Номер за 20 декабря 2004 года. Об этом говорит вся Москва, и уже сегодня это событие считают определяющим моментом в истории российского бизнеса. Запланированная на 19 декабря с.г. продажа "Юганскнефтегаза", главного производственного предприятия российской нефтяной компании "ЮКОС", ознаменует нечто большее, чем окончательное уничтожение "ЮКОСа", который правительство расчленяет, чтобы взыскать с него огромные недоимки по налогам, составляющие невероятную сумму 26 млрд. долл. США. Она также ознаменует крупнейшую с момента краха коммунизма национализацию частной собственности в России. Дело в том, что почти никто не сомневается, что "Юганскнефтегаз" будет приобретен "Газпромом", гигантским российским газовым концерном, в котором доминирует государство. "'Газпром' получил от Кремля команду подать заявку (на аукцион по продаже 'Юганскнефтегаза')", - говорит глава аналитического отдела российского "Альфа-банка" Кристофер Уифер (Christopher Weafer).
Руководство "Газпрома" божилось, что никогда не подаст такой заявки, но 30 ноября с.г. внезапно изменило свою позицию. Стартовая цена "Юганскнефтегаза" - 8,6 млрд. долл., и в одночасье "Газпром" приобретает запасы нефти, составляющие 11,63 млрд. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л), или 17% совокупных запасов нефти в России. К ежегодному доходу "Газпрома", составляющему 34 млрд. долл., присовокупится дополнительно 7,5 млрд. долл. в результате этой сделки, которая следует сразу же за присоединением к "Газпрому" российской государственной нефтяной компании "Роснефть". В конечном итоге, "Газпром" получит почти четверть всех российских запасов нефти, а после слияния с "Роснефтью" и покупки "Юганскнефтегаза" на его долю придется пятая часть всего объема добычи нефти в России. Впереди могут быть и новые сделки. Компания "Газпромнефть", нефтяной филиал "Газпрома", подтвердила, что получила от банка "Deutsche Bank" (DB) рекомендацию "покупать такие крупные компании, как 'Сибнефть', 'Сургутнефтегаз' и 'Юганскнефтегаз'". Если дело кончится тем, что "Газпром" купит все три вышеназванные компании, тогда он станет не только владельцем большей части запасов российского газа, но также и 40% запасов российской нефти. "Газпром" от комментариев отказался.
Что сделает эта концентрация с российской экономикой? Вероятно, это будет означать конец серьезных реформ при президенте Владимире Путине, реформ, которые нужны стране больше, чем когда-либо. Несмотря на рекордно высокие мировые цены на нефть, экономический рост России замедляется. В ноябре с.г. темп роста экономики (в пересчете на год) составил 4,5%, тогда как в ноябре 2003 года этот показатель был равен 7,6%. Внутренние капиталовложения резко сократились, особенно в нефтяной сектор, главным образом по причине нападок на "ЮКОС". С тех пор как 19 ноября с.г. было объявлено о предстоящей продаже "Юганскнефтегаза", рынок ценных бумаг потерял 15% своей стоимости.
Реформаторы в администрации Путина теперь выступают с мрачными предостережениями по поводу того влияния, которое окажет сделка "Газпрома" по покупке "Юганскнефтегаза" на стремление к дальнейшей открытости экономики. Экономический советник президента Андрей Илларионов неоднократно возмущался по поводу разрушения "ЮКОСа". Теперь вот Герман Греф, министр экономического развития и торговли России и главный архитектор путинской программы экономических реформ, вмешался в эту перепалку. Первого декабря с.г. он осудил готовящуюся продажу "Юганскнефтегаза" "Газпрому". "Там, где есть конкуренция, участие в ней государства неуместно", - заявил он в парламенте.
Экономических советников Путина особенно волнует растущий аппетит "Газпрома" к новым бизнесам, включая электрические компании. В ноябре с.г. "Газпром" приобрел 25% акций в компании "Мосэнерго", главной электрической компании, которая снабжает электроэнергией Москву. "Подобные действия полностью противоречат государственной политике по либерализации и демонополизации экономики, а также по сокращению нерыночного сектора", - говорит заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, который отвечает за реформу газовой индустрии.
