Россия может упереться в стену, благодаря своим ошибкам и ошибкам европейцев. Ошибки господина Путина - грубое вмешательство в президентскую кампанию на Украине и обвинение Европы в том, что промахи европейцев приведут к тяжелым последствиям.
Украина связана с Россией. Украина зависит от России, она экспортирует сельскохозяйственную продукцию и энергоресурсы. Украина неотделима от России по своей истории, языку, культуре. Миллионы семей на Украине одновременно являются русскими и украинскими.
Какие бы отношения не сложились между российским президентом и одним из двух кандидатов на президентский пост на Украине, не было никакой государственной необходимости в том, чтобы оказывать поддержку кому-то одному. Можно было найти общий язык как с тем, так и с другим.
Еще большее сближение с Украиной было бы возможным, если бы Россия уважала свободу этой страны, но было принято силовое решение. Россия забыла, что Украина независима уже более десяти лет, что она имеет общую границу с ЕС, и что украинская диаспора в США слишком велика, чтобы за свои действия России не пришлось расплачиваться.
Хотя Белый Дом, должно быть, радуется размолвке русских и украинцев, это не его рук дело. Ее спровоцировал Кремль, и Владимир Путин делает ошибку за ошибкой. Мало того, что он резко высказался в адрес США, показав, таким образом, что он напрасно так на них рассчитывал, - Путин также обвинил ЕС в том, что в этом кризисе европейцы были на посылках у Америки. Одним ударом, импульсивно, как если бы политика состояла в ворчании на всех и вся, раздосадованный Путин свалил в одну кучу Европу и США. Таким образом, российский президент порвал со своей прежней политикой: искать общий язык с Европой, чтобы отдалить ее от Америки.
Что это даст России? Ничего. Ничего, кроме бесплодной изоляции, последствия которой будут еще тяжелей из-за возврата к авторитаризму, ускоряющему этот процесс. Больше не стоит бояться сильной России. Политический аутизм завел ее в тупик, и это в тот момент, когда расширение ЕС позволяло двум полюсам Европы организовать взаимодополняющее экономическое пространство, обеспечить стабильность на континенте, усилить друг друга.
Для России, для Европы и для всего мира слепота Кремля - знак упущенной возможности. Но и мы, европейцы, расплачиваемся за свои ошибки. Если бы мы поддерживали горбачевскую эволюцию, вместо того чтобы вкладывать деньги в фонды, растраченные в хмельном ельцинском угаре, если бы наша слепота не привела к тому, что в России демократия превратилась в олигархию, а рыночная экономика - в организованный грабеж, приход Владимира Путина не стал бы неизбежностью.
Это мы допустили, чтобы в самой большой стране мира - крупнейшего производителя нефти, у наших соседей, к власти пришли 'унтер-офицеры', выходцы из КГБ, националисты и дикари, лишенные политического видения.
Можно ли исправить совершенное зло? Быть может, приходит время Европейскому Союзу быть мудрым за двоих, избегая ошибок, чтобы дать России будущее.