Донецк (Украина). — Я прибыл в Киев на пятнадцатый день украинской 'оранжевой революции'. Моя машина застряла в пробке из-за демонстрации у здания парламента. Я вышел и присоединился к митингующим. Решимость демонстрантов просто поражала. В этом людском море царили образцовый порядок и спокойствие. Преобладали два лозунга: 'Ющенко — наш президент!' и 'Не стойте на пути у нашей свободы!'. Но был и третий: 'Восток и Запад — вместе!'
Это был призыв к законности и порядку, свободе, и национальному единению. Часть демонстрантов шла под государственными флагами, другие —под оранжевыми знаменами оппозиционного кандидата Виктора Ющенко с названиями их родных городов или сел. Демонстрация, судя по всему, была полностью лишена классового характера. В толпе очень редко можно было встретить транспаранты с названиями фирм, партий или организаций. О социальных или экономических вопросах никто не упоминал. Это была чисто политическая манифестация. 'Оранжевая революция' на Украине — либеральная революция классического типа, вроде восстаний 1848 г. или пражской 'бархатной революции' 1989 г. Это восстание против беззакония и репрессий, за демократию и свободу — подлинная буржуазная революция.
Люди полушутливо называют ее бунтом миллионеров против миллиардеров. Трое из лидеров революции (Юлия Тимошенко, Олександр Зинченко и Петро Порошенко) — весьма состоятельные бизнесмены. Они критикуют не большой бизнес, а 'бандитов'. Главными сторонниками кандидата от власти, действующего премьер-министра Виктора Януковича, являются три крупнейшие олигархические группировки: сообщается, что они вложили в его предвыборную кампанию до 300 миллионов долларов. Однако подавляющее большинство украинских безнесменов поддерживают его соперника Виктора Ющенко, протестуя против 'приватизации' государства этими тремя структурами.
В ходе украинских президентских выборов страна раскололась и по региональному принципу. Ющенко с большим преимуществом одержал победу в 17 областях Западной и Центральной Украины. В основном это украиноязычные регионы, хотя среди них насчитывается и несколько русскоязычных. Янукович одержал столь же впечатляющую победу в 10 русскоязычных областях на юге и востоке страны, пугая избирателей призраком западноукраинского национализма.
Чтобы лучше понять происходящее, я съездил в Донецк, восточноукраинскую цитадель премьер-министра Януковича, чтобы побеседовать с ведущими бизнесменами, прежде всего с некоторыми из магнатов сталелитейной промышленности. Я был поражен увиденным. Ум этих миллиардеров-самоучек не уступает их энергии. Для них политика — средство развития бизнеса. Они скупили старые советские сталелитейные заводы и перестроили их деятельность. Один осуществляет вертикальную интеграцию, объединяя мощности по добыче угля и железной руды с производственными предприятиями, другой предпочитает горизонтальную экспансию, скупая сталелитейные заводы в странах 'новой Европы'. В настоящее время они экспортируют сталь в основном в Китай, а также, в немалых объемах, на Ближний Восток, однако остро сознают, что китайский 'золотой дождь' не продлится долго. Рано или поздно им придется наращивать поставки в Европу, которая защищается от украинской стали протекционистскими барьерами. Чтобы сломать это препятствие, они стремятся приобретать производственные мощности в Европе, хотят, чтобы Украина вступила во Всемирную торговую организацию и заключила с Евросоюзом соглашение о свободной торговле. Я расспрашивал их и о деловых интересах в России, но похоже, никто из них не владеет там значительными активами. Нет у них и реальных партнеров в России, хотя какое-то количество стали они продают восточному соседу. Электроэнергию они приобретают на свободном рынке, а российские сталелитейные компании — их жесточайшие конкуренты. Несмотря на географическую близость к России, стальные магнаты Донецка мечтают о Европе.
