Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Новые эксклюзивные изделия позволяют сверхбогачам выделиться из 'толпы'

Новый вид соперничества: 'у кого яхта больше'; в ожидании 'Майбаха'; в лучших традициях Людовика XIV

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бум на рынке предметов роскоши связан с быстрым ростом личных состояний. Согласно еще одному исследованию 'Capgemini' и 'Merrill', совокупное богатство всех миллионеров мира увеличилось с 26 триллионов долларов в 2001 г. до 28,8 триллионов на конец 2003 г. Это превышает годовой ВВП США, Японии, Германии, Франции и Великобритании вместе взятых. Особенно хорошо в последнее время, судя по всему, идут дела у 'высшего эшелона' этой прослойки.

Форт-Лодердэйл (Флорида) - Плавая по морям на стофутовой яхте, Дон Уэстон (Don Weston) чувствовал себя 'избранным'. Однако недавно, оказавшись в Форт-Лодердэйле на Международном салоне яхт, бывший бизнесмен из Цинциннати, выйдя на верхнюю палубу, ощутил себя Гулливером в стране великанов.

Рядом с его кораблем бросила якорь 'Corrie Lynn', 130-футовая крейсерская яхта с гигантской джакузи, пятью каютами, выдвижными телевизорами с плазменными экранами и двумя моторными лодками для катания на водных лыжах. Чуть в стороне располагалась 197-футовая 'Alfa Four', с собственным спортзалом, бассейном и вертолетной площадкой. Однако гвоздем салона стала новая яхта миллиардера Пола Аллена (Paul Allen) 'Octopus' - 400 с лишним футов в длину, оснащенная баскетбольной площадкой, студией звукозаписи и даже мини-подлодкой. Но и ее 'переплюнет' яхта, которая сейчас строится в Дубае для клиента из Саудовской Аравии. Имея более 500 футов в длину, она сравнима по размерам с небольшим круизным лайнером.

'Я думал, у меня большая яхта, - вздыхает г-н Уэстон. - Но по сравнению с этими она - просто ялик. Каких же размеров они достигнут, если так пойдет дальше?'

Бум в строительстве яхт стал результатом развернувшейся 'гонки вооружений' между сверхбогачами. Учитывая, что количество миллионеров в США уже превысило 2 миллиона, богачам становится все труднее 'выделиться из толпы'. Для этого многие из них приобретают эксклюзивные 'предметы роскоши'. Совместными усилиями сверхбогачей и обслуживающих их компаний сегодня возникает целая категория товаров высшего класса, недоступных по цене 'простому' миллионеру.

С середины 1990х средняя длина 'мегаяхт' увеличилась с 80-110 до 150 футов. С 1997 г. объем рынка роскошных яхт увеличился в три с лишним раза, а стоимость некоторых таких судов значительно превышает 100 миллионов долларов. Сейчас строятся десятки яхт длиной более 200 футов.

В конце 1990х самым дорогим 'Мерседесом' была модель CL 600 (ее цена равнялась примерно 100000 долларов). В прошлом году фирма 'Мерседес', входящая в состав концерна 'Daimler Chrysler AG' представила покупателям 'Майбах-62' стоимостью более 350000 долларов. В этом году в продажу поступила модель SLR по цене более 450000 долларов, и желающие заказать машину уже выстраиваются в очередь. Не отстает и 'Бугатти' - отделение концерна 'Volkswagen AG': вскоре они выбросят на рынок спортивный автомобиль стоимостью более миллиона долларов.

Фирмы 'Patek Philippe', 'Rolex' и 'Breguet' предлагают покупателем часы по 200 с лишним тысяч долларов, а изделия, выпускаемые малыми партиями, порой стоят несколько миллионов.

