Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Отношение Финляндии к России должно быть более открытым

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президенты Владимир Путин и Тарья Халонен встретились недавно в Санкт-Петербурге в хорошем настроении. Все ли предубеждения остались позади? Является ли состояние взаимоотношений наших стран хорошим? На эти вопросы нельзя, к сожалению, ответить утвердительно. В финляндской политике по отношению к России не все в порядке, хотя официально заявляется противоположное. В течение всей этой осени представители российских и финляндских кругов выражали свое неудовлетворение

Автор статьи - доктор философии, член правления Фонда 'Санкт-Петербург', Хельсинки

Президенты Владимир Путин и Тарья Халонен встретились недавно в Санкт-Петербурге в хорошем настроении. Все ли предубеждения остались позади? Является ли состояние взаимоотношений наших стран хорошим?

На эти вопросы нельзя, к сожалению, ответить утвердительно. В финляндской политике по отношению к России не все в порядке, хотя официально заявляется противоположное. В течение всей этой осени представители российских и финляндских кругов выражали свое неудовлетворение.

***

И церемониальное выступление двух президентов совершенно не изменило картину. Стиль выступлений напоминал скорее дни Холодной войны, но не наличие новой политической культуры.

Русские критиковали Финляндию, в основном, за то, что она не понимает интересов России и за некое подозрительное отношение к своему восточному соседу, в последнем случае - даже за русофобию.

Среди высказываний финнов относительно финляндской политики по отношению к России выдвигались мысли о том, что развитие двусторонних отношений отодвинулось на второй план, и что Финляндия не желает нести ответственности прикрываясь фразеологией, культивируемой в рамках ЕС.

Политика Финляндии по отношении к России - корректна и даже критична, но одновременно формальна и довольно неплодотворна.

***

Складывается такое впечатление, что ссылаясь на (полит)корректность многие важные и ответственные дела сознательно отводятся на второй план, например, вопрос о Карелии. Позитивные инициативы блистают своим отсутствием. Как будто конструктивное обсуждение заранее признается невозможным.

Политика Финляндии по отношению к России, которая сейчас, при всех заверениях о дружбе, является формальной и консервативной, должна бы быть, смею надеяться, динамичной и непринужденной.

В выступлениях президента Тарьи Халонен в этом году часто подчеркивалась мысль о том, что в быстро глобализирующемся мире необходимо проводить политику 'честных правил игры'.

Под этим она подразумевает, на мой взгляд, новую нравственную позицию на арене мировой политики, позицию, свободную от прежних изживших себя иерархических структур, включающих и подчинение.

***

По каким-то причинам президент не подчеркивала эту мысль в контексте взаимоотношений Финляндии и России.

К сожалению. Дело в том, что политика 'честных правил игры' могла бы быть ключом к обновлению всей парадигмы политики Финляндии и России.

Характерным признаком взаимоотношений Финляндии и России была до сегодняшнего дня политика с позиции силы: Россия предполагала, что Финляндия 'подстроится' под интересы восточного соседа. Понимание такого 'реализма' было на десятилетия возведено в ранг национальной добродетели.

Нынешние лидеры Финляндии, включая президента и министра иностранных дел, выросли в условиях существования этого принципа.

Поэтому и не удивительно, что появление новых идей в нашей политике по отношению к России настолько затруднительно.

***

Причины подобного состояния дел могут быть психологические или политические, но это уже другой вопрос.

Что же политика 'честных правил игры' могла бы означать на практике во взаимоотношениях двух соседних стран?

Может быть, это попросту проявилось бы только в большей открытости при подготовке повестки дня двусторонних встреч. Все те вопросы, которые с той и с другой стороны мешают развитию наших связей, должны быть включены в программу обсуждения.

Отказ от запретов на обсуждение определенных тем был бы своеобразной школой по преодолению подчиненности и переходу к свободному сотрудничеству, то есть к дружбе.

Я верю, что желание и интерес к такому сценарию развития событий существует, хотя наличие сопротивления подобному переходу тоже есть.

***

Выступая в Доме культуры города Хельсинки 16 октября во время празднования 60-летия Общества дружбы 'Финляндия-Россия' председатель Госдумы РФ Борис Грызлов призывал финнов, чтобы они действовали более инициативно не только в Карелии, но и в других финно-угорских республиках России, что вызвало определенные надежды. Верю, что при обсуждении различных проблем в рамках 'правил честной игры' вопросы Карелии и Северо-Запада России могли бы получить больше внимание, нежели сейчас при встречах руководителей Финляндии и России.

Позитивные инициативы на этом направлении изменили бы, и достаточно быстро, мнение финнов о России, чего хотят, кстати, и сами русские.

Центральная идея состоит в географическом положении границы, а в постепенном развитии трансграничного сотрудничества. Совершенно естественной является мысль о том, что в будущем экономическая, политическая и 'культурная' активность Финляндии в Карелии будет на таком же уровне, как сейчас, например, в Эстонии.

***

Не следует тормозить развитие событий пассивной политикой. С Россией можно провести, например, переговоры об открытии Центров культуры Финляндии в Выборге и Сортавале, об инвестициях и о защите инвестиций.

Если будет прогресс в этих вопросах, то и в Финляндии будет больше искренних дружественных чувств (к России) и даже большего понимания позиции нашего соседа в визовом вопросе.