Великий российский министр иностранных дел XIX века Александр Горчаков говорил, что 'у России в мире только два союзника - армия и флот'. Сегодня, перефразируя эти слова, Владимир Путин мог бы сказать, что двумя единственными союзниками России - способными обеспечить ей динамичную и не второстепенную роль в мире - являются газ-нефть и вооружения - не только ее собственные (ракетно-ядерные), но и те, что она продает во всем мире.
Не случайно российского президента во время его встреч с зарубежными главами государств и правительств всегда сопровождают высшие представители нефтяного, газового и военно-промышленного комплекса. Это можно было видеть и в последние недели, когда Путин был с визитами в Индии и Турции и принял в Москве иракского премьера Айада Аляви.
В Индии, куда Путин уже приезжал в 2002 году, было укреплено сотрудничество, продолжающееся со времен Леонида Брежнева и Индиры Ганди. Вооружения играют в нем самую большую роль. В этом году Россия получила три миллиарда долларов за купленный индийцами (перестроенный) авианосец 'Адмирал Горшков'. А теперь она подписала с Нью-Дели новые контракты примерно на пять миллиардов.
Лицензии, которые давно позволяют Индии производить российское оружие, будут расширены до производства (при значительном участии индийского капитала) новейших моделей танков Т-90S и боевых самолетов 'Сухой' 30-Мки. В аэрокосмической области Индия примкнула к российскому проекту ГЛОНАСС (глобальная система спутниковой навигации). Этот проект победил конкурентов - проекты 'Галилео' (Евросоюза) и GPS (Соединенных Штатов).
Растет спрос Индии на энергию, сотрудничество двух стран в этой сфере расширяется. Индия инвестировала 1,7 миллиарда долларов в газо-нефтяной проект 'Сахалин-1'. Индийская нефтяная компания ONGC также выразила намерение участвовать в аукционе по приобретению акционерных пакетов 'Юганскнефтегаза', добывающей компании, выведенной из ЮКОСа. Россия содействует освоению морских залежей в Бенгальском заливе.
В визите Путина в Турцию на первом плане мы видим те же сектора. В энергетической области 72% турецко-российского обмена в этом году (10 миллиардов долларов) касается российского газа. Газа, который 'Газпром' доставляет на турецкий берег Черного моря подводным газопроводом 'Голубой поток'. Однако Москва требует, чтобы подписанные обязательства выполнялись. Они предусматривают ежегодные поставки Турции 14 миллиардов кубометров газа. Турция пока что потребляет только 20% этого объема. Москва, поэтому, требует увеличения поставок. С Анкарой она согласовала как свое участие (вместе с турецкой компанией Botas) в широком распространении в стране сети газопроводов, так и расширение экспорта газа из Турции в третьи страны (возможно, в Израиль).
Что же касается вооружений, тут нет никаких дел, сравнимых с индийскими. У Москвы имеется неоплаченный счет. Анкара должна отдать должное результатам своего конкурса, проведенного два года назад, когда одна из компаний российского ВПК, 'Комов' (так в тексте - прим.пер.) выиграла заказ на 145 боевых вертолетов 'КА-50-2', именуемых на жаргоне 'Черными акулами' (сделка на 2,5 миллиарда долларов). Эта компания победила по качеству и цене американского конкурента 'Белл-Текстрон'.
Анкара ничего не сделала. Возможно, из-за давления со стороны НАТО. Или потому, что турки, как говорили, заинтересовались другой моделью, у которой пока существует только опытный образец, моделью, считающейся более завершенной, чем 'черные акулы' - МИ-28N. Москва предложила строить эти вертолеты вместе, в Турции. Удивительная новость. У Турции, кроме того, что она - член НАТО, были и есть с Москвой несколько спорных вопросов. Начиная с ограничений, наложенных Анкарой на проход супертанкеров через проливы, и до чеченского вопроса.
И, наконец, визит иракского премьера Аляви. Ему предшествовало списание Москвой 90% иракских долгов (между 8 и 9 миллиардами долларов). Путин в обмен получил возможность возобновить разговор о богатых контрактах, подписанных с режимом Саддама и касающихся российского участия (Лукойл, 'Транснефть') в больших нефтяных проектах на юге Ирака (Западная Курна) и в строительстве инфраструктур энергетического сектора. Не исключаются и поставки Багдаду российских вооружений.
Таким образом, 'два единственных союзника России' - газ-нефть и оружие, те же самые, которые имелись у Москвы в советские времена - позволяют Путину играть активную и важную роль на международной сцене. Но этого не хватает для того, чтобы сделать из России, как он хотел бы, один из 'больших полюсов', вокруг которых вращаются международные балансы и отношения.
Нужны и другие союзники. Они называются стабильность, широко распространенное благосостояние внутри страны. Производственная дифференциация. Развитие, и не только в сфере вооружений, высоких технологий. С моделью такого развития Путин смог прямо познакомиться во время посещения в Индии (а не в Калифорнии) удивительного технологического комплекса в Бангалоре.