По данным исследования, проведенного 'Merrill Lynch & Co' совместно с консалтинговой фирмой 'Capgemini Group', уровень инфляции на рынке предметов роскоши в прошлом году достиг 7%, вдвое превысив средний показатель по американской экономике. Причем этот рост связан не с 'массовой продукцией' для зажиточной публики вроде женских сумочек, одежды или обуви. Он произошел за счет чрезвычайно дорогих изделий для супербогачей.

Как утверждают специалисты по недвижимости, цены на виллы в Аспене, Мартас Уайнярд, Северной Калифорнии и других элитных районах за последние годы удвоились. Палм-бич превратился в настоящий 'остров миллиардеров': именно там находится поместье, которое финансист Рон Перельман (Ron Perelman) недавно продал за 70 с лишним миллионов долларов.

В этом месяце объем продаж на аукционах современных и послевоенных произведений искусства, проведенных фирмами 'Sotheby's' и 'Christie's' превысил 90 миллионов долларов, причем лишь горстка лотов ушла по цене меньше миллиона. Цены на скаковых лошадей достигли уровня, невиданного с середины 1980х гг.: на недавнем аукционе один жеребец-одногодок был куплен за 8 с лишним миллионов долларов.

Бум на рынке предметов роскоши связан с быстрым ростом личных состояний. Согласно еще одному исследованию 'Capgemini' и 'Merrill', совокупное богатство всех миллионеров мира увеличилось с 26 триллионов долларов в 2001 г. до 28,8 триллионов на конец 2003 г. Это превышает годовой ВВП США, Японии, Германии, Франции и Великобритании вместе взятых. Особенно хорошо в последнее время, судя по всему, идут дела у 'высшего эшелона' этой прослойки. По данным тех же 'Capgemini' и 'Merrill', общий объем личных состояний североамериканцев, владеющих финансовыми активами на 30 и более миллионов долларов - только в ценных бумагах, без учета недвижимости - в 2003 г. вырос на 45%, составив 3,04 триллиона долларов против 2,1 триллиона в 2002 г.

В качестве объяснений этого увеличения приводятся такие факторы, как почти беспрерывный десятилетний рост на биржах, резкое повышение сумм вознаграждений высокопоставленным менеджерам и стоимости недвижимости, а также снижение налогов для богачей. Кроме того, все больше предпринимателей, вставших у руля семейного бизнеса после второй мировой войны, вынуждены распродавать свои активы из-за процессов укрупнения в промышленности, порождая то, что на жаргоне банкиров называется 'крупными событиями в сфере ликвидности'. Нынешние мультимиллионеры моложе богачей прошлого, сколачивают состояния гораздо быстрее, и готовы швыряться деньгами на 'статусные' товары, чтобы выделиться из общей массы зажиточных людей.

Эдвард Н. Вулф (Edward N. Wolff), профессор экономики из Нью-йоркского университета, специализирующийся на изучении класса богачей, уподобляет нынешних 'транжир' придворным Людовика XIV, правившего Францией с 1643 по 1715 г. Чтобы обеспечить лояльность дворянства, Людовик постоянно повышал 'входную плату' за право находиться вблизи его особы, требуя от придворных одеваться все дороже и содержать все более роскошные особняки. Нужда в средствах ставила дворян в еще большую зависимость от королевских милостей и просто не оставляла им денег на содержание собственных воинских формирований.

Сегодня, по словам г-на Вулфа, 'планку', дающую право считаться 'верхушкой' повышают сами богачи. 'Чтобы поддерживать свой статус, они вынуждены соперничать в области потребления предметов роскоши, - утверждает г-н Вулф. - Сам факт, что эта группа способна платить за них такие деньги, превращается в индикатор ее социального положения'.

Из всех этих ненужных приобретений труднее всего оправдать покупку яхт. Владелец яхты - под ней обычно понимают судно длиной свыше 85 футов, принадлежащее частному лицу - редко пользуется ей больше одного-двух месяцев в год. Ее содержание обходится в несколько миллионов долларов ежегодно, а через три-четыре года коммерческая стоимость яхты как правило снижается. Одна покраска такого судна может обойтись в 100 с лишним тысяч долларов. Более того, международное морское законодательство запрещает владельцам яхты иметь на борту более 12 человек, включая экипаж, хотя для некоторых крупных яхт это число можно увеличить до 36 человек. Так что в открытом море на яхте нельзя даже устраивать большие вечеринки.

