Москва, 8 декабря 2004 года. Принятые в среду поправки в Конституцию Украины поставили эту живущую в постсоветском ознобе страну на совершенно новый курс.
Приняв решение, которое поддержали все глубоко разделенные политические партии и движения Украины, политический класс этой страны перенес диалог о форме правления с киевских улиц, которые наводнены демонстрантами, в правовое поле. Он формализовал идею правления посредством компромисса - концепцию, которая в основном была чуждой украинской политической жизни.
Одновременно были приняты законодательные изменения, которые страхуют от опасности единоличного правления, то есть системы, которая таит в себе угрозы, хорошо знакомые Украине со времен царей и коммунистических правителей. (Одной из этих угроз была массовая фальсификация выборов, против которой ее граждане протестуют в последние недели.)
Эти поправки, не лишенные недостатков и неопределенностей, были предложены с целью ускорения демократической эволюции Украины автократом, которого нередко обвиняют в коррупции и даже в уголовных преступлениях. Но, как заявляют ученые, политики и специалисты права, они являются историческими и желательными.
"Это существенно приближает Украину к венгриям и польшам нашего мира, - сказал профессор политологии Темпльского университета (Филадельфия) д-р Лукан Уэй (Lucan Way), который много работал на Украине и был там во время двух недавних туров президентских выборов. - Совершенно ясно, что благодаря этим поправкам Украина пойдет по более европейскому пути".
При нынешней системе правления почти все нити власти сосредоточены в руках Леонида Кучмы, уходящего президента.
Он назначает премьер-министра и всех членов его кабинета, а также региональных губернаторов и руководителей нескольких коллегиальных органов государственного управления. Все эти чиновники, в сущности, зависят от его благорасположения.
При таком раскладе все главные рычаги государственной власти оказываются в одной руке. Огромная консолидация власти позволила г-ну Кучме по его усмотрению распоряжаться богатствами нации, командовать правительством и создать свой собственный бренд постсоветского авторитаризма.
Вскоре этой консолидации власти наступит конец. Когда вступят в силу новые поправки в Конституцию - в конце 2005 или в 2006 году, - некоторые властные полномочия перейдут к парламенту.
Президент останется главой государства и будет в основном контролировать министерство иностранных дел, министерство обороны и федеральную разведывательную службу. Он также будет назначать региональных губернаторов, что оставляет ему значительную свободу для покровительства.
Но премьер-министр станет играть роль противовеса.
Исправленная Конституция позволит парламенту формировать коалиционное большинство, а затем выбирать премьер-министра и всех остальных членов кабинета министров, а также руководителей коллегиальных органов государственного управления. Премьер-министр перестанет быть покорным слугой президента и станет главой правительства и законодательной власти, будет руководить кабинетом министров и определять планы работы для законодательных и бюджетных органов Украины.
Ведомственная борьба между офисами президента и премьер-министра будет уравновешиваться благодаря тому, что президент сохранит за собой право вето, для преодоления которого требуется две трети голосов членов парламента.
"Это радикальный отход от других посткоммунистических стран, - сказал Михаил Погребинский, директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии, один из советников г-на Кучмы и автор данных поправок. - Украина делает шаг в направлении центрально-европейской модели парламентских демократий".
"В принципе это желательно", - сказал Томас Маркерт (Thomas Markert), член секретариата Европейской комиссии за демократию посредством закона (European Commission for Democracy Through Law), известной также как Венская комиссия, которая помогает странам принимать конституции, соответствующие европейским традициям правления.
Хотя эти поправки являются громадным сдвигом в природе власти на Украине, те, кто их изучил, говорят, что у них имеются недостатки. Главным среди них называют положение, которое позволяет сосредоточить больше власти в руках Генеральной прокуратуры Украины, наделив ее правами, типичными для судебной власти.
В туманном разделе поправок, который, как утверждают их критики, таит в себе опасность создания органа власти вне нормальной системы сдержек и противовесов, Генеральная прокуратура наделяется правом "надзора за соблюдением прав и свобод граждан, исполнением законов со стороны соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, их руководителей и служащих".
Венская комиссия критикует эти изменения. "Расширение властных полномочий прокуратуры можно рассматривать как шаг назад, не отвечающий общей направленности традиций прокуратуры в государстве закона", - написала эта комиссия в прошлом году о предлагавшихся изменениях. Нынешней весной парламент Украины незначительным большинством голосов отверг эти изменения, но они были снова внесены в пакет законодательных поправок, предназначающийся для того, чтобы разрядить политический кризис, который практически остановил работу правительства в Киеве с 21 ноября с.г.
Дэниел Билак (Daniel Bilak), юрист-международник из Торонто, который в период 1995-2002 гг. был советником министерства юстиции Украины и ее премьер-министра, сказал, что эти изменения открыли возможности для значительного превышения полномочий.
"Такими полномочиями обладали прокуроры, когда властвовал Сталин, - сказал г-н Билак. - Все охвачены эйфорией в связи с серьезной победой демократии, однако эта поправка потенциально является бомбой".
Принятые в среду поправки также послужили напоминанием, что сражение за Украину велось не только между возмущенной общественностью и ослабленным авторитарным государством.
Вдали от уличных протестов идет более спокойная борьба среди политической элиты Украины. Эта борьба ведется за наследство.
После 10 лет правления г-на Кучмы вокруг него поднялось новое поколение политиков и олигархов, и они хотят разобраться, кто что станет контролировать, когда он уйдет в отставку.
Эта внутренняя борьба, в которой ни одна сторона не имеет явного преимущества, ведется столько же из-за распределения власти - между теми, кто остается верным г-ну Кучме, и теми, кто с ним порвал - сколько из-за демократических идеалов.
Изменения в Конституцию Украины начинают разрешать этот спор, формально деля функции управления таким образом, чтобы обе стороны, скорее всего, сохранили свое влияние и были все так же защищены, какое бы правительство ни было сформировано в следующем году.
Министерство внутренних дел с его милицейскими формированиями и внутренними войсками будет выведено из-под контроля президента, что даст определенную степень безопасности г-ну Кучме, которого, как говорят некоторые члены оппозиции, они надеются арестовать, когда в следующем году он утратит свой президентский иммунитет.