16 декабря 2004 года. "ЮКОС" сегодня попытается добиться от суда США судебного запрета, чтобы в последний момент предотвратить назначенный на ближайшее воскресенье принудительный аукцион по продаже российским правительством своей главной производственной единицы.
Российская нефтегазовая группа предприняла беспрецедентный шаг, перенеся в суды США свою длительную борьбу с правительством. Этот шаг рассматривается наблюдателями, как серьезное испытание отношения российского правительства к международному праву и арбитражу.
"Наш совет директоров пришел к мнению, что у нас нет абсолютно никакого шанса добиться справедливости в российской судебной системе или от российского правительства, если мы не получим гарантий сохранения ключевых структур компании и реорганизации нашей деятельности", - написал главный финансист "ЮКОСа" Брюс Мизамор (Bruce Misamore) в заявлении о несостоятельности компании во вторник вечером.
Однако "ЮКОСу" сначала придется перепрыгнуть через целый ряд правовых обручей, прежде чем ему удастся добиться любой из трех заявленных им целей: реорганизоваться в судах США, получить американского арбитра, который разрешит его спор с правительством, и, что самое важное, заблокировать назначенный на выходные дни аукцион по продаже своего дочернего предприятия "Юганскнефтегаз".
Специалисты права вчера были настроены весьма скептически по поводу того, что российское правительство станет реагировать на любые судебные запреты, которые может вынести суд города Хьюстон, штат Техас, США.
Более 40 юристов набились в небольшой зал суда в Хьюстоне, чтобы следить за чрезвычайным судебным заседанием, на которое после получения во вторник заявления дал согласие суд по делам о банкротстве южного округа Техаса.
В их числе были адвокаты "ЮКОСа" и представители российской энергетической группы "Газпром", планирующей принять участие в аукционе по продаже "Юганскнефтегаза", который "ЮКОС" заклеймила как подстроенный. Юристы также обсуждали банки, которые планируют профинансировать заявку "Газпрома".
Судья Летиция Кларк (Letitia Clark) согласилась рассмотреть это дело о судебном запрете сегодня и перечислила все доказательства, которые должен предоставить суду "ЮКОС" до того, как состоится слушание дела. Судья Кларк попросила компанию подтвердить свое утверждение, что единственный потенциальный покупатель "Юганскнефтегаза" заплатит за эту компанию минимальную стартовую цену в 8,6 млрд. долл. США, и показать, что, как утверждает "ЮКОС" на основании независимых оценок, "Юганскнефтегаз" в действительности стоит 20 млрд. долл.
Судья также хочет, чтобы компания доказала, что у нее имеются активы в США, для того чтобы оправдать ее обращение в суды США.
"ЮКОС" представил три основания для рассмотрения своего дела в суде Хьюстона, который стал все более привлекательным для дел о банкротстве после того, как изменения в законодательстве от 2000 года упростили процесс рассмотрения дел.
Руководство "ЮКОСа" утверждает, что теперь эта компания фактически управляется из Техаса, после того как американский гражданин Брюс Мизамор перевел сюда из Москвы свой офис, сославшись на страх перед арестом в России.
"Главный финансист 'ЮКОСа' по существу является здесь беженцем, - сказал Зак Клемент (Zack Clement), главный защитник компании. - Мы считаем, что существует действительно срочная необходимость остановить эту продажу. Мы полагаем, что нет другого реального покупателя".
"ЮКОС" утверждает, что двое других претендентов на покупку "Юганскнефтегаза" идут на аукцион только лишь затем, чтобы был обеспечен кворум.
Компания заявила также, что ее действия направлены на защиту интересов американских инвесторов, на долю которых приходится 10% собственного капитала компании.
Что касается активов "ЮКОСа" в США, в настоящее время они представлены всего двумя банковскими счетами, на которых лежат 2 и 5 млн. долл., соответственно, предназначенных для покрытия судебных расходов и платы за банкротство. Специалисты права сказали, что дело "ЮКОСа", хотя и редкое, имеет прецедент в американском законодательстве о банкротстве.
Они сказали, что иностранным компаниям, стремящимся получить в США защиту от банкротства, довольно просто удовлетворить юридические требования американского кодекса, который требует только лишь, чтобы компания имела собственность в США.
Каким бы ни был исход сегодняшнего судебного заседания, специалисты права высказали мнение, что главным проигравшим может оказаться "Газпром", а также и международные банки, которые дали ему кредит на сумму более 10 млрд. евро (13,4 млрд. долл.) для финансирования его заявки на покупку "Юганскнефтегаза". "ЮКОС" не стал подавать иск на "Газпром" и четыре главных банка - "Deutsche Bank", "ABN Amro", "BNP Paribas" и "Dresdner Kleinwort Wasserstein".
Нам нужно решить дело до воскресенья, или я не знаю, что будет, - сказал Хью Рей (Hugh Ray), который представляет "Deutsche Bank".
Юрисдикция США над активами "ЮКОСа" в соответствии с законом о защите от банкротства помешала бы любым попыткам "Газпрома" найти в будущем американского партнера для эксплуатации и развития предприятий "Юганскнефтегаза".
Инсайдеры считают наиболее вероятным для "Газпрома" вариантом, если тот станет победителем на аукционе, создание совместного предприятия; представители "Газпрома" уже обхаживают такие западные нефтяные компании, как "ChevronTexaco".