В воскресенье российские власти разыграли драму, которая при всей своей странности красноречиво свидетельствует о презрительном отношении президента Владимира Путина к нормам международного и финансового права. На прошедшем под контролем правительства московском аукционе крупнейшая в мире нефтедобывающая компания была 'продана' всего-навсего за 9,3 миллиарда долларов США - половину своей реальной стоимости - ранее неизвестной фирме, вышедшей из тени каких-то три дня назад. Новый нефтяной гигант, о руководстве которого практически ничего неизвестно, в качестве своего юридического адреса указал небольшое здание в провинциальном городе, где по соседству с ним располагаются кафе и центр мобильной связи.
Вот таким способом Владимир Путин и кучка бывших сотрудников КГБ из его ближайшего окружения прибрали к рукам основное добывающее подразделение компании 'ЮКОС', до недавнего времени считавшейся одним из самых динамично развивающихся российских частных предприятий, взявшим на вооружение западные стандарты отчетности. Поступив таким образом, они проигнорировали не только российское законодательство, но и права иностранных инвесторов и кредиторов, от притязаний которых они, судя по всему, уклонятся благодаря созданию подставной компании.
Наглый захват частной собственности и полное неуважение к принципу верховенства закона поставили в тупик даже видавших виды международных инвесторов, которые кинулись продавать акции российской компании на московской и других фондовых биржах. Все происходящие каким-то чудесным образом не оказало никакого влияния на президента Соединенных Штатов Джорджа Буша (George Bush), который в ходе своей пресс-конференции подчеркнул, что 'намерен и далее поддерживать дружеские отношения' с российским лидером. Лишь вскользь упомянув прошедшие торги, которые многие специалисты называют не иначе как самой крупной кражей частной собственности в новейшей истории, президент Буш отметил: 'Я сказал Владимиру, что следующие четыре года мы будем работать над вступлением России в ВТО'. И это при том, что основная задача Всемирной торговой организации (ВТО) заключается в распространении принципа верховенства закона на всем мировом экономическом пространстве.
Как будто и не было этого в высшей степени загадочного аукциона - поведение Джорджа Буша озадачивает еще больше, чем действия российского лидера. Владимир Путин с грациозностью слона в посудной лавке стремится сосредоточить в своих руках всю полноту политической и экономической власти и создать такое государство, которое по своему устройству скорее напоминало бы бывший Советский Союз, чем западную демократию. За последние несколько недель он отменил выборный порядок формирования органов власти в регионах и попытался при помощи обмана навязать украинскому народу промосковского президента. Теперь он уничтожил самую мощную в стране частную компанию и превратил ее основное подразделение в юридическое образование, которое, как скоро выяснится, находится под той или иной формой контроля со стороны Кремля. Российского президента не смутил даже тот факт, что международные банки, обещавшие деньги на покупку 'Юганскнефтегаза', вышли из игры после того, как в ответ на требования американских вкладчиков 'ЮКОСа' Федеральный суд по делам о банкротствах Хьюстона выпустил постановление о запрете торгов. Неужели после этого все, что смог сделать Джордж Буш, это публично пообещать Владимиру Путину помощь при решении вопроса о вступлении России в ВТО?
Защитники американского президента утверждают, что только со стороны это выглядит так, как будто он остается безучастным к поведению своего друга Владимира. На самом деле, по словам самого Джорджа Буша, он прекрасно понимает, что российский лидер собирается сделать. Однако он предпочел не вмешиваться, во-первых, потому что американо-российское противостояние невыгодно обеим сторонам и всему миру и, во-вторых, ввиду того, что усилия Москвы по восстановлению страны окажутся тщетными без поддержки со стороны Вашингтона. Однако деятельность российского президента с каждым днем приобретает все более разрушительный характер.
Его неоимпериализм повлек за собой демократическую революцию на Украине, а результатом травли 'ЮКОСа' стал отток капитала из России. И все же Владимир Путин вряд ли изменит своему политическому курсу до тех пор, пока будет пребывать в уверенности, что безобразия, подобные воскресным торгам, будут сходить ему с рук, а с Соединенными Штатами удастся сохранить 'гибкие и продуктивные отношения'. О прочности этих отношений свидетельствует вчерашняя фраза Джорджа Буша: 'Я намерен оставить все как есть'. В конце концов, разве может кража какой-то там нефтяной компании повредить крепкой дружбе?