Один из них был видным сторонником Януковича. Другой сохранял нейтралитет, но, похоже отдает предпочтение Ющенко, надеясь усилить позиции в борьбе с более крупным конкурентом. В Донецкой и Луганской областях, где власть действует в авторитарном духе, даже крупные бизнесмены не отваживаются говорить начистоту. Мои собеседники с большим уважением отзывались о Ющенко, который тщательно избегал каких-либо оскорбительных замечаний в адрес Восточной Украины. Сегодня все, чего они хотят от выборов — это четкого результата, в отличие от президента Леонида Кучмы, который, судя по всему, старается затянуть политический кризис, что приведет к дестабилизации украинской экономики, а это в свою очередь, ударит по популярности оппозиции.
А как же сепаратистские призывы, звучащие из уст некоторых восточноукраинских чиновников? Услышав вопрос об отделении, все мои собеседники приходили в возбуждение и заявляли, что эта идея абсолютно неприемлема. Бизнес-лидеры Восточной Украины заявили областным начальникам, что те не имеют права говорить об отделении, и чиновники замолчали. Сепаратизм, объяснили мне, не представляет опасности, да и деловое сообщество просто не допустит его развития.
Я вернулся в Киев, весьма довольный услышанным. Если мои собеседники не лукавили, то их слова означают, что крупные бизнесмены с востока Украины не заинтересованы в продолжительном политическом кризисе — он обойдется им слишком дорого. Они готовы согласиться, чтобы президентом стал Ющенко, и озабочены своей репутацией на Западе, чтобы иметь возможность приобретать новые компании в Европе. Они твердо выступают за целостность Украины, поскольку раскол страны приведет к развалу их бизнес-империй. Контакты они поддерживают в основном с другими представителями украинской элиты.
Политический кризис на Украине — логический результат политики президента Кучмы. В заслугу ему следует поставить то, что он обеспечил развитие в стране динамичной и конкурентной рыночной экономики, однако при этом незаслуженное предпочтение отдавалось горстке корпораций. Теперь 'просто богачи' хотят оказаться в равных условиях со сверхбогачами, а простые украинцы сыты по горло коррупцией, беззаконием и репрессиями. Напряженность между восточными и западными регионами, судя по всему, имеет второстепенное значение.
Серьезное вмешательство России в ход украинских выборов вызывает удивление, ведь Восточная Украина, как и Западная, рвется в Европу. Скорее всего это объясняется неприязнью президента Путина к демократии и его опасениями, что с Украины демократия распространится на Россию. Возможно также, что президент Кучма просто использовал Путина в своих целях — ведь он всегда старается стравливать всех со всеми.
Украина стучится в двери Евросоюза. Ей необходимо помочь в борьбе с коррупцией и беззаконием. Но больше всего украинцам нужна возможность свободно ездить в вожделенную Европу, выходить на ее рынки, получать там образование — а также перспектива вступления в ЕС. Для ЕС принять в свои ряды украинское государство, при подлинном рождении которого мы сегодня присутствуем, будет непростой, но важной задачей.
Андерс Аслунд — директор программы по изучению России и Европы Фонда Карнеги за мир во всем мире (Carnegie Endowment for International Peace)
____________________________________________________________
Избранные сочинения Андерса Аслунда на ИноСМИ.Ru
Украина показала, что заслуживает независимости ("The Moscow Times", Россия)
Андерс Аслунд о ситуации на Украине ("The Washington Post", США)
Украинские избиратели не нуждаются в советах Москвы ("The Financial Times", Великобритания)
Слабый человек в Кремле ("Die Welt", Германия)
Дни Путина сочтены ("Der Standard", Австрия)
Украина на перепутье ("The Washington Post", США)
Путинская жажда власти губительна для России ("The Financial Times", Великобритания)
Путин одинок на вершине пирамиды власти ("The Moscow Times", Россия)
Что следует делать Соединенным Штатам на Украине ("In The National Interest", США)
Проклятие" России ("The Moscow Times", Россия)
Путин сам себя уничтожает? ("Taipei Times", Тайвань)