Таллинн, Эстония, 8 декабря 2004 года. Поскольку Ирак по-прежнему охвачен волнениями, я подумал, что окажу президенту Бушу-младшему (George W. Bush) услугу, навестив некоторых из лояльных нам партнеров по "коалиции добровольцев", чтобы побудить их направить в Ирак больше войск.
Как отметил г-н Буш-младший в ходе дебатов перед президентскими выборами, когда Джон Керри (John Kerry) посетовал на то, что Соединенные Штаты в Ираке действуют в одиночку, на нашей стороне в Ираке выступают 30 стран. Фактически, к следующему месяцу их у нас останется 27, но если каждая из этих стран пошлет в Ирак 5000 новых солдат, совокупная численность личного состава иностранных сил в Ираке почти удвоится.
Ой, у Эстонии, этого красиво смотрящегося на почтовых открытках члена нашей коалиции, под ружьем находятся всего 4000 человек.
И все же я попытался.
Премьер-министр Юхан Партс, сидя в своем великолепном офисе в колоритном старом квартале Таллинна, рассказал мне, как сильно эстонцы ценят американскую поддержку. И тогда я предложил, чтобы Эстония продемонстрировала свою признательность, направив в Ирак, скажем, еще 1000 своих военнослужащих.
Премьер-министр казался ошеломленным.
"Эстония - маленькая страна", - сказал он, доказывая что 55 эстонских солдат в Ирак это совсем неплохо для страны такого размера. При этом он добавил: "Разумеется, если принять во внимание местное общественное мнение, никто не выступает за войну - это вполне очевидно - и 60% населения не очень то радует участие Эстонии. . . Мы внесли такой вклад, какой могли себе позволить в данное время".
Моя миссия потерпела неудачу.
Нужно ценить вклады таких стран, как Эстония, которая уже потеряла двух своих военнослужащих убитыми и 15 человек ранеными. Майор Стен Рейманн, недавно возвратившийся из командировки в Ирак, сказал, что каждый эстонский солдат перед ежедневным выходом на патрулирование задается вопросом "А что я тут делаю?". Его собственный ответ, сказал он, был таким: "Обеспечение безопасности Ирака является достойной целью".
Многие из других, которых я проинтервьюировал, давали более тревожащие ответы. Студент по имени Свен Кукенельк выразился так: "Это для нас похоже на инвестицию".
Следуя этой логике, Эстония инвестирует войска в Ираке, а после Соединенные Штаты будут морально обязаны спасти Эстонию, если у нее возникнут неприятности с Россией.
Триин Таэль, которая гуляла с ребенком по выложенным брусчаткой улицам Таллинна, сказала, что многие эстонцы считают США и Россию одинаково плохими. Но, сказала она, они хотят развивать связи с далеким Вашингтоном, чтобы тот защитил их от соседней Москвы.
"В наших интересах поддерживать дружеские отношения с США, - сказала она, - потому что мы надеемся, что США и НАТО защитят нас от нападения России".
Так что же, основываясь на том факте, что в Ираке находятся 55 эстонских солдат, США теперь обязаны использовать всю свою экономическую и военную мощь для поддержки Эстонии?
"Да, - ответила она, - именно так мы и считаем".
Настал мой черед выглядеть ошеломленным.
Вклад Эстонии не является необычным. Восемь наших партнеров в Ираке имеют там менее 100 своих военнослужащих.
Боюсь, что моя кампания помощи г-ну Бушу-младшему в вопросе увеличения численности воинских контингентов союзников в Ираке пока что оказывается не более успешной, чем мои прежние миссии по оказанию помощи г-ну Бушу-младшему в поисках оружия массового поражения (ОМП) в Ираке или Усамы бен Ладена (Osama bin Laden) в Афганистане. Не удивительно, что г-н Буш-младший ни разу не позвонил, ни разу не написал мне.
Я начал мои поиски солдат на Украине. Уходящий диктатор Леонид Кучма послал в Ирак 1600 военнослужащих, очевидно, в надежде, что г-н Буш-младший проигнорирует тенденцию, в соответствии с которой оппоненты г-на Кучмы кончают смертью.
В наши дни выступающий за демократию лидер Украины Виктор Ющенко обещает вывести украинские войска из Ирака. Украина, которая реагирует на общественное мнение, кажется, перестанет быть членом нашей коалиции.
И это является для нашей коалиции проблемой: она состоит по большей части из лидеров, которые рассчитывают на вознаграждения, а не из наций, которые нас в самом деле поддерживают. Тони Блэр (Tony Blair) искренне верит в то, что иракская война является делом принципа, но другие члены коалиции в большинстве своем оппортунисты, пытающиеся купить расположение администрации Буша-младшего.
Это потому, что Белый дом, оказавшийся исключительно чувствительным к общественному мнению в штате Огайо, не замечает общественного мнения за рубежом. Г-н Буш-младший, надо отдать ему должное, в последнее время пытается поправить отношения, но ущерб уже нанесен: американцы умирают в Ираке в основном в одиночестве, потому что бульдозерный подход г-на Буша-младшего отстранил от Америки потенциальных союзников.
Но не будем сдаваться. Я продолжу свою миссию ради г-на Буша-младшего и поеду в две другие гигантские страны нашей коалиции, Латвию и Литву. Посмотрим, найду ли я там новых солдат для Ирака? Следите за новыми сообщениями.