'Поведение' России во время недавних событий на Украине вызвало разговоры о новых имперских устремлениях России, ее неоимпериализме. Масштаб сепаратистских настроений на востоке Украины, инспирированных Москвой, оправдывает худшие опасения аналитиков Америки и Европы и заставляет говорить о начале новой 'холодной войны'. Очень скоро, независимо от того, что произойдет на Украине, мы услышим призывы времен 'холодной войны' к политике сдерживания в отношении России.
И это будет неправильно. Рассмотрим факты, доказывающие имперские устремления России. Явное вмешательство во внутренние дела Украины - лишь одно из последних проявлений тенденции, которая началась задолго до событий на Украине. Имперские призывы достигли своего апогея во время предвыборной кампании в Государственную Думу 2003 года, когда даже видные политики либерального толка заговорили о возрождении Российской империи.
Безусловно, эта тема обсуждается в России, как не вызывает сомнений и то, что Россия грубо вмешивается в дела Украины. Имеет место также и вмешательство России в дела Молдовы, которой Москва предложила план урегулирования, прежде всего, с учетом собственных интересов и интересов сепаратистских сил Преднестровья. Попытки грузинских лидеров восстановить территориальную целостность своей страны, закрыть российские военные базы и вернуть отсоединившиеся республики Северной Осетии и Абхазии, которым Россия оказывает поддержку, были восприняты Москвой с презрением, которое она приберегает для явных агрессоров.
Однако каких конкретных результатов добилась Россия со всеми ее имперскими замашками? Здесь картина становится намного более непонятной. В отношении Украины, вмешательство России и поддержка ею Виктора Януковича привели к обратному результату. Предположения о причастности России к отравлению Виктора Ющенко могут только ослабить, а не укрепить позиции страны на Украине. Молдова же вежливо, но твердо отвергла кремлевский план урегулирования. В Грузии в результате 'бархатной революции' и после того как Россия выступила в поддержку тогдашнего президента Эдуарда Шеварднадзе к власти пришли независимые, ориентированные на запад политики.
А самопровозглашенной республике Абхазия, которую считают протекторатом России, Москва недавно угрожала санкциями с целью помешать неугодному ей кандидату выиграть президентские выборы в этом подобии государства.
Выходит, что, несмотря на все разговоры о неоимпериализме России, ее имперские амбиции слабо подкрепляются конкретными результатами.
В данном случае действия России указывают на довольно печальное обстоятельство: страна все еще пытается преодолеть свое советское прошлое. Слабая, больная и уменьшающаяся в размере Россия не готова к возрождению в рамках былой империи и не способна обеспечить внутренний экономический рост в силу нехватки людских ресурсов. Несмотря на увеличение расходов на вооружение, вооруженные силы России, которые не имели себе равных на территории бывшего Советского союза, сейчас ограничены в возможностях по переброске войск и боевой техники и уже долгое время не могут восстановить мир в Чечне. Россия по-прежнему обладает внушительным ядерным потенциалом. Однако во время президентских дебатов в Соединенных Штатах при обсуждении вопросов национальной безопасности говорилось о необходимости предотвратить доступ террористов к оружию массового уничтожения России.
Внутри страны 'управляемая демократия' не принесла ни стабильности, ни безопасности Кремлю, который сталкивается со все большим количеством проблем, начиная от терроризма и кончая необходимостью подчинения региональных политических групп. Известный российский PR-технолог признался в одном интервью, что его кремлевские боссы боятся повторения украинской 'оранжевой революции' в Москве.
Возникает вопрос, как можно сдерживать режим, который уже без того слишком слаб, как в отношении проводимой им внутренней, так и внешней политики, и альтернативой которому может стать еще худший режим? Неужели мы действительно готовы отключить питание от программы 'За совместное снижение опасности', Совета Россия-НАТО, 'Инициативы по безопасности в области распространения оружия массового уничтожения', шестисторонних переговоров по ядерной программе Северной Кореи, программы НАТО 'Партнерство во имя мира' и многим другим программам и инициативам?
Готовы ли мы к тому, что последует за этим шагом, т.е. к осуществлению программ военной помощи некоторым новым странам-членам НАТО и кандидатам на вступление в альянс, к идеологической войне с Россией, к ведению политики, направленной на изоляцию России на международной арене и дискредитации режима внутри страны?
Несмотря на то, что Россия сейчас слаба, она способна причинить большие неприятности, если ее руководство решит, что его загнали в угол. Давление Запада будет способствовать дальнейшему ослаблению России, и с новой остротой встанет вопрос безопасности ее оружия массового уничтожения и материалов, используемых в его производстве. К тому же давление может привести к росту шовинистических настроений в стране как ответной реакции на это давление.
Наша политика, принятая еще в 1991 году, которая предусматривает широкое стратегическое сотрудничество с Россией и расширение связей с ее соседями, а также спокойное отношение к выпадам со стороны России, приносит свои плоды. Тем, кто в этом сомневается, следует вспомнить результаты двух раундов переговоров НАТО и России о расширении альянса. Пессимисты утверждали, что Россия никогда не согласится на расширение альянса. Им также следует вспомнить о сотрудничестве в области безопасности между США и странами Южного Кавказа и Центральной Азии, которое стало возможно сегодня, а также о развитии демократии на Украине.
Хочет она того или нет, но Россия во многом сама сдерживает себя. Мы не можем помешать руководству страны самому загонять себя в угол. Однако нам не следует идти по стопам российских лидеров. Прежде чем мы начнем расходовать свои силы на сдерживание России, давайте подумаем, что, может быть, стоит потратить наш политический, экономический и военный капитал на решение более насущных проблем.
Автор статьи является старшим научным сотрудником Института национальных стратегических исследований Университета национальной обороны США (National Defense University's Institute for National Strategic Studies).
____________________________________________________________
Избранные сочинения Юджина Румера на ИноСМИ.Ru
Какую демократию может разрушить Путин? ("Christian Science Monitor", США)
Россия - не новый Советский Союз ("The Washington Post", США)
Контртеррористическая стратегия США стала заложицей в Узбекистана ("Christian Science Monitor", США)
Россия не знает, что ей делать со своими богатствами ("Christian Science Monitor", США)
США, Россия и иракская нефть ("The Washington Post", США)
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Путин ведет Россию к фашизму ("The New York Times", США)
Западу нельзя продолжать раздражать Путина ("Die Welt", Германия)
Путин никак не избавится от старых привычек ("Arab News", Арабская пресса)
Пересмотр отношений с Россией ("Los Angeles Times", США)
Русские мотивы в творчестве Путина ("The Washington Post", США)
Владимир Путин хочет померяться силами с демократией, Западом и всеми желающими ("The Economist", Великобритания)
Главное для путинского Кремля - контроль ("The Washington Post", США)
Бешеная езда президента Путина ("The Wall Street Journal", США)
Украинская стратегия Путина оборачивается против него ("USA Today", США)
Президент России Владимир Третий? ("The Economist", Великобритания)