Москва может вздохнуть. Российские производители оружия сохранят один из основных экспортных рынков. Вместе с Дели Пекин действительно лидирует среди покупателей российского оружия. По данным экспертов, доля Китая составляет от 30% до 50% торгового оборота (5,57 миллиардов долларов в 2003 году) "Рособоронэкспорта", федерального агентства по экспорту российских вооружений.
Наложенное в 1989 году, вследствие событий на площади Тянаньмень, странами запада эмбарго пошло Москве на пользу. Оказавшись в изоляции, Пекин не имел в 90х годах другого выбора, кроме как повернуться лицом к бывшей супердержаве, унаследовавшей военно-промышленный комплекс бывшего Советского Союза. Приход к власти Владимира Путина в 2000 году еще больше укрепил связи обеих стран, стремящихся развивать стратегическое партнерство. Помимо продажи оружия, в российских военных академиях обучается несколько сотен китайских офицеров.
В отличие от Индии, которой все равно, где закупать оружие, на западе или в России, китайский рынок является для России монополией. Находясь под действием эмбарго, Пекин не имеет никакой альтернативы. Но у медали есть и оборотная сторона. Если Европа снимет запрет, тут же появятся новые конкуренты - Франция и Германия. Обе эти страны способны поставлять 'software' (программные продукты), в которых остро нуждается Китай, который уже дал понять Москве, что он заинтересован прежде всего в передаче технологий.
Это обстоятельство, безусловно, было принято во внимание Москвой. В декабре прошлого года Москва и Пекин подписали протокол о техническом и военном сотрудничестве в 2004 году. Текст его не оглашался, однако, после подписания этого документа Кремль заявил о серьезном значении, которое он придает 'стратегическому партнерству' между двумя странами.