Каждый год сайт Forbes.com просит меня и моих коллег предсказать основные бизнес-события предстоящего года. Это задание может впоследствии заставить вас покраснеть, мы называем его "Взгляд украдкой", особенно когда просматриваем предыдущие прогнозы. Если мы такие умные, то как мы могли так ошибаться? (На самом деле, в прошлом прогнозе я пару раз угадал правильно. Класс!)
Раздумывая о своем задании, о глобальной экономике в 2005 году, я погрузился в размышления о том, каким событиям за рубежом американцы уделяют наибольшее внимание. В последнее небогатое на новости время демократическое восстание на Украине заняло первые полосы, предназначенные обычно для освещения внутренних дел. Несомненно, то, что мы узнаем из этих событий о президенте России Владимире Путине, имеет большое значение для интересов Соединенных Штатов. Но Украина сама по себе - хотя она и подает надежды, как Эстония - всего лишь небольшая точка на экономическом экране Америки. Пометьте украинский эпизод как еще один международный кризис, который отвлекает мировое коммерческое сообщество от его коммерции. Иногда, как в случае с Ираком, эти кризисы перерастают в войну, еще больше усиливая обеспокоенность сверхдержавы.
По сути, с точки зрения торговли товарами и услугами, наибольшее значение для Соединенных Штатов имеют следующие страны: Канада, Мексика, Япония, Китай, Великобритания и Германия. Далее идет второй круг: Южная Корея, Франция, Тайвань и Нидерланды. За исключением Китая и его стремительного роста, ни одна из этих стран годами не пользовалась особым вниманием США. Конечно, торговые перепалки с Канадой, иммиграционные споры с Мексикой и докучливые французские чиновники выделяются на общем фоне, однако в основном внимание Америки обращено в какую-либо другую сторону. Такое безразличие к важнейшим экономическим связям нетипично для других стран. (Хотя необходимо сказать, что после переизбрания президент Буш уделяет много внимания взаимоотношениям с государствами нашего полушария.)
Мое основное предсказание заключается в том, что колебания валют и процентных ставок будут способствовать изменчивости глобальной экономики в 2005 году. Америка будет немного выбита из привычной колеи, и ей лучше более внимательно относиться к своим крупнейшим торговым партнерам. Из-за крепкой взаимосвязанности мировой финансовой системы, более высокие доходы могут быть предметом особой озабоченности развивающихся стран. Наибольшее напряжение, однако, будет иметь место в Старой Европе, в которой на экономический застой накладывается укрепление валюты и уменьшение населения. В этой ситуации ни экспорт, ни внутренний спрос не вызовут рост. У дверей стоит Турция, потенциальный двигатель роста, отягощенный, однако, тяжелым историческим багажом.
Существует возможность того, что в предстоящие годы Европа будет спасена неожиданным экономическим подъемом на соседнем Ближнем Востоке или в Африке. Однако более вероятно то, что рост будет происходить в Южной и Восточной Азии, особенно если будет устранена опасность птичьего гриппа и с помощью богатой России как участницы общей системы будут решены вопросы ресурсов. Тем временем Китай будет вести дела там, где ему захочется, налаживая связи там, где ему будет необходимо. Это же коммерческое сообщество!