Похоже, что толпы людей на улицах и действия парламента и судебной системы по отстаиванию права на собственную независимость восстановили демократию на Украине. Эти события приближают Украину к Западной Европе и отдаляют ее от России. На этой неделе Евросоюз примет решение относительно начала дискуссий о вступлении в него Турции. Должна ли и Украина быть таким же кандидатом на вступление?
Причина того, что все хотят вступить в ЕС, состоит в успехе его деятельности. В ходе президентских выборов в Румынии в конце прошлой недели каждая партия постаралась изобразить дело так, будто она более других печется о немедленном вступлении в Евросоюз. Марокканцы хотят соединиться мостом с Гибралтаром, чтобы тоже получить право называться европейцами. Что-то странное есть в этой организации, которая вызывает больше энтузиазма у посторонних, нежели у собственных членов. Но причины для этого существуют.
Одно из предназначений ЕС - пожалуй, главное его предназначение - состоит во взаимной поддержке странами-членами свободы и демократии. Но в процессе такой взаимной поддержки слабый получает больше выгод, нежели сильный. Цельность институтов, как и цельность натуры, усиливается или ослабевает в зависимости от того, с кем они взаимодействуют.
На протяжении всего прошлого столетия только три европейских нации были подлинно демократическими и суверенными государствами. Две из них, являющиеся членами ЕС, Британия и Швеция, наиболее скептически относятся к Евросоюзу. Третья, Швейцария, предпочла в него не вступать. Чем сильнее у страны ее собственные государственные институты, тем менее она нуждается в институтах европейских.
Пока Евросоюз довольно успешно действует в отстаивании свободных институтов. В семью мирового сообщества вернулась восстановленная Германия. Средиземноморская экспансия 80-х годов была рискованным предприятием, в ходе которого расчет делался на то, что южные страны смогут интегрироваться в Западную Европу и таким образом обеспечат себе демократию и экономическое развитие. В Испании и Португалии результат превзошел все ожидания. Успехи Греции уступают, но тем не менее, и они впечатляют.
Прием в этом году десяти новых государств является еще более рискованным предприятием. Хотя в совокупности численность населения этих стран не намного больше, чем у средиземноморской группы, разница в уровне жизни здесь существенная. Существует высокая степень вероятности, что по крайней мере одна из этих стран в следующем десятилетии столкнется со значительными экономическими трудностями или с кризисом демократии.
Евросоюз не настолько силен, чтобы легко справляться с такими проблемами. Введение евровалюты и принятие стран-кандидатов показало, что гораздо легче устанавливать правила для тех стран, которые хотят присоединиться, чем для тех, что уже являются членами ЕС. Если бы это было возможно, самым лучшим средством поддержания экономической дисциплины и продвижения либеральных демократических реформ было бы вечно держать на пороге ЕС такие страны, как Турция и Украина, и никогда не пускать их внутрь.
Однако Евросоюз - это не инструмент для вознаграждения за хорошее поведение. По поводу его будущего существует много разных взглядов. Некоторые рассматривают его в качестве чисто экономического союза, другие хотят видеть в нем зародыш федеративного государства. Но даже минималисты признают, что необходима существенная экономическая интеграция.
Товары и услуги должны пересекать границы без всяких формальностей, капитал должен свободно перемещаться, компании должны иметь выбор, в каком районе им вкладывать свои инвестиции и при этом особо не задумываться о национальных границах, люди при наличии вакансий должны иметь возможность работать в других странах-членах ЕС.
Все эти меры по интеграции требуют веры в качество процессов, происходящих в других странах. Товары должны быть именно такими, как их описывают; они должны принадлежать тем, кто обладает на них законными правами; инвестиции требуют защищенных прав собственности. Доступ к общественным услугам, будь то здравоохранение или правосудие, должен быть открыт везде и не отличаться существенно от страны к стране.
Даже малая толика чужеродности мешает экономической интеграции. Немногие соседние страны настолько же похожи, как Канада и США, однако между соседними штатами объем торговли гораздо больше, чем через канадскую границу. Без достаточной схожести институтов экономическая интеграция окажется фальшивкой, а интеграция политическая - воздушным замком.
Членство в Евросоюзе - не вознаграждение. Большинство американцев посчитает нелепым и дерзким предложение о том, что Коста-Рика за ее великолепные успехи в защите демократии, мирном сосуществовании и экономическом развитии должна получить награду в виде принятия в США в качестве 51-го штата. Вместе с тем, многие говорят о расширении Евросоюза именно в рамках такой логики.