Высказывания сторонников реформы едва ли заставят Путина или его бывших коллег из КГБ изменить свое мнение. Это очень плохо, потому что России, если она намерена полностью реализовать потенциал своих запасов нефти и природного газа, нужны самые эффективные энергетические компании, которые только она может создать. С "Газпромом" это не получится, ибо его производственные показатели на сегодняшний день едва ли могут служить серьезной заявкой на расширение его экономической роли. В то время как российские нефтяные компании - в большинстве своем находящиеся в частных руках - с 1998 года увеличили объем добычи на 50%, объем добычи "Газпрома" за тот же период уменьшился на 1,6%. Благодаря высоким мировым ценам на энергоносители доходы "Газпрома" выросли примерно на 70% с 2001 года, когда Путин назначил председателем "Газпрома" своего близкого соратника Алексея Миллера. Однако значительную часть этого прироста съели растущие еще быстрее производственные затраты. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, численность работников газовой индустрии России (основную часть которой составляет "Газпром") в период с 1997 по 2003 год увеличилась на 80%, тогда как производительность труда работников упала на 40%. Издержки на рабочую силу в единице продукции в газовой промышленности за тот же период подпрыгнули на 107%, тогда как в основном приватизированной нефтяной индустрии они выросли всего на 25%. "Государственные компании (в России) раз за разом показывают плохие результаты по части получения доходов", - говорит Андерс Аслунд (Anders Aslund), директор программы для России и Евразии в Фонде Карнеги за международный мир в Вашингтоне.
Неспособность "Газпрома" сократить производственные издержки начинает сказываться на финансовом положении компании. В исследовании "Объединенной финансовой группы" закончившийся 30 июня с.г. квартал, самый последний, по которому имеются опубликованные результаты производственной деятельности "Газпрома", назван "одним из самых плохих в истории 'Газпрома'". Доходы до вычета налогов упали на 15% по сравнению с предыдущим годом. Этот банк прогнозирует, что в текущем году издержки "Газпрома" по сравнению с 2001 годом вырастут примерно на 99%, тогда как доходы увеличатся всего на 32%.
Положение "Газпрома" не становится лучше от того, что, в противоположность государственным предприятиям в странах Запада, "Газпром" не подвергается эффективному регулированию, которое могло бы поощрить его к тому, чтобы вести себя как коммерческая компания. По мере роста экономической мощи "Газпрома" будет обязательно расти и его политическое влияние, что еще сильнее будет препятствовать попыткам регулировать его деятельность. На сегодняшний день попытки Министерства экономического развития и торговли России реформировать "Газпром" ни к чему не привели. "Эта компания огромна и сильна, она пользуется политическим влиянием, а поэтому, разумеется, с ней очень сложно работать регулирующим органам", - говорит Шаронов.
Есть еще оптимисты, которые думают, что эффект от расширения "Газпрома" будет ограниченным. По их мнению, главной целью Путина с самого начала было ограничение чрезмерной власти таких олигархов, как главный акционер "ЮКОСа" Михаил Ходорковский, которые в 1990-х годах приобрели свои громадные состояния сомнительными путями. Покупка "Газпромом" "Юганскнефтегаза" является всего лишь неуместным побочным эффектом. "Это не первый шаг в осуществлении хорошо продуманной стратегии государства, имеющей целью выкупить российскую нефть. Это просто удобно: правительству России был нужен кто-то, а никто другой не мог сделать эту заявку", - говорит Стивен Дашевский (Steven Dashevsky), глава аналитического отдела московской брокерской компании "Атон Капитал Груп".
Однако в результате этого удобного шага рождается мега-компания, которая, в конечном итоге, сможет задушить конкуренцию, обратить вспять рыночные реформы и нанести вред инвестиционному климату России. "Соображения эффективности не играли никакой роли. Это было политическое и финансовое решение, потому что власти считают, что большие деньги следует контролировать государству", - говорит Евгений Ясин, директор аналитического отдела московской Высшей школы экономики и бывший министр экономики при Борисе Ельцине. Кончится тем, что "Газпром" станет большим, сильным и пугающим - а это России вовсе не нужно.