Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вслед за Юкосом налоговому взысканию подверглась вторая по величине компания мобильной связи

Заместитель министра экономики бичует 'презумпцию виновности'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
'Медведь наелся, сейчас он переваривает пищу, но скоро ему снова захочется поесть'. Не было ли это высказывание Евгения Ясина, министра экономики при Борисе Ельцине, пророческим? Этот старый реформатор, неустанно осуждающий злоупотребления российской власти в деле "Юкоса", нефтяной компании, стоящей на грани расчленения из-за возможной продажи с аукциона, назначенного на 19 декабря, ее основного филиала, таким образом намекал на финансовые аппетиты силовиков, бывших сотрудников КГБ в окружении Владимира Путина, все больше и больше распространяющих свое влияние на крупные государственные компании по мере того, как Кремль проводит в жизнь свою тайную политику ренационализации углеводородной отрасли.

"Медведь наелся, сейчас он переваривает пищу, но скоро ему снова захочется поесть". Не было ли это высказывание Евгения Ясина, министра экономики при Борисе Ельцине, пророческим? Этот старый реформатор, неустанно осуждающий злоупотребления российской власти в деле "Юкоса", нефтяной компании, стоящей на грани расчленения из-за возможной продажи с аукциона, назначенного на 19 декабря, ее основного филиала, таким образом намекал на финансовые аппетиты силовиков, бывших сотрудников КГБ в окружении Владимира Путина, все больше и больше распространяющих свое влияние на крупные государственные компании по мере того, как Кремль проводит в жизнь свою тайную политику ренационализации углеводородной отрасли.

Теперь силовики бросили вызов еще одной отрасли - телекоммуникационной. Вторая по величине компания мобильной связи "Вымпелком", принадлежащая группе "Альфа" миллиардера Михаила Фридмана, подверглась 8 декабря налоговому взысканию в размере 157 миллионов долларов за 2001 год.

Российская пресса усмотрела в этом начало "второго дела Юкоса". Олигарх Михаил Фридман является обладателем шестого по величине состояния в стране (согласно журналу "Форбс", 5,2 миллиарда долларов), и интересы его компании лежат в области нефти, телекоммуникаций, банковского дела и телевидения. Но в отличие от Михаила Ходорковского, поверженного главы "Юкоса", этот магнат никогда не проявлял ни малейшего намерения пойти на столкновение с г-ном Путиным в области политики, наоборот, ему вполне удавалось ладить с Кремлем в течение пяти лет.

"Ошибка" г-на Фридмана, должно быть, заключалась в том, что он попытался завладеть компанией мобильной связи "Мегафон", пользующейся расположением силовиков. В частности, он вступил в прямую конфронтацию с человеком, тесно связанным с семьей Владимира Путина, - действующим министром технологии, информации и коммуникаций Леонидом Рейманом. В основанной им компании, "Телекоминвест" в 1998-1999 годах работала в качестве московского представителя Людмила Путина, супруга российского президента. Сам же Владимир Путин занимал в то время пост главы российских спецслужб.

Призрак повторения дела "Юкоса" заставил одного из "либералов" в правительстве, заместителя министра экономики Андрея Шаронова, публично продемонстрировать редкостное несогласие с действиями налоговых служб, мобилизованных силовиками. Он осудил царящую в стране "презумпцию виновности, когда каждый пытается узнать, кто из его партнеров или конкурентов будет в списке следующим". Заместитель министра полагает, что продолжение подобных атак на частные компании является угрозой экономическому росту.

Репрессии

Имя Леонида Реймана недавно прозвучало в суде на Британских Виргинских островах и в Швейцарии в рамках судебного разбирательства по делу о контроле над "Мегафоном", третьей по величине российской компанией мобильной связи.

Расположенная в Санкт-Петербурге компания "Мегафон", с момента назначения г-на Реймана Владимиром Путиным на правительственный пост в 1999 году, быстро развивалась на российском рынке и пользовалась льготами в плане получения лицензий. Близкая к российским спецслужбам, она, в частности, была единственной компанией, работавшей в Чечне.

Группа Михаила Фридмана претендует на контроль над 25% капитала "Мегафона", приобретя этот пакет в августе 2003 года, однако эта попытка оспаривается в суде компанией, считающейся приближенной к министру Леониду Рейману, IPOC, зарегистрированной на Бермудских островах.

Г-н Рейман отрицает свою заинтересованность делами компании IPOC. Пытаясь распутать клубок интриг оффшорных компаний, следователи выявили в качестве единственного пайщика IPOC некоего датского адвоката по имени Джеффри Гэлмонд, который признался в том, что тесно сотрудничал с Леонидом Рейманом в Санкт-Петербурге в начале 90х годов. Леонид Рейман основал компанию "Телекоминвест", ставшую с тех пор мажоритарным акционером "Мегафона". В то время Владимир Путин занимался внешними экономическими связями в мэрии Санкт-Петербурга.

Свидетели, представленные группой "Альфа", утверждали в суде, что IPOC скрывала свои действия по отмыванию денег и что г-н Рейман злоупотреблял своим положением в правительстве на благо собственной коммерческой деятельности. После таких утверждений налоговые взыскания, наложенные на "Вымпелком", воспринимаются как репрессивные.

Дело, наверно, нельзя назвать "Телекомгейтом", как хотелось бы критикам г-на Реймана, однако, оно проливает яркий свет на финансовые сети, окружающие российского президента. Западные инвесторы в России с опаской следят за неприятностями, выпавшими на долю "Вымпелкома", так как группа "Альфа" заключила в 2003 году с "British Petroleum" соглашение, которое, как считают, могло бы обеспечить стране значительный приток иностранного капитала. Кроме того, в капитале "Вымпелкома" присутствует норвежская компания "Telenor".

Судебная заваруха из-за контроля над "Мегафоном" является отражением позиционной войны на российском рынке телекоммуникаций, разыгравшейся в тот момент, когда идет подготовка к приватизации государственного холдинга "Связьинвест".

Как считает один западный банкир, "война между "Альфой" и Рейманом противопоставила компании, пользовавшиеся расположением Путина с момента его избрания". "Алчность этих компаний могла бы поколебать кажущееся монолитным здание власти". "Империя Фридмана не будет разрушена, - со своей стороны уверяет близкий к кремлевским кругам политолог Сергей Марков, - потому что в противоположность Михаилу Ходорковскому он не считается врагом государства".