Есть, по крайней мере, три веские причины, чтобы быть любезными с Путиным во время его двухдневного визита в Германию, а именно: российские просторы, российские ресурсы и российские ракеты. Но существуют также как минимум три причины, чтобы не быть с ним очень любезными. Это Чечня, Украина и 'ЮКОС'. У Запада есть выбор: он может делать ставку на Путина, потому что не доверяет России и боится, что после Путина будет только хуже. Или же он будет верить в новую Россию, потому что не доверяет Путину и уже ничего хорошего от него не ждет. В немецкой политике по отношению к России популярно считать первую из этих двух позиций прагматичной и снисходительно улыбаться по поводу второй как позиции мечтателей. Возможно, это и так, однако нельзя забывать, что в последнее время именно мечтатели часто проявляли себя как настоящие реалисты.
Позиция канцлера Германии известна. Он аттестовал российского президента как 'чистой воды демократа'. Это высказывание мало что говорит о Путине, зато достаточно о российской политике канцлера. Шредер усвоил извращение понятий, свойственное для системы Путина. Любое усиление авторитарной власти в России выдается за демократизацию. То, что Шредер поддерживает это, объясняется особыми отношениями, которые Путин наладил с ним. Согласно правилам этих особых отношений, у канцлера хорошие и надежные контакты с Кремлем. Поэтому он воздерживается от любой публичной критики Путина, или же вообще, когда нужно, восхваляет его
Поскольку у России есть то, в чем нуждается Германия, то это в глазах Шредера является дальновидной политикой по обеспечению интересов страны. И действительно, ФРГ покупает 40% необходимого для страны газа в России. С помощью тесных германо-российских отношений канцлер хочет обеспечить и на будущие десятилетия снабжение Германии энергоресурсами. Поэтому, по его представлению, немецкие концерны должны усилить свое итак уже активное присутствие на российском газовом рынке. Эти тесные связи должны стать, как считается, своего рода ресурсной страховкой, чтобы газовый кран для Германии никогда не был перекрыт.
В этом, видимо, и состоит один из секретов великолепной дружбы между Шредером и Путиным. Страхи канцлера наилучшим образом вписываются в планы главы Кремля, который пытается вернуть России хотя бы часть ее былого веса. При этом он знает: Россия велика, и у нее есть атомное оружие, однако настоящая ее мощь заключена в ее природных ресурсах. Для Путина именно они являются ключом к власти России и в власти в России. Поэтому слишком самоуверенный и, видимо, слишком самовлюбленный нефтяной миллиардер Михаил Ходорковский отправился за решетку, поэтому его концерн 'ЮКОС' был разгромлен. Однако дело 'ЮКОСа' наглядно показывает и слабость энергетических планов Шредера. Структура собственности в России может быть изменена в любой момент. Надежность снабжения, которую гарантирует только один человек, надежной не является. Демократическая, правовая Россия с рыночной экономикой была бы более надежным поставщиком газа и без всякого пафоса энергетического партнерства.
Если западные демократии не могут быть заинтересованы в авторитарной России экономически, то политически уже тем более. Это продемонстрировал пример с Украиной. Путин и его люди создали у себя дома систему, которая основывается на ведущей роли спецслужб, ограниченной свободе СМИ, запугивании гражданского общества и отсутствии подлинного разделения властей. Такая система не может быть демократией и не может быть заинтересована в возникновении демократии в непосредственном соседстве с собой, поскольку опасается заражения.
Здесь прослеживается явное противоречие с интересами ЕС: Евросоюз стремится к расширению демократического пространства, Россия же боится его. Владимир Путин и его люди потерпели на Украине катастрофическое поражение, которое они могут объяснить только происками Запада. При этом вину надо искать в самом себе и анахронической попытке строить власть на страхе. Россия претендует на ведущую роль на пространстве бывшего Советского Союза, обосновывая это своими просторами, своими ресурсами, а при необходимости, и своими ракетами. И действительно, Москва еще располагает значительным потенциалом устрашения, но зато у нее полностью отсутствует притягательная сила. Система Путина - хороший партнер для соседних автократов, диктаторов и деспотов, но не для людей в этих странах. Поэтому роль России сможет возрасти только тогда, когда она распрощается со своим былым величием. Для этого ей нужно демократизироваться внутри себя, а во вне отказаться от старых имперских амбиций.
Конечно же, эта задача для самих россиян. Но немного помочь в этом могут и немцы. Они должны принять Путина с вежливой сдержанностью, а не с навязыванием своей дружбы. Это было бы хорошим началом.