смеется тот, кто смеется последним ("The Times", Великобритания)
Тайны украинских спецслужб ("El Pais", Испания)
Борьба за народовластие на Украине и цинизм Путина ("The Boston Globe", США)
Ставки России на Украине очень высоки ("The Financial Times", Великобритания)
Украинский хаос ("La Vanguardia", Испания)
"Перетягивание каната" из-за Украины ("The New York Times", США)
Украина: опасные ставки ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Рука Путина на Украине ("ABC", Испания)
Империя Путина ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)