Вашингтон, 14 декабря 2004 года. Сейчас, когда на Украине ширятся спекулятивные рассуждения о том, кто стоял за таинственным отравлением диоксином кандидата в президенты Виктора Ющенко, использование ядов как зловещего инструмента государственного управления снова привлекло внимание общественности в этой бывшей советской республике. Некоторые бывшие офицеры российских органов безопасности утверждают, что яды никогда не пропадали из арсеналов спецслужб.
В прошедшем десятилетии было несколько случаев, когда преемников КГБ в России и в других странах, когда-то входивших в сферу советского влияния, подозревали в том, что они давали психотропные препараты или яды известным критикам режима. И хотя власти раз за разом отрицали, что отдавали распоряжения о проведении акций такого рода, бывшие сотрудники разведки говорят, что находят многие обвинения заслуживающими доверия.
"Внутри ведомства превалировало мнение, что яд - всего лишь оружие, как и пистолет, - сказал Александр Литвиненко, который служил в КГБ и в ставшей его преемницей в России Федеральной службе безопасности (ФСБ) в период с 1988 по 1999 год, а сегодня проживает в Лондоне. - На Западе так не считают, однако у нас полагали, что это обыкновенный инструмент".
Г-н Литвиненко сказал, что одна секретная лаборатория КГБ в Москве, которая все еще действует в составе ФСБ, специализируется на изучении ядов.
Анализируя дело г-на Ющенко, бывший генерал КГБ Олег Калугин, который сегодня проживает в пригороде Вашингтона, сказал, что все выглядит "определенно, как попытка устранить его с политической арены".
Г-н Калугин высказывает свое мнение, основанное на необычайно прямом личном опыте. В 1978 году он передал советским агентам приказ снабдить болгарскую секретную службу подпружиненным зонтом, который позднее был использован для ввода дозы ядовитого вещества рицин, убившего в Лондоне болгарского диссидента Георгия Маркова.
Г-н Литвиненко и г-н Калугин оба сказали, что, по их мнению, г-н Ющенко был отравлен с помощью украинской секретной службы, которая поддерживает тесные связи с ФСБ, и что они подозревают, что к этому инциденту, возможно, имели отношение даже российские спецслужбы. Г-н Ющенко почувствовал себя плохо после того, как 5 сентября отобедал с руководителем службы безопасности Украины генералом Игорем Смешко.
Российские и украинские власти возмущенно отрицают свою причастность к данному инциденту. В Вашингтоне пресс-секретарь российского посольства Евгений Хоришко сказал: "Нет никаких доказательств в пользу подобных утверждений".
Обосновывая свое мнение, г-н Литвиненко и г-н Калугин описали несколько имевших место в последние годы случаев, когда российские власти оказывались под подозрением в том, что они травят людей психотропными препаратами или ядами.
В 1995 году российский банкир Иван Кивелиди и его секретарь умерли после того, как воспользовались телефоном, который по всей вероятности, был смазан ядом. В 2002 году один саудовский боевик по кличке Хаттаб, который сражался против российских войск в рядах чеченских повстанцев, умер после того, как открыл отравленное письмо. А бывший спикер российского парламента Иван Рыбкин, который во время своей гонки за президентство с действующим президентом Владимиром Путиным внезапно на несколько дней исчез, позднее обвинил ФСБ в том, что те накачали его наркотиком.
Первого сентября известная российская журналистка Анна Политковская потеряла сознание после того, как попила чаю на борту самолета, который выполнял рейс в Беслан на Кавказе, где боевики захватили школу. Этот случай привлек пристальное внимание СМИ в России и Великобритании. Позднее она сказала, что, по ее мнению, агенты ФСБ в самолете отравили ее чай. Когда она пришла в себя в больнице, написала она в газете " The Guardian", медсестра шепнула ей: "Дорогая, они пытались тебя отравить".
Есть, разумеется, и другие теории относительно того, кто стоял за болезнью г-на Ющенко. Мильтон Ляйтенберг (Milton Leitenberg), специалист по русскому биологическому оружию в Мэрилендском университете, сказал, что, хотя "разведка стоит первой в списке подозреваемых", г-н Ющенко, возможно, был отравлен его политическими противниками или криминальной группировкой.
В субботу врачи в Вене подтвердили, что в организм г-на Ющенко попал диоксин, что привело к серьезным изменениям его кожного покрова. Содержание диоксина в его крови было в 1000 раз выше нормы, сказали врачи. В ответ генеральный прокурор Украины генерал Святослав Пискун объявил, что уголовное дело по факту отравления г-на Ющенко открыто вновь.
Западные специалисты говорят, что обнаружение в организме г-на Ющенко диоксина убедительно доказывает, что он был сознательно отравлен. Диоксины - это название класса химических веществ, которые являются побочным продуктом сжигания отходов от производства пестицидов и от других промышленных процессов.
Аластайр Хей (Alastair Hay), профессор токсикологии окружающей среды в Лидском университете, сказал, что диоксин является маловероятным выбором для убийства, но, если нападавший желал вывести г-на Ющенко из президентской гонки, диоксин, возможно, имел смысл. "Он растворяется в жире, а поэтому требовалось поместить его в жирную среду, такую, как мыло", - сказал д-р Хей.
Бывший российский ученый-диссидент Вил Мирзаянов, который живет в штате Нью-Джерси, сказал, что секретное подразделение Московского химического института многие годы занималось изучением диоксина, разрабатывая дефолианты для военных.
Он сказал, что никогда не слышал, чтобы в бывшем Советском Союзе изучали диоксин для применения в качестве оружия, но д-р Пол Вэкс (Paul M. Wax), вице-президент Американского колледжа медицинской токсикологии, сказал, что на состоявшейся в Волгограде в 2002 году конференции российские ученые ему сказали, что такие исследования проводились.
В последние несколько десятилетий в мире бывали подобные случаи. Против властей Южной Африки было выдвинуто обвинение в том, что они использовали пропитанную органофосфатами одежду, чтобы попытаться отравить активистов борьбы против апартеида. В 1997 году израильские агенты в Лондоне ввели яд руководителю "Хамас" Халеду Мешалу (Khaled Meshal), но позже под давлением мировой общественности снабдили его антидотом, чтобы спасти ему жизнь.
В 1950-1960-х годах в рамках секретной программы армии США, осуществлявшейся совместно с Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) США, создавались образцы оружия для применения с целью убийства не оставляющих следа ядов. Организованные ЦРУ покушения на жизнь премьер-министра Конго Патриса Лумумбы (Patrice Lumumba) и кубинского лидера Фиделя Кастро (Fidel Castro) провалились, но позднее стали известными благодаря деятельности комиссий по расследованию конгресса США.