Сергиев Посад, маленький город с сорокатысячным населением, находится в 70 километрах к северу от Москвы. Он раскинулся на холмистой местности вокруг Троице-Сергиевой Лавры, основанной святым Сергием, отпрыском ростовских дворян, в 1337 г. Кто приезжает сюда, попадает в сердце русской православной церкви.
Здесь в XIX в. творил Андрей Рублев, здесь он написал свою знаменитую икону - 'Святая животворящая троица'. Здесь находится самая высокая в России 90-метровая колокольня. Здесь у царя были собственные покои. В центре Лавры, словно на сказочных кулисах, сверкают на небе пять куполов Собора Успения Богородицы: четыре из них синие, усыпанные золотыми звездами, пятый купол, залитый золотом, будто соревнуется с зимним солнцем.
Выпал первый снег. Рясы монахов, монашек и священников, во множестве спешащих по территории монастыря среди такого же множества посетителей, еще больше выделяются на его фоне.
Один из них, отец Савва, монастырский священник, живет здесь с 18 лет. Сегодня ему 31 год. Отец Савва приехал сюда из Липецка, города в центре России. Свое призвание, которое он почувствовал в 80-е годы, он воспринимает, как и прежде, как 'непостижимую тайну, завладевшую им и неожиданно все изменившую'. Для его семьи и друзей, которые были неверующими, это был шок: 'Но никто не захотел встать на моем пути'. Сегодня вся семья ходит в церковь.
После окончания семинарии и Православной академии в 1999 г. он был посвящен в монахи. Тем самым он стал относиться к 'черным' священнослужителям, в отличие от 'белых'. Отец Савва может подниматься по иерархической лестнице, 'белые' же священники имеют право 'лишь' жениться. На вопрос, как он оценивает возрождение своей церкви, он начинает с радостью рассказывать о строительстве новых церквей, о возвращении старых, основании монастырей и академий. Но главное, как он считает, это отсутствие угнетения христиан.
История гонений на христиан омрачает и современную церковь. Преследование во времена коммунизма не дает восполнить потери: 'Исчезли традиции. Многие из тех, кто сегодня ходят в церкви, уже не понимают суть веры'.
А суть ее состоит в том, что церковь помогает людям различать между добром и злом. А что же делает для этого священник-монах? 'Постоянное богослужение, - говорит отец Савва - провожу службы, принимаю исповеди, молюсь. Молитва - это главная задача. Бог радикально открывает нам глаза, и поэтому монах переживает трагедию мира намного интенсивнее. Его молитва - это помощь миру. Мир существует только благодаря молитвам монахов. Поэтому он не рушится'. Но монах может делать это, потому что отходит от мирской жизни: 'Если монах вкладывает слишком много сил во внешние события, то уже необходимой чистоты молитвы не будет'.
В России снова верят. Усердно и открыто - в бога. В партию почти уже никто не верит. Партия умерла. Бог торжествует: в возрожденных монастырях и в восстановленных церквях, на церковных богослужениях, в растущем потоке паломников и наплыве учащихся в семинарии, в государственных указах и частных праздниках.
Новая старая вера является в то же время опорой для общества, переживающего глубокий духовный кризис, общества, которое две трети столетия ставило превыше всего такие имена, как Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин, заменив ими бога только для того, чтобы испытать чудовищную катастрофу. Для Ленина, основателя Советского Союза, 'всякая защита идеи бога была защитой реакции', как он писал в 1913 г. в письме к Максиму Горькому. А реакцию следовало уничтожить.
Среди первых жертв наряду с дворянством и буржуазией были, прежде всего, священники, монахини, епископы, митрополиты и патриархи русской православной церкви. Только в течение первого года революции погибли 4 епископа и сотни монахов, священников и верующих. Согласно тайной статистике ЧК жертв насчитывалось почти 1000. Гонения закончились только с наступлением эпохи Горбачева.
В 2004 г. преследование - это уже история. Оно не забыто, но все же прошло: 'Сейчас мы делаем то, что делали тысячу лет', - говорит 52-летний Сергей Житенев, историк, педагог и генеральный директор Центра паломничества Московской Патриархии. Он расположен в неказистой гостинице 'Университетская' на Мичуринском проспекте и предоставляет для паломников простое прибежище: 'За 70 лет советской власти паломничество не умерло. Поэтому нам не нужна никакая программа, никакая искусственная схема. Все зависит от самих верующих'.
Центр не только принимает паломников, но и организует поездки в целях паломничества, главным образом в Израиль, Святую Землю. 'Паломнические поездки, - рассказывает генеральный директор, - в православной вере считаются подвигами'. Паломническое движение в стране насчитывает сейчас почти два миллиона человек и располагает собственным журналом 'Православный паломник'. Из 145 миллионов человек в России почти 80 процентов воспитаны в православной традиции. Даже президенты Ельцин и Путин уже принимали участие в паломнических мероприятиях. Ельцин часами стоял на богослужении, ходил и на исповедь.
Хотя по-настоящему верующими сейчас можно считать лишь 15 процентов населения, но число их растет. В советские времена их насчитывался всего 1 процент. Особенно велико обращение к религии среди молодежи. 40 процентов верующих составляют в настоящее время люди моложе 30 лет.
Генеральный директор Центра паломничества знает, о чем говорит. Еще 14 лет назад он сидел вместе с Ельциным в Верховном Совете, сегодня он верит в бога и работает ради него. Во время нашей беседы бесшумно и непрестанно скользит вокруг его руки нечто вроде четок; это традиционная 'сердечная молитва' в русской православной церкви.
В 1931 г. Сталин хотел доказать, что историю делает он, и никто иной, на Храме Христа Спасителя. Огромная церковь, расположенная на юго-востоке от Кремля, строилась с 1839 по 1889 г.г. в благодарность за спасение Москвы от Наполеона. Высота ее составляет 103 м, - в свое время она была самым высоким зданием города. На площади в 9 тысяч квадратных метров могли молиться 10 тысяч верующих.
Сталин приказал снести церковь, чтобы возвести на ее месте гигантский дворец Советов высотой в 300 метров, с крыши которого должна была возвышаться к небу 100-метрова статуя Ленина, завершая атеистический триумф. Но проект был приостановлен, от него остался лишь грандиозный котлован, из которого позднее был сделан бассейн, а затем снова засыпан. В середине 90-х годов началось чудо восстановления великолепного Храма Христа Спасителя.
Этот собор, благодаря частным пожертвованиям и бюджетным деньгам, был возведен в точном соответствии с оригиналом. В 2000 г. в присутствии представителей руководства города, государства и церкви, а также руководителей братских церквей из всей Европы его освятил Патриарх Алексий II, резиденция которого с 80-х годов снова находится в московском Свято-Даниловом монастыре. Отсутствующий в облике города в течение 60 лет храм снова вернулся в прежней красе всего за пять лет работы каменщиков, специалистов по бетону и мрамору, архитекторов, иконописцев и ювелиров.
Трудно найти более убедительный символ для возрождения православной церкви России, чем этот собор. Он олицетворяет собой веру, которую отец Савва из Троице-Сергиевой Лавры характеризует без всякой торжественности, но с глубокой уверенностью: 'Мы должны понять, что история творится Богом, а не людьми. А как это происходит, остается его тайной'.