Морозная зимняя ночь. У одной из палаток лагеря, разбитого революционерами на центральной улице Киева (аналоге лондонской Риджент-стрит), стоит Святослав Смолин - крепкий мужчина с бледным лицом в куртке цвета хаки. По профессии он дозиметрист - замеряет уровень радиации в Чернобыле. Он рассказывает мне, как в тот памятный понедельник полмесяца назад, услышав в новостях, что оппозиционный кандидат якобы проиграл президентские выборы, он повернулся к жене и сказал: 'Я должен ехать'. Он прибыл в Киев, присоединился к гигантской толпе демонстрантов на Площади независимости, и, увидев, что люди разбивают палатки, предложил свою помощь. Теперь он руководит охраной одного из секторов отлично организованного 'палаточного городка', растянувшегося чуть ли не на полмили вдоль широкого бульвара.
У жаровни, где горит уголь, греется Василь Хоркуда - коренастый ясноглазый житель одного из сельских районов Прикарпатья, где он руководит небольшим туристическим агентством. По его словам, раньше он никогда не интересовался политикой. Но в тот понедельник и он решил, что не может не поехать в Киев. С тех самых пор он находится здесь, и намерен стоять 'до победного конца' - то, есть, поясняет он, пока не состоятся свободные и честные выборы президента.
Чуть в стороне, глядя на оранжевую синтетическую новогоднюю елку - во время оранжевой революции даже елка должна быть 'правильного' цвета - весело смеется Елена Маярчук. Эта дама в шубе и непременном оранжевом шарфе - хозяйка салона красоты в небольшом городке в Центральной Украине. Ее рассказ как две капли воды похож на другие истории. Она услышала новости, поняла, что должна ехать, и останется до конца. Еще один демонстрант - Вова, рабочий из промышленного города на северо-востоке страны - принимает героическую позу, растопырив пальцы громадных рук в виде буквы 'V' (символа победы), и провозглашает: 'Родина позвала меня!'
Все они - так называемые 'обычные люди', превратившиеся в творцов истории благодаря своей интуитивной реакции на события того понедельника, 22 ноября. Сначала киевляне взяли в свои руки ход событий в родном городе. Потом к ним присоединились другие. Никакие деньги, вложенные в предвыборную кампанию кандидата от оппозиции Виктора Ющенко, никакие тщательно подготовленные студенты-активисты из молодежной организации 'Пора', никакая западная поддержка неправительственным организациям и социологам, проводившим экзит-поллы, никакие иностранные наблюдатели, никакие телефонные звонки из Вашингтона и Брюсселя не помогли бы одолеть жестокий режим президента Кучмы с подконтрольными СМИ, российским консультантами и подтасовкой выборов, если бы не Святослав, Василь, Елена, Вова и другие не вышли на улицы Киева в таком количестве, что маятник качнулся в другую сторону.
Украинскую политическую жизнь еще одолевает секретность, коррупция и фальшь, но в основе этих перемен лежит нечто подлинное: стремление людей самим определять свою судьбу. Простые орудия истории превратились, пусть и на короткое время, в ее активных творцов. А творцы истории превратятся в граждан.
На карту здесь поставлены интересы могущественных внешних сил - США и Россия ведут борьбу за господство в Евразии, определяется новое лицо ЕС - но на улицах и площадях Киева люди говорят о другом. Даже самые убежденные сторонники ориентации на Европу признают, что привлекательность Европейского союза по сравнению с союзом постсоветским играла в предвыборной борьбе лишь незначительную роль.
Главное - не это. Речь идет о стране, 13 лет назад получившей независимость 'на блюдечке' - в результате распада СССР - где только сейчас формируется новое общество - общество суверенной, а в будущем и демократической, страны. Речь идет о посткоммунистическом режиме президента Леонида Кучмы, при котором политические манипуляции, коррупция и запугивание приобрели такие масштабы, что даже самые осторожные аналитики называют его не иначе как 'бандократией'. 'Государство-шантажист' функционировало за счет контроля президента над большинством важнейших аспектов общественной жизни: лояльность своих назначенцев он обеспечивал с помощью 'компромата' об их неблаговидных деяниях. Страной правил компромат.