Однако ценность яхты в глазах владельца заключается в том, что она дает ему эксклюзивный статус. Норберто Ферретти (Norberto Ferretti), председатель совета директоров 'Ferretti Group' - одной из крупнейших в мире фирм по строительству яхт - утверждает, что его клиентов привлекают уединенность и свобода, связанные с плаваньем на яхте. Развлекать гостей на яхте 'куда престижнее, чем просто пригласить их к себе на виллу', - утверждает он. А главное, яхта позволяет настоящим богачам избавиться от общества 'просто зажиточных' людей.

'Богач может снять номер-люкс в роскошном отеле за 3000 долларов в сутки, - говорит Ферретти. - Беда в том, что, спустившись на лифте, он оказывается в вестибюле среди тех, кто заплатил за номер в двадцать раз меньше. Это моим клиентам не нравится'.

Но даже яхты превращаются в 'изделие массового производства'. С внедрением более дешевых массовых технологий и композитных материалов для изготовления корпусов фирмы, специализирующиеся на строительстве яхт, получили возможность увеличить объемы производства. По данным журнала для яхтсменов 'ShowBoats International', количество заказанных яхт для 'начинающих' - 80-100 футов длиной - которые будут построены в 2005 г., составляет 257 (в 2001 г. их количество равнялось 139).

Теперь, утверждают кораблестроители, человеку, чтобы почувствовать себя 'на особом положении', необходима яхта длиной не менее 200 футов. Как отмечается в журнале 'Yachts International', на июнь 2004 г. в стадии постройки находилось 35 яхт длиной более 200 футов, причем пять из них превышают 295 футов.

Сегодня самые большие яхты буквально напичканы новыми технологиями и разными 'игрушками'. Благодаря стабилизаторам с компьютерным управлением - которые компенсируют колебания судна с помощью подводных килей или гироскопов - качка на борту мегаяхты совершенно не ощущается, даже когда она стоит на якоре. Стандартными аксессуарами яхты стали высокотехнологичные охранные системы, стереоаппаратура, домашние кинотеатры и бассейны. Большинство из них имеют ангары для небольших катеров, водных мотоциклов, моторных лодок для катания на водных лыжах и др.

В США 'яхтенные войны' начались в 1997 г., когда Лесли Векснер (Leslie Wexner), председатель правления и директор-распорядитель 'Limited Brands Inc.', построил себе корабль под названием 'Limitless' длиной в 315 футов. На отделку яхты пошло 3000 квадратных футов тикового дерева; на ее борту оборудован спортзал.

Вскоре после этого одни из основателей 'Microsoft' Пол Аллен построил 'Grand Bleu' длиной в 354 фута, на борту которой имеется и 72-футовая парусная яхта. Потом он разместил на 'Lurssen' - немецкой фирме, специализирующейся по крупным яхтам - заказ на 415-футовый 'Octopus'. Он должен был стать самой большой яхтой в мире. По словам строителей, 'Octopus', переданный владельцу в прошлом году, имеет 59-футовый быстроходный катер, мини-подлодку, бассейн и студию звукозаписи. Вертолетная площадка, расположенная на корме, на главной палубе, может использоваться и для игры в баскетбол. Люди, знающие об этой яхте не понаслышке, утверждают, что ее постройка стоила более 250 миллионов долларов, а содержание обойдется в 10 с лишним миллионов долларов в год.

