А что, если бы Юкос не был исключением, подтверждающим правило, а наоборот, 'правилом', постоянно применяющимся на Руси, где право частной собственности отдано на откуп благорасположению княжеского духа? Теперь этот вопрос открыто стоит, так как новая крупнейшая российская компания недавно подверглась нападкам, напоминающим сценарий дела Юкоса.
На сей раз под прицелом Альфа, мощный банковский и промышленный холдинг, а через него и вторая по значению компания мобильной телефонной связи Вымпелком, 25% акций которой он владеет. Эта находящаяся на подъеме компания оказалась должна по налогам за 2001 год 157 миллионов долларов. Возникли проблемы и у либералов в правительстве, которые поговаривают об опасной практике. 'Создается атмосфера презумпции виновности', с беспокойством отмечает заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов.
Тот факт, что именно группа Альфа была выбрана мишенью, вызвал немало пересудов. В противоположность нефтяному миллиардеру Михаилу Ходорковскому, который до того, как сесть в тюрьму в октябре 2003 года, даже не скрывал своего стремления добиться определенного веса на политической арене, оба руководителя Альфы, Михаил Фридман и Петр Авен, всегда разыгрывали 'карту' политического нейтралитета.
У них сложились прекрасные личные отношения с Владимиром Путиным, в которых предпочтение отдавалось 'взаимопониманию', а не характерному для олигархов фрондерству во имя защиты собственных интересов от наскоков 'санкт-петербургских чекистов'. В 2000 году Петр Авен, не задумываясь, воздал хвалу авторитарным режимам, чтобы заверить нового хозяина Кремля в своей поддержке.
Однако сегодня разразилась гроза. Клинок направлен в сторону Альфы. Интересы рыщущих в поисках выгодных промышленных активов новых 'путинских' олигархов, кажется, вступили в противоречие с олигархом 'первого поколения' Михаилом Фридманом.
Все началось летом 2003 года, когда Альфа приобрела часть контрольного пакета (25%) третьей по величине компании мобильной связи Мегафон. Через очень короткое время эта сделка была заблокирована и превратилась в предмет судебной тяжбы между Альфой и оффшорными компаниями, многие из которых якобы связаны с министром телекоммуникаций Леонидом Рейманом. Некий загадочный расположенный на Бермудах инвестиционный фонд Ipoc действительно оспорил продажу, утверждая, что обладает опционом на покупку 25% акций Мегафона. Однако Альфа утверждает, что Ipoc - это пустая скорлупка, принадлежащая Рейману, что эта компания предназначена исключительно для операций по отмыванию денег. Во время аудиенций в международном арбитражном суде в Женеве бывший президент Ipoc, и сам по себе личность довольно темная, подтвердил это обвинение, в то время как Джонатан Филипс, эксперт из Pricewatercoopers, которому было поручено сделать анализ деятельности Ipoc, заявил, что 'обнаружил действие классической схемы отмывания'. Рейман все яростно отрицал, допуская, что знаком с главным владельцем фонда Ipoc, настоящим порождением преисподней - датским адвокатом Джеффри Гэлмондом. Женевский суд оказался на его стороне.
Но суд в Цюрихе, который снова занялся этим делом, ткнул пальцем в высказывавшееся мнение об участии 'коррумпированных высокопоставленных чиновников из министерства телекоммуникаций' России.
Вызывающим беспокойство фактом является то, что Рейман руководил Телекоминвестом, главным акционером Мегафона, которому он предоставил третью лицензию на пользование национальной GSM. А за спиной министра вырисовывается тень семьи Путина. Ведь Людмила Путина, собственная жена президента, работала в Телекоминвест. Некоторые российские газеты, не приводя никаких доказательств, утверждают, что она осталась там тайным акционером.
В таком контексте злобность нынешних нападок вполне объяснима. В отрасли мобильной телефонной связи торговые марки особенно привлекательны. Что забавно, так это то, что этим летом Альфа банк, стоящий в первом ряду частных финансовых организаций, стал жертвой организованной кампании слухов, которая привела к оттоку вкладчиков и вынудила олигарха Фридмана прибегнуть к вливанию миллиарда долларов в банковскую сеть.
Порвав с политикой сдержанности, холдинг Альфа пошел в контратаку с привлечением иностранных адвокатских контор и компаний по связям с общественностью. Точно так же как это делал Юкос, чтобы попытаться выжить. Норвежский оператор Telenor, владеющий 30% акций Вымпелкома, бросился на помощь российской компании, полагая, что налоговые претензии вынудят Вымпелком дважды заплатить налоги, как сообщает Интерфакс.
По сравнению с 17 миллиардами евро, требуемыми с Юкоса, 157 миллионов, которые пытаются получить с Вымпелкома, не так уж много. Однако, все инвесторы, шокированные такими произвольными налоговыми претензиями, опасаются, что подобные методы поставят под угрозу развитие страны, в то время как прогнозы на 2005 год предусматривают снижение роста. 'Если использование опасного оружия судебного преследования по налоговой задолженности ... будет распространяться, - заявил Джеймс Фенкер, аналитик маклерской компании Тройка Диалог, - то российский рынок находится в большой опасности'. Особенно если это оружие будет использоваться в целях нового раздела национального богатства.