Если Запад не захотел встать на защиту основных прав человека и демократических принципов в России, оставалась надежда, что он хотя бы придет на помощь свободному предпринимательству. Однако единственный протест против продажи основного актива российского нефтяного гиганта 'Юкоса' прозвучал из Техаса, но это был не Джордж Буш (George W. Bush), а суд по банкротству в Хьюстоне. Нет необходимости говорить, что воскресный аукцион 'Юганскнефтегаза' в Москве состоялся, невзирая на решение суда.
Поскольку российский газовый гигант 'Газпром' оказался перед перспективой юридической неразберихи из-за судебного запрета, победителем торгов стала совершенно неизвестная компания из российской глубинки, у которой просто оказались 9,3 млрд. долларов наличными. Вскоре покупатель наверняка окажется подобием русской матрешки. Внутри нее будет другая, а именно 'Газпром', а в центре, как и в любой другой матрешке в наши дни, окажется Владимир Путин.
***
Если вам нужны ориентиры будущего России, просто послушайте, что говорит президент Путин. Слушайте внимательно, а потом представьте, что все произойдет в точности до наоборот. Одно из ужасающих сходств путинской России и Германии 30х годов как раз и заключается в этих двуличных речах в стиле Оруэлла.
Неправдоподобной мантрой Адольфа Гитлера (Adolf Hitler) было 'Мы хотим мира'. Недавние заявления г-на Путина оказались такими же правдивыми. За словами 'мы не будем трогать Конституцию' последовал один антидемократичный захват власти за другим. Избрание губернаторов регионов было отменено в пользу назначенцев Кремля. Теперь власть станет еще более централизованной, ведь природные ресурсы страны окажутся под прямым федеральным контролем.
На случай, если изменения Конституции будет недостаточно для удовлетворения Кремля, разрабатывается законопроект, который позволит временно приостанавливать действие Конституции по усмотрению ФСБ - которая с гордостью демонстрирует свои КГБистские корни, - если она решит, что в стране существует угроза теракта. В ответ на критику они отвечают, что Америка 'делает то же самое'. Но не смейте думать, что это справедливое сравнение - приравнять недавние действия российского парламента к Закону о патриотизме - все равно, что поставить знак равенства между отрезанием руки и подстриганием ногтей.
После начала трагедии в Беслане Путин на встрече с королем Иордании Абдуллой заявил, что самое главное - это благополучие детей. Днем позже силы безопасности предприняли попытку штурма, в результате чего погибли сотни. Точно также Путин заявлял, что у правительства нет намерений добиваться банкротства 'Юкоса'.
Еще более постыдно то, как мало так называемые лидеры свободного мира сказали и сделали в ответ на эти нападения на правду. В то время, когда выборам в России нельзя верить, Путин может рассчитывать на вотум доверия от Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi), Тони Блэра (Tony Blair), Джорджа Буша, Жака Ширака (Jacques Chirac) и Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder). Возможно, Шредер и другие боятся лишиться своих виз, ведь сейчас российский парламент разрабатывает другой закон, который позволит запретить въезд в страну любому иностранцу, 'проявившему неуважение' к России. Тем временем на вчерашней конференции г-н Буш упрямо назвал 'Владимира' своим 'хорошим другом'.
Инвесторы традиционно чураются таких сомнительных предприятий, как состоявшийся в эти выходные демонтаж 'ЮКОСа'. Участие в государственном рэкете ничуть не лучше финансирования Аля Капоне (Al Capone) и его чикагской мафии. Назовем поименно западные компании, не погнушавшиеся оказать 'Газпрому' финансовое содействие и тем самым способствовавшие разграблению 'ЮКОСа': 'Deutsche Bank AG', 'ABN Amro Holding NV', 'BNP Paribas SA, 'Kleinwort Wasserstein' 'J.P. Morgan Chase & Co'.
Но их сотрудники по крайней мере находятся в безопасности, в отличие от служащих 'ЮКОСа', десятки из которых сегодня подвергаются преследованиям - находятся за решеткой, под следствием, или в бегах. И все это делается ради вендетты Кремля против главы 'ЮКОСа' Михаила Ходорковского и для того, чтобы показать другим капитанам промышленности: если они хотят сохранит свой бизнес и свободу, им остается лишь покорно подчиняться.
