ТАРТУ, 13 декабря 2004 г. - Сейчас большинство политологов практически единодушны в том, что в Российской Федерации в целом не хватает необходимых предпосылок для свершения 'оранжевой' революции подобно той, которую мы наблюдали в Украине: власть президента слишком сильна, российские суды и политические партии слишком слабы, а население страны чересчур разнородно, чтобы воплотить идею такой революции в жизнь.
С этим полностью согласен российский писатель-националист Александр Храмчихин. В своей статье, опубликованной на сайте Prognosis.ru (prognosis.ru/print.html?id=2676), он пишет, что в России уже однажды была 'оранжевая' революция - в августе 1991 г. Тогда, по его словам, либеральные прозападные силы победили, однако 'сегодня потенциал для свершения еще одной такой революции в России исчерпал себя'.
И никакие деньги из-за границы не изменят этого, потому что 'только параноик может серьезно верить в то, что все украинские 'оранжевые человечки' были куплены Соросом, Бжезинским и Березовским'.
Бытует также мнение, продолжает Храмчихин, что следующая революция в России ни в коем случае не будет 'красной' ввиду того, что 'никто не хочет строить коммунизм в какой бы то ни было форме, особенно под предводительством людей, подобных господину Зюганову и компании'. Эти люди, пишет Храмчихин, упустили свой последний шанс в 1996 г., 'и второй такой возможности у них больше не будет'.
Раз уж в будущем России не суждено испытать на себе оранжевую или красную революцию, возможен ли вариант революции другого цвета? Александр Храмчихин предлагает своим читателям один из возможных ответов, хотя региональные выборы в шести субъектах Российской Федерации, прошедшие на прошлых выходных, свидетельствуют совсем о другом.
Храмчихин утверждает, что следующая революция в России будет 'коричневой', то есть национал-социалистической. 'Национал-социалисты могут перетянуть на свою сторону значительную часть левого электората, - пишет он, - при этом им вполне по силам заручиться поддержкой государственных спецслужб, ставших в последнее время чрезвычайно влиятельными'.
Несомненно, подчеркивает он, 'часть (существующего) политического режима примет участие в 'коричневой' революции - многие из этих людей теперь дважды подумают прежде, чем поддерживать кого-то в будущем, главным образом в свете неизбежного обвала цен на нефть, на которые так сильно понадеялись российские власти, и замедления темпов экономического роста.
Конечно же, делает заключительный вывод Храмчихин, 'страна, в которой к власти придут новые ('коричневые') силы, не продержится на плаву и пяти лет'. Но это, по его глубокому убеждению, уже предмет будущей дискуссии.
Если сделанный Храмчихиным прогноз кого-то пугает и во многом не выглядит убедительным (к чести писателя надо сказать, что он прежде всего аналитик и только потом защитник собственных политических убеждений), то другое мнение предполагает, что будущие изменения в России могут быть раскрашены в совершенно ином тоне, которых после состоявшихся на прошлых выходных региональных выборов можно было бы охарактеризовать 'как оранжевый по краям'.
Во многих субъектах РФ усилия Кремля по насаждению так называемой 'управляемой' демократии не приводят к желаемому результату. Более того, многие люди, живущие в регионах, чрезвычайно недовольны тем, в каком положении они оказались (для просмотра результатов опросов общественного мнения по этому вопросу смотрите статью под названием 'Ситуация в регионах не меняется в лучшую сторону' (The Situation in the Regions Is Not Improving) на сайте polit.ru/research/2004/12/06/fom47_544_ print.html).
К тому же Москва зачастую просто не в состоянии грамотно использовать суды для проведения своей политики, и практически каждое судебное разбирательство свидетельствует о том, что государственный контроль над средствами массовой информации далеко не так силен на местном уровне, где практика личных знакомств может свести на нет все попытки центральной власти насадить собственную идеологию с экранов телевизоров.
И уж точно некоторые региональные партии и кандидаты знают, как эффективно обойти все уловки Кремля по блокированию денежных средств, поступающих для финансирования предвыборных кампаний тем политиков, которые не угодны Москве. Вполне возможно, что большая часть этих денег приходит со стороны местных предприятий, пострадавших от произвола центральных властей и из-за своего небольшого размера не боящихся, что последние подвергнут их гонениям за оппозицию.
Хотя в отдельных случаях финансирование может осуществляться и из-за границы, как, например, произошло в Татарстане, где один из оппозиционных кандидатов вел переговоры о получении денежных средств из Украины (для получения более подробной информации по этому замечательному делу смотрите форум, посвященный статье под названием 'Продажа малой родины' (The Sale of the Small Motherland), опубликованной в 'Новой газете' 6 декабря (novayagazeta.ru/nomer/2004/90n/n90n-s30.shtml)).
Явление, которое некоторые российские политологи окрестили 'оранжевой чумой', может получить распространение исключительно в регионах ввиду маловероятности того, что оно затронет центр или всю страну в целом. Возможность такого поворота событий помогает объяснить стремление президента России Владимира Путина отменить выборный порядок губернаторов и локализовать вспышки такой демократической 'инфекции'.
Ведущий эксперт Московского центра Карнеги Лилия Шевцова как никто другой очень точно охарактеризовала украинскую 'оранжевую' революцию как 'революцию против имитации демократии' и 'против авторитарно-бюрократического политического режима и 'бандитского' капитализма, против пакта вчерашних советских аппаратчиков и новых капиталистов' (статья Лилии Шевцовой была опубликована 6 декабря в 'Новой газете' (novayagazeta.ru/nomer/2004/90n/n90n-s05.shtml)).
Описанные Лилией Шевцовой условия существуют в Российской Федерации в той же степени, в какой они представлены в Украине, однако пока что Кремль не в пример украинским властям очень ловко и самое главное вовремя принимает необходимые меры для того, чтобы народный гнев не вылился в нечто большее.
В результате мы можем с уверенностью сказать, что те политологи, которые исключают возможность свершения сегодня 'оранжевой' революции в России, по всей видимости, правы. Тем не менее, существует большая вероятность того, что до поры до времени успешные действия Кремля по сдерживанию народного возмущения могут в конечном итоге дать трещину, через которую хлынут 'коричневые' потоки, милые сердцу Александра Храмчихина, или привести к 'оранжевому' бунту в провинциях, что, если верить результатам недавнего голосования, очень даже возможно.
Каждый из этих прогнозов таит в себе новые угрозы, в первую очередь угрозу формирования фашистского режима в российской столице или его распространения на всей территории Российской Федерации. Вследствие этого многие здравомыслящие люди и в России, и на Западе, судя по всему, будут испытывать страх в любом случае, и этот страх будет играть на руку Владимиру Путину и самым неблагоприятным образом скажется на всей стране в целом.