13 декабря 2004 года. Под нижеприведенной статьей поставили свои подписи Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright), государственный секретарь в администрации Клинтона (Clinton), и семеро бывших министров иностранных дел: Робин Кук (Robin Cook) из Великобритании, Юбер Ведрин (Hubert Vedrine) из Франции, Ламберто Дини (Lamberto Dini) из Италии, Ллойд Эксуорти (Lloyd Axworthy) из Канады, Нильс Хельвег Петерсен (Niels Helveg Petersen) из Дании, Ана Паласьо (Ana Palacio) из Испании и Джозиас ван Аартсен (Jozias van Aartsen) из Нидерландов.
На этой неделе министры иностранных дел Франции, Германии и Великобритании встречаются с верховным переговорщиком Ирана по вопросам атомной энергии, что станет моментом огромной важности. Соединенные Штаты на этой встрече представлены не будут, но те слабо уловимые сигналы, которые они пошлют с расстояния, окажут огромное влияние на исход встречи. Некоторые полагают, что Вашингтон ожидает и, быть может, даже надеется на то, что эти переговоры закончатся полным крахом. Но, если США и Европа хотят преуспеть в деле предотвращения попадания ядерного оружия в руки радикального режима, нужны гораздо более тесное сотрудничество и новые подходы по обе стороны Атлантики.
Мы являемся группой бывших министров иностранных дел из Европы, Канады и США, которых очень тревожит нынешнее состояние трансатлантических отношений и тот эффект, который оно оказывает на нашу способность совместно реагировать на целый ряд глобальных вызовов. Конкретным примером этого является необходимость обуздать ядерные амбиции Ирана. Мы несколько раз встречались под эгидой Института Аспена, чтобы обсудить, почему привычки сотрудничества уступают место психологии соперничества и напряженности в отношениях. Мы считаем, что подлинное трансатлантическое сотрудничество является единственно возможным путем к жизнеспособным решениям.
Как результат работы министров иностранных дел Великобритании, Франции и Германии, иранцы в прошлом месяце согласились приостановить свои ядерные программы, покуда идут переговоры об экономическом и техническом сотрудничестве. Это соглашение отражает определенный прогресс, но оно не станет успешным до тех пор, когда Иран навсегда прекратит любые попытки приобрести способность производства ядерного оружия. Как люди, по собственному опыту знающие, как нужно балансировать "морковку и палку" в деликатных и серьезных переговорах такого рода, мы предлагаем следующие идеи с целью добиться от иранцев полного сотрудничества.
Первое, США и Европа должны четко понимать свою коллективную цель. Иранцы сделали раскол атлантического партнерства своим modus operandi, надеясь, что разногласия между США и Европой позволят им получить время для продвижения по пути создания ядерного оружия до точки, откуда нет возврата. Для того чтобы противодействовать такой стратегии, европейские и американские политики должны неоднократно и совместно доказывать, что они стремятся принудить Иран соблюдать его обязательства по Договору о нераспространении ядерного оружия и воздерживаться от создания собственного ядерного оружия. Одновременно главы государств Америки и Европы должны подчеркивать, что Запад не стремится лишить Иран права на осуществление мирной программы в области атомной энергетики (при соответствующих гарантиях).
Второе, основные поставщики атомных технологий (Россия, США и Европа) должны дать твердую гарантию на поставки свежего топлива для реакторов атомных электростанций и вывоз из страны отработанного топлива в обмен на согласие Ирана навсегда отказаться от приобретения собственных возможностей по осуществлению ядерного цикла, включая обогащение, переработку, преобразование урана и производство тяжелой воды.
Третье, администрации Буша-младшего (George W. Bush) следует поддержать недавнее соглашение трех европейских стран с Ираном как первый важный шаг. Хотя сегодня не ясно, приостановит ли достигнутое соглашение когда-нибудь ядерные амбиции Ирана, лишь единый подход позволит Европе и США это выяснить. Вашингтону следует всем сердцем поддержать эти дипломатические усилия и изучить возможность коммерческих и дипломатических шагов в отношениях с Ираном. В последние два десятилетия политическое руководство этой страны и ее культура резко изменились и стали куда более сложными, чем думают многие. Понимание разнообразных политических сил внутри Ирана и их мотиваций требует, чтобы США выступили инициатором прямого взаимодействия. Это позволит получить прямые выгоды для США, поскольку разногласия в атомном вопросе не должны, например, мешать сотрудничеству в таких вопросах, как борьба с незаконным оборотом наркотиков, Ирак, борьба против терроризма и мир на Ближнем Востоке.
Если американцем нужно усилить свою поддержку дипломатических усилий, то европейцы должны доказать иранцам, что будут серьезные политические и экономические последствия, если Иран не откажется от варианта обладания ядерным оружием. В случае неудачи дипломатии, если Иран решит не отказываться от своих попыток создать ядерное оружие, европейцам следует быть готовыми к альтернативным действиям, включая обращение в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН); кроме того, они должны постоянно подчеркивать свою готовность действовать. Трансатлантическому сообществу не следует стремиться к конфронтации с Ираном, однако мы не должны бояться такой конфронтации, если она потребуется, чтобы помешать еще одной программе разработки ядерного оружия на и так уже взрывоопасном Ближнем Востоке.
Интересам каждой страны отвечает договоренность, дающая Ирану гражданскую программу в области атомной энергетики, которая, как он заявляет, ему нужна, а международному сообществу - нужные ему гарантии. Вместе при достаточном терпении и решимости Европа и Америка должны прилагать все усилия для того, чтобы достичь такого результата и стоять вместе также в том случае, если их усилия окончатся неудачей.