Вдохновленные переизбранием Джорджа Буша, американские ультра- и неоконсерваторы теперь обрушили обвинения на ООН, этот храм многосторонности, основы которого они решили подрубить. Для достижения этого они прицелились в голову международной организации. На сей раз все обстоит не так, как это было накануне американо-британского вторжения в Ирак, когда мишенью служил Совет Безопасности. Теперь ею стал генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Его отставки требуют по крайней мере один сенатор-республиканец и большинство консервативных журналистов.
Эта охота на ведьм, сигнал к окончанию которой Джордж Буш пока не собирается давать, основывается на допущенных Саддамом Хусейном злоупотреблениях в рамках программы 'нефть в обмен на продовольствие', разработанной в 1996 году Советом Безопасности с целью смягчения путем снабжения населения медикаментами и продуктами питания негативных последствий эмбарго на поставки нефти, установленного в 1991 году. Совет Безопасности поручил американцу Полу Волкеру, бывшему председателю Федерального резерва и человеку, стоящему вне всяких подозрений, провести внутреннее расследование по поводу злоупотреблений, в которых подозревается высокопоставленный чиновник ООН, занимавшийся этой программой, а также бизнесмены и политики некоторых стран, в числе которых России и Франции, а также Великобритании и США. Снабжаемые Саддамом Хусейном нефтью по низкой цене, эти люди затем перепродавали с большой выгодой свои права компаниям любой национальности, в том числе и филиалам американских предприятий. Не дожидаясь результатов комиссии Волкера, которые должны быть объявлены не раньше января, пять комиссий американского Конгресса стали разыгрывать кампанию, которую некоторые их члены поспешили назвать 'самым крупным скандалом в ООН, начиная с 1945 года', между делом используя прессу для обнародования их первых 'разоблачений', но проявляя скромность по поводу упоминания в деле американских компаний.
Таким образом стало известно, что они оценили в 10-21 миллион долларов суммы, утаенные Саддамом Хусейном в ходе действия программы 'нефть в обмен на продовольствие'. Однако появление такой 'вилки' они относят за счет того, что имели место нелегальные продажи иракской нефти Турции, Иордании и Сирии, осуществлявшиеся Багдадом вне рамок программы, о чем было хорошо известно членам Совета Безопасности, начиная с Соединенных Штатов, закрывавших на это глаза, чтобы 'обезопасить' своих иорданских и турецких союзников от потери доходов, к которой привело наложенное на Ирак торговое эмбарго. Эта контрабанда якобы принесла иракскому диктатору от 6 до 8 миллионов долларов, и тут совершенно не в чем упрекнуть ООН, тем более ее генерального секретаря.
И, наконец, стоит напомнить, что чиновники ООН, руководившие программой 'нефть в обмен на продовольствие', отчитывались о своей миссии не перед Кофи Аннаном, а перед Советом безопасности, то есть главным образом перед США и Великобританией. Значит, любой контракт изучался экспертами из Вашингтона и Лондона. Из 36 000 контрактов 5 000 были признаны подозрительными, так как имели отношение к технологиям, которые могли бы быть использованы в военных целях. Зато ни один не был аннулирован по причине подозрения в коррупции, несмотря на имевшие место предостережения 'ооновских' чиновников.
Дело получило на прошлой неделе новый импульс, к великой радости противников Аннана, когда стало известно, что двадцатидевятилетний сын генерального секретаря, Койо, продолжал получать деньги от швейцарской фирмы "Cotecna" после того, как ей было поручено ООН проверить содержимое грузов, направляемых в Багдад в рамках программы 'нефть в обмен на продовольствие'. Это открытие идет вразрез с первыми заявлениями Кофи Аннана, утверждавшего, что его сын уволился из "Cotecna" за несколько недель до того, как эта фирма начала сотрудничать с ООН. Такое обвинение более чем оскорбительно для генерального секретаря, хотя он уверяет, что не знал, что его сын получил оплату за месяц в размере 2 500 долларов в качестве возмещения ущерба, согласно положению контракта, запрещающего ему работу в течение четырех лет в какой-либо фирме, являющейся конкурентом "Cotecna".
Это последние событие, естественно ослабило позицию Кофи Аннана и направило кампанию в сторону отставки человека, прославившегося своей безупречной честностью. Правда, маловероятно, что все это к чему-либо приведет. И прежде всего потому, что до сих пор Кофи Аннана защищала большая часть членов Совета Безопасности, в том числе и Великобритания. А к тому же, совсем не в интересах Джорджа Буша, нуждающегося в ООН для организации выборов в Ираке, вступать в открытую конфронтацию с этой международной организацией. Наверно, он предпочел бы видеть во главе ООН ослабленного генерального секретаря, надеясь найти с ним большее взаимопонимание.