Автор cтатьи, директор Александровского института Хельсинкского университета.
Советского Союза больше нет, заявили президент России Борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук и президент Белоруссии Станислав Шушкевич на встрече в Минске в декабре 1991 года.
Вместо СССР был основано Содружество независимых государств, СНГ. В Алма-Ате 21 декабря в СНГ вошли еще 8 республик. Грузия присоединилась позднее.
СССР признал 6 сентября 1991 года независимость трех Прибалтийских государств почти сразу же после неудавшегося переворота под руководством Янаева. Эстония, Латвия и Литва никогда не присоединялись к Содружеству независимых государств.
'Вы действительно хотите, чтобы не было единого гражданства?', - воскликнул Михаил Горбачев в конце своего президентства.
Они хотели именно этого. Миллионы советских граждан вдруг заметили, что они оказались либо лицами без гражданства, либо нацменьшинством в чужой стране.
***
Российская империя расширяла свои владения начиная с 17 века. СССР и Варшавский договор означали достижение вершины в росте огромной империи.
Обвал социализма в восточной части Центральной Европы и распад СССР привели к состоянию растерянности. Результаты опросов общественного мнения последнего времени показывают, что подавляющее большинство русских мечтают о возврате советских времен. По крайней мере, 6 миллионов русских вернулись назад в Россию. В Европе и в Азии возникла неожиданным образом совершенно новая группа государств.
Спустя два довольно неопределенных года во внешней политике России в 1993 году определилось явное стремление сохранить позиции супердержавы. Такая линия усилилась с приходом в 1996 году на пост министра иностранных дел Евгения Примакова. Эта тенденция и известна как 'доктрина Примакова'.
Россия ослабляет лидирующее положение США, пропагандируя идею многополярного мира. Наряду с этим Россия подчеркивает наличие своих интересов в бывших республиках СССР. По мнению Примакова, именно СНГ - ключ к сохранению державных позиций России.
Эти стремления постоянно присутствуют во внешней политике России, хотя главная тенденция - экономически интегрироваться в Западные структуры.
***
СНГ - не государство, а, скорее, международная организация, отдаленно напоминающая ЕС. Но, если ЕС - это, прежде всего, интеграция, то задачей СНГ было осуществить дезинтеграцию, управляемый распад.
СНГ должно было разобраться с проблематичным наследием СССР - утрясти проблему ядерных боеголовок, обычных вооружений, охраны новых госграниц и экономической зависимости.
Самые главные факторы военной опасности - наличие оставшихся в Казахстане и на Украине от Советского Союза ядерных вооружений - удалось взять под контроль. Но во многом СНГ - организация, существующая большей частью только на бумаге.
***
Путин пытается за время своего второго президентского срока укрепить позиции СНГ. Но внутри Содружества существуют две линии.
Ближе к России - республики пророссийские: Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Армения. На Запад более четко ориентированы страны ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия).
Страны Балтии имеют опять же свою специфику. Россия уделяет большое внимание положению довольно большой группы русскоязычного населения в Эстонии и Латвии в то время, когда права русских, например, в Казахстане не стоят на повестке дня, несмотря на огромный поток русскоязычных, покидающих это государство.
Когда Путин пытается давить на страны СНГ, само Содружество - только одна арена действий. На основе Содружества созданы еще две солидные структуры - Единое экономическое пространство, в которое вошли в начале этого года Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан, и Организация по обеспечению коллективной безопасности, в которую уже с 1992 года входят указанные выше пророссийские государства.
За последние годы Путин явно стремился укреплять совместную оборону, переходя от декларативных заявлений к более оперативной деятельности.
Может статься, что в рамках таких устремлений сотрудничество внутри СНГ получит более заметное значение. Большую часть своих экономических, да и военных вопросов Россия и в будущем должна решать на основе двухсторонних соглашений.
Ясно, однако, что южное направление внешней политики России будет иметь доминирующее значение. Кроме фактора исламского фундаментализма там для России серьезными вызовами являются такие страны, как Турция, Иран, Ирак и Афганистан.
***
Но Россия - не единственный действующий на территории бывшего СССР субъект. После 11 сентября присутствие и активная деятельность США заметны как в Центральной Азии, так и на Кавказе.
В Грузии работают американские советники, а в Узбекистане и в Киргизии функционируют военные базы США. Американцы проводят, кроме этого, двустороннее сотрудничество, например, с Казахстаном.
Хотя Россия и США нашли взаимопонимание в рамках единого фронта борьбы против международного терроризма, единые интересы не обязательно сохранятся незыблемыми.
Интерес Европейского Союза к ситуации в новых для него соседних государствах - Белоруссии, Украине и Молдавии, да и на Кавказе, растет.
Эти интересы пока только оформляются, конкретизируются, хотя Россия хотела бы удержать бывшие советские республики, свое 'ближнее зарубежье' в сфере своих интересов.