Представление о России как о 'Диком Востоке', т.е. месте, где ценой за собственный бизнес может быть собственная жизнь или собственные сбережения, подтвердилось вчера, когда глава местного отделения гиганта шведской розничной торговли 'ИКЕА' рассказал, что опасается за свою жизнь.
Леннарт Далгрен (Lennart Dahlgren) предположил, что компания 'ИКЕА', которая является крупнейшим иностранным розничным инвестором в России, подвергается вымогательствам со стороны коррумпированных чиновников, которые препятствуют открытию нового торгового центра в преддверии Нового года - традиционно бойкого сезона продаж.
Шведский гражданин г-н Леннарт не раскрыл, кто конкретно угрожает ему, но намекнул, что у 'ИКЕА' возникли проблемы из-за нежелания платить взятки чиновникам, которые привыкли находить 'приработок', вымогая взятки с тех, кому они призваны помогать.
Ситуация стала критической, когда в прошлую пятницу 'ИКЕА' должна была открывать новый центр на севере Москвы в торговом комплекса 'Мега-2'. Общая стоимость проекта составила 7 миллиардов рублей (130 миллионов фунтов стерлингов). На открытие было приглашено огромное количество гостей, а также шведский и немецкий послы в России. Однако в последний момент местные власти вмешались и приказали отменить церемонию открытия, так как центр был якобы 'не закончен'. Открытие центра было отложено уже второй раз за месяц. Власти утверждали, что 'ИКЕА' не выполнила ряд своих инвестиционных обязательств. В частности, компания не построила транспортный узел и не обеспечила безопасность подземного газового трубопровода. 'ИКЕА' утверждает, что не могла выполнить эти требования из-за того, что те же власти многократно отказывались выдать соответствующие разрешения.
Вчера в интервью газете 'Известия' г-н Далгрен сказал, что теперь он опасается за свою жизнь. 'Я боюсь за свою жизнь. Я не понимаю, что происходит, и считаю, что настоящая ситуация является диверсией против России', - сказал г-н Далгрен. 'Нужно обладать определенным мужеством, чтобы открыто говорить о несправедливой ситуации, причиной которой являются власти', - сказал он.
В России г-н Далгрен осторожно говорил о природе этой проблемы, в то время как в Швеции он открыто высказывался по этому поводу. 'Как и все западные компании [в России], мы подвергаемся шантажу, диверсиям и вымогательствам. Часто мы полностью находимся в руках местных руководителей. 'ИКЕА' - это крупная компания и она не дает взяток', - сказал г-н Далгрен.
То, что 'ИКЕА' публично выступила с жалобами - не типично для компании. Она одной из первых появилась на российском рынке после финансового кризиса 1998 года и с тех пор открыла уже 4 магазина, несмотря на то, что ей пока не удавалось получить прибыль из-за огромного 25-процентного налога на импорт.
Основатель компании 'ИКЕА' Ингвар Кампрад (Ingvar Kamprad) говорит о России, как миссионер говорит о своей заблудшей пастве. Недавно он сказал, что обеспечение 'бедных русских' хорошими товарами есть его моральный долг и 'социальная миссия'. Хотя покупательская способность россиян не сравнима с европейской, магазины 'ИКЕА' в России посещают огромное количество людей, что позволяет компании заявлять об инвестициях минимум в 80 миллиардов рублей и планах открыть 17 новых торговых центров в течение следующих нескольких лет. В следующем году компания ожидает достичь уровня безубыточности или даже впервые получить небольшую прибыль.
Считается, что экономический климат России сейчас стабильнее, чем в девяностые годы прошлого века, но взяточничество остается огромной проблемой для деловой активности в этой стране, а российских предпринимателей по-прежнему часто устраняют конкуренты для сведения счетов или с тем, чтобы занять их место на рынке.