Если сторонники президента проявляли строптивость, их фирмы закрывали, их бросали за решетку, избивали - а порой с происходили и вещи пострашнее. Чудовищные нарывы на некогда красивом лице Виктора Ющенко свидетельствуют о том, что его, возможно, пытались отравить. Недаром сам Ющенко говорит, что его лицо - это лицо сегодняшней Украины.
Но не завтрашней, как надеются власть имущие. Правда, в конечном итоге они заигрались. Их кандидатом в президенты стал аппаратчик Виктор Янукович, в молодости отбывший два тюремных срока за грабеж и нанесение тяжких телесных повреждений. (Вот один из анекдотов, гуляющих по Киеву: в отличие от действующего президента Кучмы, Януковичу третий срок не нужен). Ложь по основным телеканалам и мошенничество на выборах приобрели чересчур вопиющий характер. Кроме того, 'крестный отец' из Москвы, Владимир Путин, у которого, судя по всему, есть компромат на самого Кучму, вел себя так, будто Украина все еще является советской сатрапией. Это стало последней каплей.
Возможно впервые в истории Украины демократические и национальные устремления слились воедино. Западные оккупанты в таких странах как Босния, Восточный Тимор или Ирак, не слишком убедительно говорят о 'национальном строительстве'. Здесь же мы видим, как по-настоящему формируются нации - их создает солидарность поющих демонстрантов и новые символы.
'Сегодня я больше ощущаю себя украинцем, чем три недели назад', - говорит один молодой парень, русский по национальности. В этой простой фразе содержится суть формирования нации. В феврале в этой в основном русскоязычной стране проводился общенациональный опрос, в ходе которого лишь 42% респондентов сочли себя 'прежде всего' гражданами Украины (кстати, целых 13% опрошенных назвались 'советскими гражданами'). Один из разработчиков опроса готов дать голову на отсечение, что в феврале будущего года количество 'граждан Украины' превысит 50%.
Формирование нации включает и создание легенд. Сегодня этим занимаются не барды и историки, а телевидение. По независимым украинским телеканалам уже передают монтажи - демонстранты в оранжевом на фоне падающего снега, плачущие бабушки - и все это под патриотическую музыку. Ах да, не забудем и о гигантской сине-золотистой колонне на площади независимости - выглядит она так, будто ее возвели в начале 19 века, но этот монумент появился на площади лишь в 2001 г.
Парламент уже принял все необходимые меры для повторного проведения сфальсифицированного второго раунда выборов - он назначен на 26 декабря. Я только что слышал, как Ющенко, стоя у подножия той самой колонны, объявил размахивающим флагами демонстрантам, что после '17 долгих дней' они одержали 'победу'. 'За эти 17 дней, - сказал он, - мы сделали нашу страну демократической'. Но пока он даже не выиграл выборы. Впереди будет еще много неожиданных поворотов. Даже если - теперь это представляется наиболее вероятным исходом - его изберут президентом, после прихода Ющенко к власти его сторонников неизбежно ждут разочарования. По украинскому телевидению я вижу трогательную картину - отца пражской 'бархатной революции, бывшего президента Вацлава Гавела (Vaclav Havel) с оранжевой ленточкой на лацкане - но в своем выступлении он как раз предостерегает, что за революцией неизбежно следует 'похмелье'.
Нам не следует идеализировать участников украинской революции, окружая их романтическим ореолом, но уважения они заслуживают по любым меркам. Спросите себя, готовы ли вы бросить работу и семью и несколько недель жить вместе с незнакомыми людьми в палатке на грязной улице, когда температура порой опускается до минус десяти? Проведя там всего два часа, я настолько продрог, что к полуночи вынужден был вернуться в гостиницу, чтобы выпить горячего чаю и принять таблетку. Они же живут на улице уже две недели. Эти так называемые 'обычные люди', совершающие отнюдь не ординарные поступки, заслужили хотя бы того, чтобы их не изображали как простое орудие чьих-то идеологических фантазий и сомнительных 'теорий заговора'. Давайте лучше просто послушаем, критически, но и уважительно, их собственные рассказы о том, почему они оказались здесь.