Последней по времени иллюстрацией к этой тенденции стал шантаж, которому подвергается российский оператор мобильной связи 'Вымпелком'. Против этой фирмы применяется примерно та же тактика, что и против 'ЮКОСа'. Ей предъявлены налоговые недоимки на общую сумму в 540 миллионов долларов. В этой связи вряд ли стоит удивляться тому факту, что владельцы 'Мегафона' - одного из главных конкурентов 'Вымпелкома' - тесно связаны с г-ном Путиным.
Из всего этого западные банки и корпорации должны сделать однозначный вывод: бизнес в России - занятие рискованное. Все зависит от личной преданности г-ну Путину. Но подобная преданность сомнительна с моральной точки зрения, и нецелесообразна с точки зрения стратегической. Если какое-то соглашение заключается в атмосфере беззакония, оно не дает никаких гарантий сохранности ваших инвестиций.
Западные структуры не должны забывать об опасностях, неизменно сопровождающих сделки с диктаторами. Придет день, когда, чтобы добиться правосудия в России, нам уже не придется обращаться в хьюстонский суд. Когда на моей родине восстановится законность и порядок, те, кто сделал ставку - политическую и финансовую - на приспешников г-на Путина, еще пожалеют о неправедно нажитых прибылях, ведь их сделки неизбежно подвергнутся новому, самому рассмотрению, уже при беспощадном свете дня.
В демократических государствах приходящие к власти правительства редко отменяют коммерческие соглашения, заключенные их предшественниками. Но когда путинский режим рухнет под тяжестью собственной жестокости, высокомерия и некомпетентности, перемены наступят внезапно, а их последствия будут радикальными. Тогда будет уже слишком поздно кричать 'караул' или заявлять, что на иностранцев закон не распространяется.
Так что поддержка диктаторов неоправданна не только с нравственной, но и с практической точки зрения. Западные лидеры держат рот на замке, а сейфы западных банков для г-на Путина всегда открыты. Никто не отменяет планов провести в Москве в 2006 г. встречу 'большой семерки', на которой эта группа будет преобразована в 'большую восьмерку' - это будет просто оскорбление для всех демократических стран мира. Эта встреча станет последним гвоздем, забитым в гроб российской демократии.
Тем, кто считает, что, поддерживая г-на Путина, они смогут повлиять на его политический курс, предстоит убедиться в том, что эти уступки принесут не больше результатов, чем согласие на проведение Олимпиады 1936 г. в Берлине. Дружелюбие в отношении диктаторов не приводит к смягчению их режимов - оно лишь делает их еще более наглыми и агрессивными.
Возможно, западные лидеры разделяют ошеломляющий вывод, сделанный в передовой статье 'New York Times' на прошлой неделе: 'фашистская Россия - гораздо лучше, чем Россия коммунистическая'. Надеюсь, что мне позволено не ограничивать свой выбор этим предлагаемым меню. Я не готов поднять руки вверх и капитулировать перед путинским режимом. Мы еще можем сопротивляться диктатору и бороться за демократию.
* * *
В марте 1991 г. тогдашний президент США Джордж Буш старший и его европейские коллеги все еще поддерживали бесплодные внутриполитические шаги Михаила Горбачева. Тогда я написал: если нас оставят в покое, у нас скоро не будет ни Горбачева, ни коммунизма. Сегодня мы должны сказать 'нет' Владимиру Путину, и мы должны сказать 'нет' фашизму. Если Соединенные Штаты и европейские державы не желают помочь нам в этой новой борьбе, пусть хотя бы остаются в стороне от схватки и прекратят помощь силам фашизма.
Г-н Каспаров - ведущий шахматист мира и председатель российского Комитета 'Свободный выбор 2008' - является автором и членом редколлегии 'Wall Street Journal'
____________________________________________________________
Архив ИноСМИ.Ru:
Гарри Каспаров: Умиротворители Путина ("The Wall Street Journal", США)
Гарри Каспаров: Путин должен уйти ("The Wall Street Journal", США)
Гарри Каспаров: Террор против открытости ("The Wall Street Journal", США)
Гарри Каспаров: Хватит 'моральной уравниловки' ("The Wall Street Journal", США)
Гарри Каспаров: Кто теряет Россию? ("The Wall Street Journal", США)
Гарри Каспаров хочет, чтобы на Путина накинули узду ("The Globe And Mail", Канада)
Гарри Каспаров: Ка-гэ-бэшное государство ("The Wall Street Journal", США)
Гарри Каспаров: Выиграть более длительную войну ("The Wall Street Journal", США)
Гарри Каспаров: Путин по-прежнему остается агентом КГБ ("La Vanguardia", Испания)