Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Похолодание в российской экономике

Давление Кремля на большой бизнес приводит к сокращению инвестиций и подрыву доверия

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Устойчивое снижение темпов роста может стать политической головной болью для Путина, который создал себе имя и популярность на выводе России из кризиса 1998 года и отдал распоряжение правительству удвоить за десятилетие ВВП. Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы ежегодно темпы роста экономики составляли более семи процентов, однако пока цифры не утешают.

МОСКВА - Российский экономический подъем, ставший главной причиной популярности президента Путина, испытывает торможение. Это связывают с тем, что усиленное давление Кремля на большой бизнес начинает негативно сказываться на доверии инвесторов.

Если ранее 'похолодание' в деловой активности ограничивалось рамками фондового рынка, то сегодня оно начинает распространяться и на экономику, поскольку напуганные российские компании сокращают свои капиталовложения.

Замедление темпов роста пришлось на момент времени, когда цены на нефть, главный экспортный товар России, бьют все рекорды. Однако большую часть доходов от этого 'дара небес' государство откладывает на 'черный день' или использует для выплаты внешнего долга. На развитие экономики средства выделяются очень небольшие.

Снижение объемов инвестиций более всего заметно в самой нефтедобывающей отрасли. В последние годы российские нефтяные компании были главным двигателем экономического развития - благодаря наращиванию объемов нефтедобычи обеспечивалась четверть экономического прироста в стране. Однако с января по октябрь они сократили капиталовложения на 20 процентов. Данный показатель, по словам министра экономики Германа Грефа, является 'крайне тревожным'. В результате рост объемов нефтедобычи также пошел вниз: если в июне он составлял 9,5 процента, то в октябре всего 7.

Когда нефтяные компании нажали на тормоза, замедление испытали и другие отрасли экономики. Покупательный индекс московского "Народного Банка" уже пятый месяц снижается, и к ноябрю он достиг самой низкой отметки с 1998 года, когда Россия испытала финансовый кризис.

'Эта тот самый результат, которого многие опасались, это эффект воздействия дела ЮКОСа на реальную экономику', - говорит Кристофер Грэнвилль из московской инвестиционной компании 'Объединенная Финансовая Группа', имея в виду дело об уклонении от уплаты налогов и мошенничестве, которое было возбуждено против крупнейшей российской нефтяной компании ЮКОС и ее основателя Михаила Ходорковского.

Государственные представители заявляют, что негативное влияние на планы отрасли по увеличению объемов производства оказало сочетание высоких налогов, почти все поступления от которых идут государству, и нехватка экспортных нефтепроводов, которая заставляет экспортировать нефть дорогим железнодорожным и морским транспортом.

По словам официальных представителей, дело ЮКОСа оказало свое влияние и на другие секторы экономики, приведя к снижению деловой активности и утечке капитала за рубеж. В последние несколько лет российская экономика испытывала периоды снижения роста производства, однако, по словам экономистов, нынешнее падение темпов развития может быть более продолжительным, нежели предыдущие.

В пятницу министерство экономики и торговли снизило цифру своего прогноза экономического роста на 2005 год на половину процента - до 5,8%. Министры также подправили прогноз экономического роста на текущий год до 6,8 процента. В прошлом году он составлял 7,3 процента.

Заместитель министра экономики Андрей Шаронов отмечает, что если налоговые органы сохранят свое агрессивное отношение к бизнесу, темпы экономического развития в 2005 году могут упасть до 3-4 процентов. 'Создается такая атмосфера, в которой люди заведомо считаются виновными, - заявил он в пятницу на пресс-конференции. - Сейчас каждый ожидает, что в список внесут его, его партнера, конкурента или соседа'. По его словам, люди прячут деньги вместо того, чтобы инвестировать их.

Шаронов один из нескольких известных либералов, вслух выразивших свою обеспокоенность тем, какое воздействие на экономику России оказывает дело ЮКОСа и активность налоговых инспекторов. Похоже на то, что своими действиями они подталкивают Путина к тому, чтобы он умерил пыл налоговиков и запустил в действие застопоренный механизм экономического реформирования, в том числе либерализации сектора электроэнергетики, реформ слабой банковской системы страны, и в целом прекратил вмешательство государства в дела бизнеса.

Эти либеральные экономисты отмечают, что доходы от продажи нефти могут обеспечить экономический рост только в том случае, если у вас есть экономика, способная заставить эти деньги работать. Россия не смогла диверсифицировать свою экономику, уйдя от одностороннего развития отраслей нефте- и газодобычи, а значительную часть бизнеса душит своей мощной хваткой бюрократическое вмешательство.

Есть и другие причины, не относящиеся к делу ЮКОСА. Российские производители получили большой стимул, когда в 1998 году произошла девальвация рубля. Однако огромный приток за последние несколько лет доходов от продажи нефти в твердой валюте поднял стоимость рубля, привел к увеличению цен, в том числе на топливо, и снизил конкурентоспособность промышленности на мировом рынке. По мере увеличения доходов россияне все больше приобретают импортные товары, которые дороже, но обладают более высоким качеством, нежели их российские аналоги. За период с января по ноябрь по сравнению с тем же периодом прошлого года импорт из стран, не входящих в Содружество Независимых Государств (к нему относятся бывшие советские республики), вырос на 30 процентов.

Устойчивое снижение темпов роста может стать политической головной болью для Путина, который создал себе имя и популярность на выводе России из кризиса 1998 года и отдал распоряжение правительству удвоить за десятилетие ВВП. Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы ежегодно темпы роста экономики составляли более семи процентов, однако пока цифры не утешают.

Уже появились первые признаки недовольства среди населения, все еще испытывающего шок от страшных террористических актов. В ходе социологического опроса, проведенного в прошлом месяце Левада-Центром, 51 процент из 2 100 респондентов заявил, что страна движется в неправильном направлении, а 75 процентов отметили, что недовольны экономической политикой.