Москва, 11 декабря - Татьяна и Алена Морозовы обратились к бывшему сотруднику спецслужб с просьбой представлять их интересы в судебном процессе над двумя подозреваемыми в причастности к перевозке взрывчатых веществ для террористического акта в жилом доме в Москве в 1999 году. В результате этого взрыва погибли десятки людей, в том числе и мать сестер Морозовых. Теперь они пытаются вызволить бывшего разведчика из тюрьмы.
Михаила Трепашкина, работавшего в прошлом и на КГБ, и на ФСБ, в мае приговорили к четырем годам лишения свободы за разглашение государственной тайны в то время, как он вместе с группой либеральных депутатов парламента расследовал обстоятельства этого и двух других терактов, совершенных в том же году в Москве и на юге России. Число жертв этих терактов составило 243 человека.
Взрывы в жилых домах а 1999 году дали повод к началу второй чеченской войны и открыли Владимиру Путину дорогу в высшие эшелоны власти.
Теперь Трепашкина обвиняют еще и в незаконном хранении оружия. За него вступились правозащитники из Фонда гражданских свобод, к которым присоединились сестры Морозовы, недавно иммигрировавшие в США. Основателем фонда является российский олигарх Борис Березовский. Ярый критик Президента Путина, Березовский в настоящее время живет в Лондоне, в добровольной ссылке.
Трепашкин и его адвокаты утверждают, что предъявленные обвинения политически мотивированы, и что пистолет и девять патронов, которые милиция якобы обнаружила у него в автомобиле, были специально туда подложены. По мнению защитников бывшего агента КГБ, возбужденное против него дело обнажает прорехи в российской системе правосудия, и является последним в ряду недавних судебных процессов, бросающих тень на власть.
1 декабря Трепашкин предстал перед судом по обвинению в незаконном хранении оружия. Следующее слушание по делу назначено на среду.
"Никто из свидетелей не предъявил доказательств того, что они действительно видели в машине оружие", - заявила Елена Липцер, один из адвокатов Трепашкина, в телефонном интервью по окончании первого слушания в суде.
Если Трепашкина признают виновным, ему грозит еще четыре года тюрьмы. Александр Гольдфарб, Директор Фонда гражданских свобод, сказал, что считает дело безнадежным - ведь "результат суда предрешен".
"Но мы не пожалеем ни сил, ни средств для того, чтобы Путину эта жертва дорого обошлась, и чтобы весь мир узнал, что за человек сидит в Кремле и как он туда попал", - заверил Гольдфарб.
В распространенном фондом заявлении сестры Морозовы указали, что "представляющий наши интересы Трепашкин защищал пострадавших от террористических актов. Мы считаем направленные против него меры продолжением террора, а его преследователей - людьми, преступившими границы цивилизованного мира".
Многие критики Путина говорят, что проведенное Трепашкиным расследование подтвердило их подозрения, что Федеральная служба безопасности имеет непосредственное отношение к организации взрывов в Москве.
Сестры Морозовы попросили бывшего разведчика представлять их в Московском городском суде на процессе против двух исполнителей, но Трепашкина арестовали еще до начала судебного разбирательства.
В мае военный трибунал признал его виновным в разглашении государственной тайны, связанной с его работой в спецслужбах задолго до того, как были совершены теракты, а также в незаконном хранении оружия.
Г-жа Липцер представляет в суде и Платона Лебедева, являющегося компаньоном Михаила Ходорковского, основателя российского нефтяного гиганта "Юкос". Обоих сейчас судят за неуплату налогов, мошенничество и хищение в особо крупных размерах. Многие считают дело "Юкоса" политически мотивированным.
По мнению адвоката, власти сфабриковали обвинения против своих открытых оппонентов. "Это показывает, что система пытается от них избавиться", - заявила она.