Михаил Фридман заслужил репутацию одного из самых агрессивных бизнесменов России, несмотря на то, что стал одним из самых богатых людей страны. Тем не менее, он, казалось, всегда точно знал, как далеко можно зайти, не навлекая на себя гнева правительства.
В прошлом году он предостерегал Михаила Ходорковского, основателя нефтяного гиганта 'Юкоса' против конфронтации с Кремлем. Последний этот совет проигнорировал, и теперь его судят за мошенничество и уклонение от уплаты налогов, а его компании грозит распад.
Не исключено, однако, что легендарная интуиция Фридмана начала его подводить. Его решение выступить против одного из российских министров, считающегося приближенным президента Владимира Путина, заставило некоторых инвесторов и аналитиков задуматься, не ожидает ли его судьба Ходорковского.
По мнению других, проблемы, обрушившиеся на компанию Фридмана, являются не столько продолжением дела 'Юкоса', сколько последствием одного конкретного конфликта, подчеркнувшего, на какие риски готов бизнесмен, преследуя свои цели.
В любом случае, это показывает, насколько личными могут быть отношения между российскими предпринимателями и политиками и как начинают нервничать инвесторы, когда эти отношения портятся.
В среду на российских рынках царила паника - ОАО 'Вымпелком', второму по величине оператору сотовой связи России, были предъявлены предварительные налоговые претензии на 158 млн. долларов. Подконтрольной Фридману 'Альфа-Групп' принадлежит 25% акций 'Вымпелкома'. Российский фондовый рынок упал на 5,5% в среду и еще на 5% вчера из-за появившихся опасений, что компания может стать новым 'Юкосом'. Вчера к 16:00 на торгах на нью-йоркской фондовой бирже американские депозитарные расписки 'Альфы' упали на 3 доллара (10%) до 27,10 долл. По словам близких к группе людей, она уверена, что ситуация с 'Вымпелкомом' кардинально отличается от дела 'Юкоса' и не окажет серьезного влияния на ее бизнес. Информированные источники заявляют, что предъявивший 'Вымпелкому' претензии налоговый инспектор был уволен, намекая, что его действия, возможно, не были санкционированы свыше. Вчера вечером получить комментарии Федеральной налоговой службы не удалось.
Сам Фридман всегда отвергал предположения о том, что он или любой другой олигарх 1990х могут стать следующими после 'Юкоса'. 'У властей сейчас нет желания преследовать кого бы то ни было, - заявил он в июле. - Такое мнение у меня сложилось после обширных контактов с представителями всех уровней власти'. От дальнейших комментариев он, по словам его пресс-секретаря, отказался.
Близкий к 'Альфа-Групп' источник сообщил, что его акционеры не считают предъявление претензий началом нового дела 'Юкоса'. 'Они выступают не против всего российского правительства, а только против одного чиновника, - сказал он. - Не думаю, что они допустили просчет'.
На протяжении нескольких месяцев 'Альфа-Групп' была втянута в спор по поводу ее прошлогоднего приобретения 25% акций ОАО 'МегаФон', третьего по величине сотового оператора России. Другой акционер 'МегаФона', бермудский фонд IPOC International Growth Fund, оспорил сделку, и к настоящему моменту конфликт перерос в громкое противостояние, сопровождающееся оскорблениями в СМИ и разбирательствами в судах различных юрисдикций.
Одним из акционеров 'МегаФона' является 'Телекоминвест', созданный в конце 1990х Леонидом Рейманом, ныне министром информационных технологий и связи. В суде 'Альфа' заявила о связи Реймана с IPOC, который, по мнению компании, занимается отмыванием денег.
В прошлом месяце Рейман объявил, что у него нет коммерческих интересов в 'МегаФоне', а конфликт не имеет к нему никакого отношения. 'Будучи старой олигархической структурой, 'Альфа' пытается использовать традиционные методы, к которым за многие годы много раз прибегала для разрешения конфликтов, а именно оказать влияние на власти', - сказал он тогда.
Представители Реймана отрицают, что министерство имеет хоть какое-то отношение к налоговым претензиям, предъявленным 'Вымпелкому'. ('МегаФон' в четверг объявил, что ему были предъявлен отдельный счет за 2001 год на 3,57 млн. долларов.)
Но налоговые проблемы - это лишь кульминация целой череды несчастий, обрушившихся на 'Вымпелком' вскоре после того, как 'Альфа' приобрела долю в 'МегаФоне'. В этом году лицензирующие органы уже пригрозили лишить оператора лицензии на деятельность в Москве. Затем, летом, ему отказали в новых номерных емкостях. До сих пор 'Вымпелкому' удавалось решать проблемы с властями. По словам компании, она выступила с возражениями против налоговых претензий и надеется урегулировать ситуацию.
Аналитики полагают, что страдания 'Альфы' могут усилиться по мере приближения запланированной на следующий год приватизации ОАО 'Связьинвест', государственного телекоммуникационного холдинга. Предполагаемыми участниками являются 'Альфа', 'Телекоминвест' и 'Система', главный акционер крупнейшего оператора России ОАО 'МТС'. По мнению экспертов, атака на 'Вымпелком' может быть попыткой стоящих за 'Телекоминвестом' лиц с политическими связями заставить 'Альфу' сойти с дистанции. Что бы ни случилось, Фридман вряд ли пойдет на открытую конфронтацию, как это сделал Ходорковский. 'Он такой человек, что скорее пойдет на сделку, - считает Скотт Симет (Scott Semet), стратег по ценным бумагам МДМ-банка. - Он не будет воевать из-за принципов'.
Начав карьеру с мойщика окон, сорокалетний Фридман к началу 1990х сколотил небольшое состояние, продавая компьютеры, затем основал банк и торговал сырьем. Теперь его империя охватывает нефтяной сектор, телекоммуникации, розничную торговлю, банковские и финансовые услуги.
С самого начала он был известен своим подходом к бизнесу как к борьбе без правил. В конце 1990х он выступил против нефтяного гиганта ВР, нацелившись на небольшую нефтяную компанию 'Сиданко', в которой британский концерн владел 10% акций.
Фридман и его партнеры воспользовались печально известной слабостью российских судов и добились того, чтобы ключевые активы 'Сиданко' были объявлены банкротами, а затем приобрели их задешево. ВР отчаянно пыталась вернуть контроль над своими нефтяными месторождениями, и в конце концов стороны пришли к соглашению.
Затем, в прошлом году, глава ВР Джон Браун (John Browne) объединился с теми самыми магнатами, которых до этого считал воплощением всего, что было неправильно с российским бизнесом, и создал совместное предприятие с принадлежащей Фридману 'ТНК'.
Несмотря на агрессивность в бизнесе, Фридман всегда был очень осторожен, чтобы не вызвать недовольство президента Путина. Американец Питер Герви (Peter Gerwe), основатель российского телеканала 'СТС', акционером которого является 'Альфа-Групп', заявил, что Фридман запрещает ему нанимать журналистов, которые не нравятся Кремлю. 'Фридман придерживается последовательной позиции - не занимайся политикой на телеканале или будешь уволен', - рассказал Герви.
Однако некоторые московские бизнесмены считают, что в случае с 'МегаФоном' Фридман мог допустить просчет. 'Думаю, он ошибся, - говорит один из его коллег. - Обычно он знает, чем все закончится, еще до начала игры, но в этот раз он, очевидно, не знал'.