Deutsche Welle/Politik aktuell/live
07.12.2004 19:30
Ведущий: Путина и Шредера связывает тесная дружба. Доверенным им странам это идет только на пользу. Германия при Шредере может бесконечно расширять экономические взаимоотношения с Россией. А Путин в лице своего друга Шредера всегда может найти поддержку. Однако в адрес обоих руководителей поступает все больше критических замечаний. Отсутствие свободы слова, нарушение прав человека, вмешательство во внутренние дела Украины - должен ли канцлер Шредер дать понять своему другу Путину, какова позиция Германии в отношении политики российского лидера?
Когда два этих человека встречаются - вокруг царит атмосфера дружелюбия. А встречаются они при каждом удобном случае, следующий раз - в декабре.
Герхард Шредер (Бундесканцлер Германии): Мир в Европе и ее эффективное развитие невозможны без тесного стратегического сотрудничества с Россией. Наше общее желание - продолжение работы в этом направлении.
Стратегическое партнерство - это цель, дружеские отношения - это уже реальность. Поскольку Путин провел долгие годы в бывшей ГДР, государственные лидеры могут общаться друг с другом свободно, без переводчиков. Это создает особенную доверительную атмосферу во время каждой их встречи.
Роланд Гетц (эксперт по России): То, что оба говорят по-немецки, создало предпосылки для продуктивного и тесного сотрудничества. Подобных дружеских отношений среди глав государств еще не было. Второй предпосылкой для возникновения дружбы между Шредером и Путиным послужил тот факт, что оба они выросли в семьях, которые пострадали в период Второй мировой войны. Это эмоционально сблизило их. Желание преодолеть отрицательные моменты во взаимоотношениях русских и немцев объединило лидеров двух стран.
Мир, дружба и процветающее экономическое сотрудничество - все это объединяет этих людей. Каждая встреча на высшем уровне превращается в дружеские посиделки. Подобные взаимоотношения еще никогда не складывались между главами европейских государств.
Р. Гетц: Они часто встречают на неофициальном уровне. Приезжают в гости как друзья, у них появляются общие темы для бесед, и тогда темы большой политики остаются за дверьми.
Не удивительно, что между женами лидеров сложились хорошие дружеские отношения. Политика стала делом семейным. Между официальными и личными встречами не делается разграничения. Шредер старается не выступать перед общественностью с критикой в адрес своего друга Путина.
Г. Шредер: Мы сегодня обсудили огромное количество вопросов, и во взглядах на большинство проблем у нас нет серьезных разногласий.
Многие люди на Украине придерживаются в отношении Путина совсем другого мнения. Они считают, что Путин использует Украину для удовлетворения своих имперских амбиций. Однако Шредер и тут старается отмолчаться, или же называет своего друга 'настоящим демократом'. Наступило время высказаться лидерам оппозиции Германии.
Фридберт Пфлюгер /Friedbert Pflueger (депутат от партии CDU): Все серьезные спорные вопросы обсуждаются за закрытыми дверями. Это удивительный пример 'тихой' политики. Такая политика хороша, когда государственному лидеру не нужно алиби. В отношении американцев Шредер выступал и выступает с критикой, хотя лидеров также связывает дружба. Однако в адрес Путина мы до сих пор не слышим критических замечаний.
Люди, которые хорошо знают канцлера, говорят, что Шредер постоянно высказывается по поводу спорных вопросов во время личных бесед с Путиным.
Лудгер Фоллмер /Ludger Vollmer (депутат от фракции B'90/ Gruene): Я сам не раз был свидетелем того, как канцлер при каждом удобном случае старается затронуть спорные вопросы, такие, например, как вопрос о ситуации в Чечне, в разговорах со своим коллегой. Путин, по мнению канцлера, всегда открыт для критики.
Настолько открыт, что спокойно продолжает намеченную политическую программу, не обращая внимания на критику извне. К чему ведет подобная политика дружбы?
Р. Гетц: Во время дружеских бесед всегда можно затронуть темы, которые вряд ли можно будет обсудить на глазах мировой общественности. Но тут возникает проблема, общественность не видит реакции, не слышит ответных фраз. Это нервирует политиков, как в Германии, так и в России.
Перед взорами мировой общественности Путин и Шредер предстают как близкие друзья. Для критики не остается места. Хотя, кто знает, возможно, Шредер использует эти дружеские прогулки на свежем воздухе, чтобы читать своему другу Путину нравоучения.
Ведущий: Подобное отношение к Путину сложилось не только у лидера Германии. Многие главы государств воздерживаются от открытой критики в адрес российского президента, даже если они не согласны с политикой Путина в отношении Чечни или Украины.