Когда 'Octopus' еще строился, Ларри Эллисон (Larry Ellison), глава сверхконкурентоспособной 'Oracle Corp' и заядлый яхтсмен, тоже заказал себе 'суперкорабль'. Первоначально его длина должна была составить 393 фута. Однако, узнав о строительстве 'Octopus', г-н Эллисон распорядился увеличить размеры своей яхты. В результате этой осенью на воду был спущен 425-футовый колосс под названием 'Rising Sun', и г-н Эллисон, по крайней мере на время, стал 'царем горы'. По словам людей, знакомых с этим проектом, стоимость яхты превышает 200 миллионов долларов. Как г-н Аллен, так и г-н Эллисон отказываются давать любые комментарии по поводу своих яхт.

В настоящее время, как утверждают кораблестроители и торговые агенты, одна семья из Саудовской Аравии заказала еще более крупный корабль. Длина яхты, получившей название 'Platinum', должна составить около 525 футов. Как ожидается, весной она будет спущена на воду.

Заказанные яхты по своим размерам уже превышают возможности строительных фирм. До недавнего времени стапели 'Azimut-Benetti SpA', крупнейшей фирмы мира в этом классе, позволяли ей строить лишь яхты длиной до 230 футов. Однако в условиях повышенного спроса на более крупные суда, в прошлом месяце фирма объявила о создании совместного предприятия с 'Fincantieri SpA', компанией, специализирующейся на сооружении круизных теплоходов, что позволит ей создавать мегаяхты нового поколения.

По словам председателя правления 'Azimut-Benetti' Паоло Вителли (Paolo Vitelli), один клиент, заказавший им яхту, обнаружил, что его конкурент по бизнесу строит судно покрупнее. 'Он попросил нас сделать его яхту на метр длиннее, чем у конкурента', - рассказывает г-н Вителли.

Спрос настолько велик, что некоторые кораблестроительные фирмы принимают заказы только на 2006 г. Поскольку на постройку яхты уходит два-три года, заказанные сегодня суда владельцы получат лишь в 2008 или 2009 г. Покупателям, желающим приобрести яхту немедленно, приходится платить значительную надбавку, чтобы получить только что законченное судно.

Как-то утром, на недавнем салоне яхт в Форт-Лодердэйле, Дон Дэвис (Don Davis) поднялся на борт 'Regency' - своей новой 142-футовой трехпалубной моторной яхты. Одно нажатие кнопки - и распахнулись раздвижные стеклянные двери обширной гостиной. Ковер на полу, по словам членов команды, соткан вручную в Китае из шерсти и шелка. Ванные комнаты отделаны итальянским мрамором, а стены кают - африканским деревом макоре.

Главная лестница из кованого железа и дерева имеет три пролета. Чуть ли не все комнаты оборудованы выдвижными плазменными телеэкранами, колонками объемного звука, аудиосистемами и усилителями. Г-н Дэвис лично разработал эмблему корабля в виде буквы 'Х' - она украшен ковер в столовой и фарфоровую посуду. Только заправка судна топливом обходится в 12000 долларов.

Г-н Дэвис - бизнесмен из Техаса, занимающийся недвижимостью и торговлей автомобилями - продает 'Regency', чтобы построить новую яхту, возможно еще большего размера. Он назначил стартовую цену в 18,5 миллионов долларов, и уже получил пять предложений от потенциальных покупателей.

Впрочем, соревнование 'у кого яхта больше', возможно, уже достигло апогея. Быстрый рост количества крупных яхт привел к дефициту якорных стоянок для этих судов по всему миру. Суда свыше 300 футов длиной слишком велики для размещения у большинства пристаней для яхт, и им приходится стоять на рейде или причаливать к терминалам для круизных кораблей. Кроме того, по словам кораблестроителей, строительство многих яхт-гигантов сопровождалось превышением бюджета и проблемами с качеством.

'Один человек, только что купивший огромную яхту, пришел ко мне, желая ее продать, - рассказывает Хенк де Фриз (Henk de Vries), директор-распорядитель голландской фирмы 'Feadship', специализирующейся на строительстве яхт. - Он сказал, что, когда стоит на палубе, у него нет ощущения, что он вообще находится на воде'.