Администрация Буша начинает масштабный пересмотр политики в отношениях с Россией, который может привести к усилению конфронтации с Москвой из-за ее обращения с соседними странами и собственными гражданами, говорят американские чиновники.
На протяжении последних четырех лет администрация воздерживалась от критики российского подхода к демократическим ценностям, поскольку Вашингтон пытался выстроить с Москвой 'стратегическое партнерство' для борьбы с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения.
Но позиция команды Буша начала вызывать все большие сомнения, в том числе, внутри самой администрации.
После переизбрания на второй срок президент России Владимир Путин урезал свободу прессы и начал наступление на политических оппонентов внутри страны, одновременно действуя против прозападных сил в соседних странах, таких, как Украина, Грузия и Молдавия.
Вопросы о политике США приобрели особую актуальность за прошедшие три недели, когда Америка и Россия столкнулись из-за президентских выборов на Украине. Вашингтон и Евросоюз отказались признать результаты, назвав их фальсифицированными, и после массовых протестов дело было передано в Верховный суд страны, который отменил победу поддерживаемого Москвой кандидата.
Такой исход наводит на мысль о том, что более агрессивная политика США может помочь демократическим силам во всем регионе.
'Нужно сказать, что готовясь ко второму сроку, мы переоцениваем эти отношения', - рассказал американский чиновник, пожелавший остаться неназванным.
По его словам, ключевой вопрос заключается в том, достигла ли Москва своим вмешательством в украинские выборы, той точки, когда администрация будет вынуждена задуматься о более активной позиции.
На прошлой неделе Госсекретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) высказался более резко, выразив обеспокоенность 'событиями в России... влияющими на свободу прессы и верховенство закона'.
Чиновник, однако, предостерег от прогнозов относительно исхода пересмотра политики, указав на возможные аргументы в пользу того, что наиболее эффективный способ продвижения демократии в России - это тесное партнерство, которое поможет применять 'постоянное, неизменное и осторожное давление'.
Нынешнюю политику США в отношении России поддерживают ключевые фигуры администрации, включая советника по национальной безопасности Кондолизу Райс (Condoleezza Rice), которая в январе должна занять пост госсекретаря.
Будучи экспертом по России, Райс считается изначальным приверженцем 'реалистического' подхода к Москве, который ставит национальные интересы выше долгосрочных альянсов. Она помогла убедить президента Буша занять эту позицию в самом начале его первого срока.
Однако некоторые чиновники из ближайшего окружения Буша заявляют, что США должны веско выступить в защиту демократических ценностей в России и окружающем ее регионе.
В последние месяцы Путин подвергся критике за проведение быстрых мер по консолидации власти, включая отмену региональных выборов, ограничение свободы прессы и прав личности. Кроме того, американские чиновники обеспокоены тем, что Путин скрытно восстанавливает влияние России над бывшими советскими республиками.
Среди членов администрации Буша старший директор по Европе и Евразии Национального совета безопасности Дэниэл Фрид (Daniel Fried), по словам аналитиков, полагает, что США должны бороться за демократические ценности в регионе. Фрид считается одним из основных кандидатов на пост замместителя госсекретаря по Европе и Евразии, и его назначение может стать важным сигналом нового подхода к политике в отношении России, говорят наблюдатели.
Старшие советники вице-президента Дика Чейни (Dick Cheney), например, советник по внешней политике Виктория Нулэнд (Victoria Nuland), также выступают за более жесткую поддержку демократическим ценностям в регионе, указывают обозреватели. Белому дому, по их мнению, все сложнее игнорировать действия России в сфере прав человека, поскольку Буш провозгласил распространение демократии одной из своих главных задач.
Майкл Макфол (Michael McFaul), эксперт по России института Гувера Стэнфордского университета, считает, что подход США к ситуации на Украине продемонстрировал изменения в официальной позиции по сравнению с началом первого срока Буша.
Во время выборного кризиса на Украине американские чиновники действовали по принципу 'если твердо проводить свою линию, делать принципиальные заявления и помогать оппозиции, можно добиться перемен', говорит он. 'Это совсем не то мнение, которое звучало здесь во [внутренних] дебатах три года назад'.
Хотя Буш начал президентство, не планируя активных действий в регионе, в конце концов, ему, возможно, достанется эта роль, указывает Макфол.
'Будет интересно посмотреть, будет ли такой подход во втором сроке применяться к регионам, к которым он не применялся в первом', - добавил он.
По словам эксперта, Белый дом вынужден пересмотреть свою политику частично потому, что Путин зашел так далеко, пытаясь восстановить влияние Москвы на Украину.
'Если бы Путин был вежливым, квази-автократичным союзником в войне с терроризмом, ни у кого не было бы возможности переоценивать политику... Но его экстремальная политика на Украине сильно осложнила попытки притвориться, что он наш союзник', - указал Макфол.
Еще одной причиной для пересмотра политики может быть то, что союз с Москвой принес разочарование другим американским департаментам.
Россия сыграла лишь незначительную роль в попытках США добиться отказа Северной Кореи от ядерной программы и, несмотря на обеспокоенность Вашингтона, продолжила строительство ядерного комплекса в Иране.
Кроме того, Москва оказалась менее полезной, чем ожидалось, в контртеррористической деятельности, а надежды США на совместные энергетические проекты не оправдались из-за шагов России по ренационализации энергетического сектора, указывают аналитики.
'Хотя отношения между президентом Бушем и президентом Владимиром Путиным были теплыми, ожидания полуальянса не оправдались', - написал Стивен Сестанович (Stephen Sestanovic), старший посол США в бывшие советские республики при президенте Клинтоне, в докладе для Совета по иностранным отношениям в прошлом месяце.
Сотрудник администрации сообщил, что при пересмотре политики важным вопросом станет, не движется ли сама Москва, раздраженная тем, что она считает вмешательством США в дела ее вотчины, к более жесткой позиции в отношении Вашингтона. Он отметил, что в нескольких выступлениях за последние дни Путин, очевидно уязвленный поражением своего союзника на Украине, выступил с резкой критикой Соединенных Штатов.
Несмотря на признаки перемен в подходе США, многие эксперты не решаются предсказать, выберет ли администрация Буша новую смелую политику, которая может поставить под угрозу отношения с Россией. Москва по-прежнему может многое предложить в качестве союзника, отмечают они, а в случае охлаждения может серьезно навредить планам США на Ближнем Востоке и в других регионах.
Джеймс Голдгейер (James M. Goldgeier), бывший при Клинтоне членом Совета по национальной безопасности, указывает, что хотя выступления США становятся все более прямолинейными, с наиболее резкой критикой России выступил Пауэлл.
Госсекретарь открыто выражал свою позицию в течение некоторого времени, тогда как Буш занял более примиренческую позицию, отметил эксперт, добавив, что жесткие заявления президента и Райс стали бы более явным признаком перемен.
Разделение труда между Пауэллом и Бушем означает, что 'те, кто хотят жестких заявлений, могут их получить', говорит Голдгейер, ныне работающий в университете Вашингтона. 'А русские могут утешать себя тем, что 'это всего лишь Пауэлл, так что можно не беспокоиться''.