Светящееся голубоватым светом здание компании Юкос, недалеко от одного из московских вокзалов. При входе, за турникетами службы безопасности, большие фотографии бывшего патрона Михаила Ходорковского убраны со стен. На них он был запечатлен в моменты активной деятельности - при посещении сибирских месторождений или во время беседы с выдающимися американцами.
Руководители нефтяной компании, поставленной на колени российской властью, требующей от нее 27,9 миллиардов долларов в счет налоговой задолженности, заблокировавшей ее банковские счета и заморозившей ее активы, сочли за лучшее убрать эту галерею былой славы. Остались только снимки нефтепроводов и скважин.
Ремарка: да, Михаил Ходорковский находится в тюрьме с октября 2003 года, и процесс по делу об уклонении от налогов и мошенничестве продолжается в Москве, но созданная им компания продолжает работать.
И все же в этих длинных коридорах, где не слышны шаги, чувствуется атмосфера окончания царствия. Юкос, где трудятся 100 000 человек, основной производитель сырой нефти в России, дающий, по некоторым оценкам, 4% ВВП страны, похоже, пребывает в агонии. Его биржевая стоимость составляет сейчас не больше 1,8 миллиарда долларов, тогда как в октябре 2003 года она составляла 41 миллиард.
'Моральное состояние подавленное, признается один из служащих. Настроение пессимистическое. Как у осужденных, идущих на эшафот'. Руководители Юкоса американцы Брюс Мизамор и Стивен Тиди сбежали за границу, опасаясь за свою безопасность. Все чаще происходят увольнения среди персонала. Страх быть вызванным к следователям из налоговой службы или генеральной прокуратуры охватил всех.
'Всемирная юрисдикция'
В этой гнетущей атмосфере 15 декабря прозвучало сообщение о том, что российский нефтяной гигант обратился к суду в Хьюстоне в Техасе с просьбой поставить его под защиту американского закона о банкротстве.
Заседание суда по банкротствам в Хьюстоне должно было состояться 16 декабря. Юкос надеется, что американский суд начнет процедуру банкротства и запретит продажу с торгов, намеченных в Москве на воскресенье, его основного филиала Юганскнефтегаз. Основной покупатель на торгах - российский государственный гигант Газпром, контролируемый приближенными Путина.
В своем коммюнике Юкос объяснил этот ход тем, что американский закон о банкротстве относится к 'всемирной юрисдикции'. Продажа Юганскнефтегаза, обеспечивающего 60% производства компании, нанесла бы Юкосу 'мгновенный и непоправимый ущерб', говорится в документе. В Москве Фонд государственного имущества, который организует воскресные торги, ответил на это, что только в компетенции российского суда объявить о банкротстве Юкоса. Это тот самый сценарий, против которого некоторое время назад неоднократно высказывался Владимир Путин. Эксперты считают маловероятным, чтобы российские власти последовали решениям американского суда.
Демарш руководства Юкоса преследует, скорее всего, двоякую цель - защититься от возможных претензий иностранных миноритарных акционеров компании (25% капитала), которые могли бы обвинить компанию в том, что она не использовала все возможности, и оказать давление на консорциум шести европейских банков, привлеченных Deutsche Bank, которые выразили готовность предоставить Газпрому значительный кредит в 13,4 миллиардов долларов для финансирования приобретения Юганскнефтегаза.
Стартовая цена на аукционе, цель которого покрыть часть налогового долга Юкоса, установлена в 8,6 миллиардов долларов, что гораздо ниже оценочной стоимости, сделанной банком Dresdner по просьбе правительства России. В среду финансовый директор Стивен Тиди упомянул 'экспроприацию'. Холдинг Менатеп, объединяющий основных владельцев Юкоса, пригрозил будущим покупателям Юганскнефтегаза судебными разбирательствами в Европе и США.
Финансовые аппетиты
После двадцати месяцев враждебности между Кремлем и империей Михаила Ходорковского конфликт близится к развязке. Весной 2003 года олигарх во время встречи в Кремле вызвал гнев российского президента, обвинив государственную нефтяную компанию Роснефть в коррупции. Он был также против введения новой системы налогообложения российских нефтяных компаний.
В сентябре этого года российские власти объявили о слиянии Газпрома и Роснефти, заложив тем самым основы создания государственного углеводородного гиганта, призванного стать орудием России на мировых рынках.
Судьба, уготованная Михаилу Ходорковскому, арестованному на глазах у всех в сибирском аэропорту за два месяца до парламентских выборов декабря 2003 года, стала апофеозом политики г-на Путина по уменьшению политического значения 'олигархов', получивших все от приватизации 1990-х годов. Государство пытается усилить контроль над природными ресурсами страны.
Однако иное прочтение событий, все более и более напоминающее о себе в московских экономических кругах, выдвигает на передний план финансовые аппетиты окружения президента Путина и коррумпированность новой команды руководителей, которую плохо скрывают официальные речи о восстановлении авторитета государства.
Роль, отведенная олигарху Роману Абрамовичу, который находится в хороших отношениях с российским президентом, по-прежнему вызывает много вопросов. Глава нефтяной компании Сибнефть, заключившей в 2003 году соглашение о слиянии с Юкосом (которое сейчас расторгается), г-н Абрамович якобы предложил Михаилу Ходорковскому уладить его отношения с российской властью и добиться его освобождения из тюрьмы в обмен на контроль над объединенной компанией ЮкосСибнефть. Отказ Ходорковского якобы ускорил его гибель и гибель его компании.
'Юкос перестанет существовать, это лишь вопрос времени', - ворчит один из служащих в башне.